30 июля. Священномученик Иоанн Плотников

30 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 30 июля 2015 года

 

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Иоанна, Марины, Леонида, Лазаря.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика диакона Иоанна Плотникова.

Иван Степанович Плотников родился в 1864 году в семье священнослужителя села Катайское Камышловского уезда (ныне город Катайск Курганской области). В 1880 году он окончил Долматовское духовное училище, после чего нес служение псаломщика Свято-Троицкой церкви села Катайское. Сотрудничал с Уральским обществом любителей естествознания; за многолетний сбор «климатических наблюдений», по представлению общества, псаломщик Иван Плотников был отмечен Архиерейской грамотой.

В 1906 году Иван Степанович был рукоположен в сан диакона и направлен для служения в приход в честь Сретения Господня Старопышминского завода. Отец Иоанн верой и правдой служил Господу. Не отрекся он от веры отеческой и тогда, когда власть захватили большевики. Богоборцы грабили церковные ценности, закрывали храмы, убивали священников и благочестивых мирян. 30 июля 1918 года на горе Высокой отец Иоанн был зверски убит пришедшими к власти большевиками как представитель «реакционного класса». Все эти сведения удалось собрать прихожанам Сретенского храма буквально по крупицам.

У подножия горы Высокой, где принял смерть отец Иоанн, расположен восстановленный силами прихожан источник в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», а на самой горе установлен поклонный крест – железный, четырехметровый. Прихожане и священнослужители на своих плечах поднимали его на гору высотой почти 900 метров. Вода источника стекает к подножию горы Высокой прямо от установленного креста. У основания креста – памятная гранитная плита с датой мученической кончины отца Иоанна. С горы открывается вид на восстановленный Сретенский храм, на весь поселок Старопышминск. Сверкающий золотом крест виден издалека. Он – свидетельство того, что память людскую уничтожить невозможно, что правда о подвиге сотен новомучеников восстает и ярко сияет по всей Русской земле.

Некоторое время назад в храм обратилась группа мужчин, представителей казачества, с просьбой об окормлении. С одной стороны, мужчина в храме - это всегда особая категория прихожан и где-то даже особая редкость. Вот как в Иваново женщин на душу населения больше, чем мужчин, поэтому возникают определенные проблемы, трудности, конкуренция. Так и в Церкви: в процентном соотношении женщин гораздо больше, чем представителей мужского пола. Всегда приветствуешь подобное движение в сторону Церкви, понимая, будучи мужчиной, что не так просто сделать этот шаг - перешагнуть церковный порог. Потому что если женщина эмоциональна, чувствует сердцем, интуитивно, то мужчине нужно все осмыслить, логически понять, рационально выстроить. Это более далекий путь. Как на иконе Рождества Христова: есть путь пастухов, простых, бесхитростных, увидевших ангелов и сразу же пришедших ко Христу, и путь волхвов, мудрецов, которые за горами, за высокими лесами, где-то вдалеке скачут на верблюдах, чтобы принести Христу свои дары. Примерно такой же путь у мужчин.

С другой стороны, сложность в том, что когда есть запрос, его нужно каким-то образом оправдать. А что такое духовное окормление? Это совместные шаги к воцерковлению, к обретению опыта, знаний, умений и навыков церковной жизни. Отсюда возникает трудность, потому что у казачества от Церкви есть определенные ожидания: чтобы соблюсти легитимность, на казачьем круге обязательно должен присутствовать священнослужитель, к этому у них есть свой интерес. Но насколько серьезен у казаков интерес ко Христу и христианской жизни? В уставе все это декларируется как бы «де-юре», а де-факто? Как можно себе представить казака без веры в Бога и без православной жизни? Очень тревожно за это движение, чтобы его порыв не вылился просто в цирковое представление: надеть казачью форму, взять шашку, отрастить усы из-за какого-то внутреннего побуждения несложно, но ведь дело не в форме. Казак - это не тот, кто с усами, говорящий в определенный момент «любо» или «не любо», он воин Христов по содержанию (не просто вояка, который шумит, призывая поехать в «горячую точку»), стоящий в первую очередь на страже своей души против духов злобы, своей семьи против греха. И дальше, если сил хватает, он поддерживает и ободряет близких. Здесь серьезная трудность: для обретения драгоценной жемчужины веры Христовой необходимо не просто продекларированное желание, нужна огромная энергия, чтобы сквозь «железобетон», закрывающий нашу душу, проросли росточки веры и раскололи «плиты» многолетних навыков, привычек, грехов, чтобы эти росточки проросли к небу и принесли плоды.

Разговариваем с обратившимися в храм братиями о первом и важнейшем условии воцерковления: как можно полюбить Бога, не зная Его? Почему многие люди Бога не любят? Просто они о Нем ничего не знают. Потому что если бы они узнали о личности Господа Иисуса Христа, Его жизни, о том, что Ему стоило наше освобождение от вечной смерти и до какой степени Бог этот мир возлюбил, то невозможно было бы сопротивляться этому прекрасному, благородному, совершенному Богочеловеку, ведь никогда не было на земле ничего прекраснее Его образа, Его жизни. Но для того чтобы возлюбить Бога сердцем, умом, крепостью своей, Его нужно узнать. А чтобы Его узнать, необходим определенный труд - сердечный, умственный, волевой, дисциплинированный. Необходимо как минимум приложить усилия, чтобы погрузиться внутрь церковной жизни, потому что именно там, внутри, человеку постепенно открывается мир Царствия Божиего.

И здесь возникает проблема: вроде желание узнавать декларируется, а как доходит до дела (предлагаю раз в неделю встречаться на час-полтора для того, чтобы поговорить о Боге, о вере), то мешает работа, заботы, сады-огороды. Вывод: человек, который что-либо хочет, ищет возможность, а если не хочет - ищет причину. Как быть в этой ситуации? Ведь невозможно играть с Богом в веру христианскую, просто обозначив, что мы вроде как по названию должны быть православными. Но Бог не участвует в цирке, Он в Церкви; хотя эти слова и похожи по звучанию, но по содержанию они диаметрально противоположны, потому что в Церкви все по-взрослому, по-настоящему. А в цирке - представление, там изображают, это игра, клоунада.

Очень бы хотелось, чтобы современное движение, которое объединяет хороших, серьезных мужчин, семейных, трудолюбивых, не превратилось в фарс, в театральное действо. А для этого в центре, в содержании казачьей жизни должно быть не формальное, не лицемерное, а реальное, истинное православие. Казаки не могут быть нехристианами. Это главный вектор, к которому должны быть приложены усилия тех, кто пытается сформировать и направить казачье движение, чтобы батюшка не просто, как свадебный генерал, приходил раз в три месяца и что-то говорил и чтобы мужчины в казачьей форме не просто совершали какие-то действия на крестных ходах, церковных мероприятиях. Все это формальность, потому что содержание в другом: в практике церковной жизни, церковного богослужения, в участии в церковных таинствах, в молитвенной жизни, в стремлении к преображению своей души. Это то, что является единым и важным на потребу - как Господь сказал: если будете искать в первую очередь Царствия Небесного и правды его, то все остальное приложится вам. И отношения с государством, и земельный вопрос - все это второстепенно, если в первую очередь будут поставлены духовные цели и задачи.

Дай Бог, чтобы у казачества все получилось и оно стало настоящим, взрослым, живым и живодейственным.

Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Елена Кузоро

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать