22 мая. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари

22 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 22 мая 2015 года

 

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Николая, Иосифа, Димитрия, Василия.

 

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

 

В этот день мы прославляем и вновь радуемся о памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Никола Угодник, как с любовью называет его русский народ, особенно близок нам по внутреннему духу и тем качествам, которые Господь отразил в его душе.

 

В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

 

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

 

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.

 

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе - все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп - 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.

 

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно...

 

8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

 

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 22 мая (н.ст). Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей святителя была для нее событием печальным.

 

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 22 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия.

 

В отечественной письменности очень рано составилась о нем значительная литература. Сказания о чудесах святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар град, появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанной современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.

 

В день памяти святителя Николая хочется поговорить о милосердии, это свойство необходимо, для того чтобы быть с Богом. «Будьте милосердны, как милосерд Отец ваш Небесный», - призывает нас Спаситель. Без милосердия человек может не увидеть милости к себе. «Суд без милости не оказавшим милость!» - восклицает апостол Иаков.

 

При совершении дел милосердия есть ряд необходимых условий. Приведу размышления о них митрополита Минского и Слуцкого Филарета.

 

Милосердие - это упражнение для изменения состояния сердца. Сердцу необходимо очищение, и это происходит, когда человек совершает определенные действия. От избытка сердца говорят уста, от избытка сердца совершаются поступки. «По делам их узнаете их» - все, что человек выражает вовне, так или иначе исходит из его сердца. Дела милосердия дают возможность нашему сердце стать добрее, чище, сильнее и мужественнее.

 

Первое условие милосердия и верного сердечного состояния - любая помощь должна оказываться из личного имущества, а не из имущества других.  Это требование было весьма твердым и в ветхозаветные времена. В книге Товии Господь говорит: «От имений твоих твори милостыню». Было бы большим заблуждением полагать, что Бога можно умилостивить из имущества и средств, отнятых у бедных. «Кто приносит жертву от неправедного стяжания, того приношение насмешливое, и дары беззаконных неблагоугодны». Так учит Иисус, сын Сирахов и прилагает потрясающее сравнение: «Что закалающий на жертву сына пред отцом его,  то приносящий жертву из имения бедных». Важное наблюдение, потому что некоторые относятся к благотворительности так: взял средства предприятия и отдал. Дело хорошее, но лично тебе оно не приносит никакой пользы, потому что твоего участия в этой жертве нет.

 

Второе важное качество благотворительности состоит в том, что ее надо совершать охотно и без промедления. Каждый может вспомнить ситуации, когда к нему обращался нуждающийся человек, а мы начинали «буксовать»: дать или не дать, сколько, а как он ими распорядится, полезно это или неполезно? Для святого апостола Павла только добровольная милость является благословенной. Он говорит: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог».

 

«Милостыня является таковой только тогда, - читаем у святителя Иоанна Златоуста, - когда ты подаешь ее охотно, щедро, когда думаешь, что не даешь, а сам принимаешь, когда ты признаешь ее для себя благодеянием и приобретением, а не потерей». «Тот, кто оказывает другому милость, должен радоваться, а не печалиться». Очень полезное наблюдение: когда человек благодетельствует другому, он должен воспринимать это, как получение блага. «Блаженнее давать, нежели получать». То, что человек отдает, всегда возвращается ему сторицей. Все о чем человек жалеет, делается яко не бывшим. Если человек искренне посожалел о грехах, Господь их изгладил из его жизни и души. Если же посожалел об отданном имуществе, это дело потеряло цену.

 

Третье свойство милосердия - это бескорыстие. Благодеяние ближнего не ожидает награды и благодарности и потому совершается без помпезности и рекламы. «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Тот же Златоустый Константинопольский архиепископ так истолковывает эту заповедь: «Знаю, что в тебе живет ветхий греховный человек, который действует в твоих помыслах и пожеланиях. Укрой же от ветхого человека то, что творит в тебе новый человек, твоя совесть, просвещенная светом Евангелия, подкрепляемая духом Божиим. А потому сделай доброе дело и тотчас же постарайся … забыть о нем».

 

Четвертое свойство милосердия - нелицеприятие. Очень важное условие - не взирать на лица приходящих, но милосердие должно обнимать всех нуждающихся без исключения: христиан и нехристиан, родных и чужих, добрых и злых, друзей и врагов. «Благотворите ненавидящим вас… Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

 

Поступая так, человек оказывает помощь в высшем смысле не столько ближнему, сколько сам себе, потому что этим преодолевает себялюбие, которое особо сильно действует в поврежденной, греховной человеческой природе. Себялюбие убивает искренность, и вслед за ней умирает способность сострадать другому человеку, а в чем нет искреннего сострадания, в том нет ни смысла, ни содержания христианской любви.

 

Пятое свойство митрополит Филарет обозначает как посвящение Богу каждого своего дела. Именно при таком подходе любое благодеяние достигнет своей высшей цели, вне зависимости от того, большое оно или малое. Ведь значимость доброго дела измеряется прежде всего расположением сердца, и никакое доброделание не может быть успешным без обращения к Богу. Митрополит приводит слова святителя Феофана «Извольте законом иметь: всякое дело Богу посвящать в самом его зародыше, к Богу обращать его во время производства его и у Бога просить сил на совершение его. Потом, закончив, и благодарение Ему же воздать».

 

Нам есть над чем поразмышлять: любое дело должно приносить результат, результат, который приносит милосердие - это преображение нашего сердца. Помогай нам всем Господь!

 

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать