28 апреля. Сщмч. Александр (Гневушев)

28 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 27 апреля 2015 года

Сегодня свои именины совершают христиане, нареченные в честь святых Александра, Василисы, Анастасии, Андрея, Виктора, Саввы.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники, радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика иерея Александра Гневушева.

Отец Александр родился 23 сентября 1889 года в селе Русская Цильна Симбирского уезда Симбирской губернии в семье священника Федора Васильевича и его супруги Клавдии Николаевны Гневушевых. В 1912 году Александр окончил Симбирскую духовную семинарию и в 1913 году был определен псаломщиком ко храму в селе Русская Цильна.

9 марта 1914 года был рукоположен во священника ко храму в честь Рождества Христова в селе Алейкино Симбирского уезда и назначен заведующим и законоучителем церковно-приходской школы в селе и земской школы в соседней деревне. В 1921 году отец Александр был направлен служить в Михаило-Архангельский храм в село Комаровка. В 1923 году – в село Шумовка Симбирского уезда. В 1925 году –  в село Бряндино Мелекесского района.

Можно подумать была нестабильная церковная ситуация, что батюшка менял приход один за другим. На самом деле это была политика государства, чтобы не дать сформироваться здоровой, полноценной приходской жизни. Это дерево постоянно пересаживалось, а постоянно пересаживаемое дерево не приносит плодов: не успевает врасти в почву.

В 1929 году по всей России началось закрытие властями церквей и снятие колоколов. В январе 1930 года местные власти и активисты-безбожники начали кампанию по снятию с храма колоколов в селе Бряндино. Намереваясь во время кампании добиться закрытия храма, власти потребовали от священника уплаты налогов. Поскольку отец Александр заплатить не смог, ему было предъявлено обвинение в неуплате налогов. 9 января 1930 года к нему в дом явился член сельского совета с понятыми для описи имущества.

13 января отец Александр отслужил всенощную, сказал проповедь, которая впоследствии властями была истолкована как антисоветская. Наутро, отслужив Литургию, священник вышел с крестом на амвон и обратился к прихожанам со словом. Он сказал, что может быть, это последняя служба, так как на днях церковь могут отобрать для колхозных нужд. Он призвал прихожан поусерднее молиться, чтобы Господь избавил от нападок безбожников. Прихожане заплакали. Видя их переживания, прослезился и священник, положил крест на аналой и ушел в алтарь. А хор в это время запел кондак, который поется в дни Великого Поста: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается».

15 января состоялось общее собрание жителей села, на котором обсуждался вопрос о снятии колоколов. Всего присутствовало около трехсот человек. Собравшиеся, кроме группы активистов-безбожников, были настроены категорически против уничтожения колоколов, и безбожникам не удалось добиться перемены их настроения. На следующий день, предполагая, что состоится насильственное снятие колоколов и закрытие храма, к храму собралось около пятисот прихожан, чтобы воспрепятствовать безбожникам в осуществлении их намерений. На колокольню по предварительному уговору с матерями забрались подростки и ударили в набат. К толпе приблизились сельские активисты, но после того, как из толпы послышались угрозы, они разбежались. Несколько дней верующие дежурили у храма, но власти больше не предпринимали попыток его захватить.

В начале февраля отец Александр поехал навестить родственников в Симбирске. В это время сотрудники ОГПУ арестовали некоторых участников защиты храма. 15 февраля было составлено обвинительное заключение.

Следователи писали: «С первых чисел января 1930 года местными сельскими общественными организациями проводилась агитационная кампания за снятие колоколов с церкви. В противовес этой кампании священник местной церкви Гневушев,  используя религиозные предрассудки масс, повел усиленную антисоветскую агитацию среди верующих против проводимых мероприятий, распространяя провокационные слухи о том, что церковь отдадут в колхоз. При выполнении религиозной службы нарушал уставы церкви с целью воздействия на чувства верующих, ввел исполнение трогательных великопостных стихов, которые в обычное время не применяются».

Интересно, откуда у членов НКВД такое знание богослужебного устава? Не иначе, как кто-то «напел».

«После торжественной проповеди антисоветского содержания Гневушев со слезами на глазах ушел в алтарь. В это время на клиросе запели трогательный великопостный стих “Душе, что спиши? Конец приближается”. Находящиеся в церкви до двухсот человек верующих все плакали».

В результате антисоветской деятельности Гневушева и его единомышленников, 16 января 1930 года утром к церкви собралась толпа человек четыреста-пятьсот, пытавшаяся учинить расправу над представителями местной власти и активистами-бедняками, пытавшимися призвать толпу к порядку и разъяснить им, что церковь никто не собирается отбирать».

Вернувшись из Симбирска, отец Александр отправился в лес на заготовку дров. В это время следствие над арестованными было закончено, а священник сначала был объявлен в розыск, как якобы скрывающийся, и по возвращении домой 22 февраля сразу же был допрошен и на следующий день арестован. На вопрос, признает ли он себя виновным в предъявленном обвинении, он ответил: «Не признаю».

28 февраля священник был снова допрошен. Поскольку сотрудники ОГПУ обвиняли его в контрреволюционной проповеди и что он специально заставил петь на клиросе кондак великопостного богослужения, отец Александр ответил, что «в церкви верующие действительно плакали. Чем было вызвано такое настроение верующих – не знаю. Когда вышел из алтаря с крестом, увидел, что плачут и женщины и мужчины. Я тоже прослезился, положил крест на аналой, а сам ушел в алтарь. В это время на клиросе запели кондак, который действительно поется только в Великий Пост. Я знал, что это противоречит церковному уставу, но не хотел вмешиваться в это дело».

15 апреля 1930 года тройка при ОГПУ приговорила отца Александра к расстрелу. Священник Александр Гневушев был расстрелян 28 апреля 1930 года, о чем был составлен соответствующий акт: «Труп  расстрелянного Гневушева зарыт на кладбищах за городом Ульяновском, близ Стрижева оврага, на надлежащей глубине».

Очень хочется поделиться с вами наследием, оставленным всероссийским старцем отцом Иоанном Крестьянкиным, которое сейчас, благодаря издательству и трудам архимандрита Филарета, его келейника, распространяется по России. Очень утешительно и умилительно время от времени открывать и перечитывать его богодухновенные словеса.

«Дорогие мои, Христос Воскресе! Распахнем же сердца наши навстречу Страдавшему и Умершему, и Воскресшему ради нас. И войдет Он и наполнит Собою и светом Своим жизнь нашу и преобразит наши души. И тогда с любовью устремимся за Ним и мы по крестному пути нашему, ибо в конце его несомненно сияет и наше воскресение в жизнь вечную. Воистину Христос Воскресе!

«Много надо трудов понести, чтобы строился дом души. Строй, детка, он не раз еще будет шататься и даже нарушаться, пока созреет ум и душа. Набирайся терпения, чтобы терпеть свои несовершенства. Божие благословение тебе. Храни тебя Господь».

Терпеть собственные несовершенства - очень важный духовный труд. Мы с вами часто согрешим – на миллиметр, а печалимся – на дециметр. Душа затоскует, замечется, потеряет равновесие, хотя надо - смиренно признать свою немощь, потерпеть себя, как мы порой терпим других. Искренне покаяться у Бога, примириться с Ним, встать, отряхнуться и пойти дальше навстречу Господу.

«Вот то, о чем предупреждает Закон Божий. Я тебе скажу, детка, без родительского благословения ни в монастырь, ни замуж, ни дружить нельзя. Так повелел Господь. Родительское благословение созидает дома детей. Запечатлейте это на своих сердцах – и дети, и родители»

 Конечно, это необходимое условие благополучного основания жизни: молитвы и благословение родителей созиждут основания домов. Не пренебрегайте им, дорогие мои, старайтесь пребывать в послушании родителям. А родители – в послушании Христу и Его святым заповедям.

«Детка, усвой один важный урок, усвой на всю жизнь. Не спеши простираться в завтрашний день, живи сегодня. Сегодня учись видеть волю Божию для себя в настоящий момент. И не только видеть, но надо иметь еще непоколебимую решимость ее исполнить. Вот и будешь жить водительством Божиим. Надо забыть свое: нравится или нет. Надо принять Божие».

Важный духовный совет. В жизни все будет очень просто и легко, если ты решишь все делать для Бога, ради Бога и во славу Божью. Все в жизни и в душе сразу станет на свое место. Совершенно простые слова: «жить ради Бога и во славу Божью». Но как порой это трудно понять, вместить и побудить себя, потому что очень хочется пожить ради себя. Но кто хочет в этом мире, прелюбодейном и грешном, свою душу сберечь, тот в вечности ее потеряет - и наоборот.

«Ты много читал, а не понял главного: духовная жизнь начинается с познания себя и своих немощей, а не с суда над окружающими. Самые разрушительные грехи – это соблазн и осуждение. Вот и начни внимательнее эти два греха изгонять из души и из сердца».

«А крылышки наши иногда повисают, и нет сил взмыть в Небо. Это ничего, это наука из наук, которую мы проходим. Лишь бы желание видеть Небо над головой – небо чистое, звездное, небо Божье – не исчезало. А слезы, труд, болезнь сердца на нашем пути неизбежны. Не исчезай, чадце».

Хочется сказать всем: не исчезай, чадце, трудись, вставай, не отчаивайся, не падай духом, не опускай руки. Все возможно верующему.

И помогай нам всем Господь.

Протоиерей Евгений Попиченко

Расшифровка: Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать