26 мая. Преподобномученик Макарий (Телегин)

26 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 26 мая 2015 года

 

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Макария, Василия, Александра, Сергия, Георгия.

 

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

 

Сегодня святая Церковь совершает память новомученика, преподобномученика Макария.

 

Родился святой 28 августа 1876 года в селе Летникове Бузулукского уезда Самарской губернии в семье крестьян Николая Карповича и Евдокии Феофановны Телегиных. На следующий день был крещен и наречен Павлом. В раннем детстве ему было чудесное явление, после которого он принял решение уйти в монастырь. Все мирское его перестало интересовать. Еще будучи подростком, он нашел пещеру и удалялся в нее для молитвы. Первоначальное образование он получил в Народном начальном училище.

 

На 17-м году жизни совершил паломническое путешествие в Киев. Здесь у святынь Киево-Печерской Лавры, окончательно созрело его решение уйти в монастырь, но ему пришлось отложить исполнение этого намерения: 1 января 1898 года он был призван в армию, в которой прослужил до 1902 года.

 

В 1905 году поступил в кафедральный Чудов монастырь и пробыл на послушническом искусе пять лет, здесь он окончил монастырскую школу.

 

В 1910 году, ходатайствуя о получении указа о зачислении Павла в число послушников, настоятель в характеристике написал о нем: «Принимая в соображение его безукоризненный образ жизни, заметную склонность и душевное влечение к иноческому житию, всегдашнюю готовность к усердному исполнению возлагаемых на него различных послушаний осмеливаюсь смиреннейше ходатайствовать об определении его в число указных послушников Чудова монастыря».

 

8 октября 1910 года Павел был зачислен в монастырь послушником; основное его послушание стало клиросное.

 

22 января 1911 года он был пострижен в монашество и наречен Макарием, 1 февраля того же года рукоположен во иеродиакона, а 6 сентября 1913 года – во иеромонаха.

 

С началом Первой мировой войны в августе 1914 года иеромонах Макарий был откомандирован в действующую армию и служил священником при 400-ом подвижном госпитале. Из командировки он возвратился в Чудов монастырь 12 октября 1915 года.

 

29 июня 1917 года за труды, понесенные во время боевых действий, отец Макарий был награжден наперсным крестом.

 

После закрытия Чудова монастыря безбожниками иеромонах Макарий стал служить в храме на Троицком патриаршем подворье.

 

3 апреля 1922 года в Сергиевский храм Троицкого подворья пришла комиссия по изъятию церковных ценностей. Члены комиссии здесь действовали нарочито грубо и кощунственно, и отец Макарий в лицо назвал их грабителями и насильниками и был тут же арестован и заключен в тюрьму.

 

На допросах во время судебного разбирательства отец Макарий отвечал открыто и прямо.

 

– Вы себя признаете виновным ? – спросил его председатель суда.

– Не признаю.

– А в тех фактах, которые изложены?

– Да, в тех фактах  признаю.

– Вас в чем обвиняют, вы знаете?

– Знаю. Я при изъятии церковных ценностей назвал комиссию грабителями и насильниками, за это меня арестовали. А что меня побудило, я вам скажу – мое религиозное чувство и пастырский долг, потому что светские люди не имеют права даже входить в алтарь. Но когда они коснулись святыни, то для меня это было очень больно; я, ввиду этих обстоятельств, действительно произнес эти слова, что “вы – грабители, вы – насильники”, ибо они преступность сделали, святотатство и кощунство...

– Значит, будем так считать, что вы считаете, что комиссия действовала, как грабители?

– Грабители. Действительно, это кощунственно для верующих, тем более для служителей престола. Как же это так? Я прихожу в ваш дом и начинаю распоряжаться. Скажите, что это, не то же самое?

– Где вы высказывали эти взгляды? Около храма?

– Зачем около храма? Я это говорил на подворье Патриарха.

– Где вы, говорите, оскорбили комиссию?

– У Святейшего Патриарха в храме, при изъятии.

– У него есть храм?

– Да, домовый.

– Там много было изъято ценностей?

– Я когда был, были венчики на горнем месте. Поставили стол и, опираясь на престол ногой, начали снимать. Тут меня арестовали. Я вижу: тут сила и воля – зашли с револьверами, поставили стражу, кавалерию, и что я могу тут сделать?

– Вы считаете, что при монархизме духовенству лучше было?

– Как то есть лучше? Жизнь была лучше, значит, хорошо.

– Сейчас тяжелее?

– Да, теперь все тяжелее.

– Значит, при монархизме было лучше?

– Да, всем было хорошо, потому что было изобилие, а теперь мы видим, к чему страна идет и к чему пришла, – что об этом говорить.

– Вы монархист?

– Да, по убеждению.

– Скажите, точка зрения христианская с точкой зрения монархической совпадает?

– При чем тут монархизм и христианство? Христианство своим порядком, монархизм своим .

– Вы можете ответить на вопрос? С точки зрения христианской допустимо быть монархистом?

– Допустимо.

– Значит, из всех видов властей вы сочувствуете только монархической?

– Я всем хорошим сочувствую .

– Советская власть – хорошая власть?

– Если где хорошо делает – хорошая, а плохо – плохая. Что же мы будем рассуждать. Мое убеждение такое, а ваше другое – и ничего не получится.

– Что значит, что вы остались монархистом?

– Что мои такие убеждения, и я в настоящее время противного не агитирую, а живу, как все смертные живут на земле.

– Что же вы  тогда представителей советской власти ругаете?

– Это при условии, когда затронули чувства религиозной святыни.

– Вам известно, что Патриарх считает существующие власти как бы от дьявола? Известно это? Вы его послания читаете, послания 19-го года, где он сказал, что власть советская есть исчадие ада?

– Я теперь понимаю и вижу, что вы люди неверующие.

– Отвечайте на вопрос, если хотите. Если не можете, то скажите: от Бога или от дьявола?

– От Бога.

– Как же вы говорите, что признаете только монархическую власть, как это примирить?

– Ведь я вашей власти ничего оскорбительного не делаю.

– Нет, вы уже нанесли оскорбление.

– Я при условии нанесения оскорбления святыни.

– Вы знаете, что монархисты – это враги? Вы считаете себя принадлежащим к шайке врагов рабочего класса?

– У меня врагов нет, я за них молюсь. Господи, прости их.

 

– Не очень вы, кажется, молились за советскую власть.

– Нет, я и сейчас молюсь. Господи, дай им прийти в разум истины. Все люди стремятся к хорошему... И я смотрю на вас, что желания ваши – устроить по-хорошему, и мне это нравится, но я вижу, что вы стремитесь собственными силами, и я не вижу здесь Бога. А раз нам Бог сказал, что без Меня невозможно...

Но безбожники не хотели слушать слова о Боге, и обвинитель с раздражением прервал отца Макария:

– Вы мне читаете лекцию, а я вам задаю вопрос: вы считаете монархизм врагом трудящихся?

– Я вам говорю, что у меня врагов нет.

– Вы историю знаете, что у монархизма были и дурные стороны?

– Да, известно.

– Если бы власть такого дурного монархизма учинила бы кощунство и изъятие святыни, вы бы промолчали?

– Я все равно не промолчал бы – святыня выше всей власти. Такие чувства самые дорогие.

 

В день окончания процесса в последнем своем слове, предавая свою жизнь в руки Божии, иеромонах Макарий кротко сказал: «Аще имеете вы судить по вашим законам, то судите». Находясь в тюрьме, он говорил заключенным вместе с ним священникам: «Жду не дождусь встречи с Господом моим Христом».

 

Сегодня хочется немного поговорить о радости, потому что человек создан Богом именно для радости. Каждый из нас осознанно или нет ищет радость - то, что на человеческом языке называется счастье. Ведь счастье - это не внешние обстоятельства, но внутреннее состояние радости, мира, праведности о Духе Святом. Другое дело, когда человек, не зная истины и Бога, а значит, не зная правильных ценностей и целей, ищет радости не там. Он думает, что радость в том, чтобы что-то съесть или утешить себя другим подобным образом. Тратит на это много средств и сил, а радость -  она иная.

 

Существует несколько принципов и условий, которые необходимы для обретения радости.

 

 Первое условие - радость должна быть общая. Тихо, наедине с собой радоваться во всей полноте человек не может. Радость должна быть для всех. Закон радости в том, что она умножается делением: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется».

 

Второе условие радости - радоваться должен весь человек, целостно, целомудренно. Не только тело или не только душа от хорошей литературы или прекрасной музыки, но и дух, и душа, и тело должны быть в полноте радости.

 

Говорю очень кратко, тезисно, потому что о каждом из этих условий можно делать целую передачу.

 

Третье условие - радость обязательно должна быть вечной. Поэтому все временное, даже самое хорошее и прекрасное, как-то: друзья, родные или близкие, с которыми мы тоже здесь, на земле временно, не даст этого. Только вечная радость может дать человеку полноту счастья.

 

Еще одно важнейшее условие радости - она должна быть евхаристической. Как в прямом смысле этого слова, потому что душа обретает счастье, когда соединяется с Богом в Таинстве Тела и Крови Христовых; когда радость Христова становится нашей радостью. Слово «евхаристия» в переводе с греческого означает «благодарение» - умение благодарить Бога за скорбь и за радость, благодарить человека, быть внимательными и уметь благодарить за все.

 

Радость обретается от преодоления скорби. Без скорбей невозможна радость - это еще один парадокс христианства. Всякая радость проверяется скорбью, как любая добродетель проверяется подвигом. Если человек не может радоваться и в скорби, то его радость ненастоящая, неполноценная.

 

Надо сказать о фундаменте, на котором созидается радость, о том, без чего ее невозможно обрести - это правильное отношение к жизни и самому себе. То, что называется самоукорением, когда во всех неприятностях и скорбных жизненных обстоятельствах человек никого не обвиняет, а видит причину только в самом себе. Такой настрой позволяет сохранять благодушие, великодушие, мирность сердца и радостный настрой.

 

Подумаем об этом, дорогие мои, потому что радость - это цель жизни человека. Господь призывает нас к вечному блаженству - превосходной степени радости. Если будем выполнять эти правила, обязательно найдем ее. Помогай нам всем Господь.

 

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать