Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь
19 февраля 2015 года
Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Александра, Димитрия, Анатолия, Василия, Иоанна, Христины, Марфы, Марии.
Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости и мира о Духе Святом.
Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика иерея Александра Телемакова.
Отец Александр родился 6 декабря 1870 года в городе Сызрани Симбирской губернии в семье чиновника Николая Телемакова, служившего в государственном казначействе. В 1890 году Александр окончил Симбирскую духовную семинарию и был назначен псаломщиком в Симбирский кафедральный собор. 8 сентября 1893 году Александр Николаевич был рукоположен во священника ко храму в селе Мариаполь Карсунского уезда Симбирской губернии. В 1908 году был назначен служить в храм в селе Чумакино Карсунского уезда, где прослужил до ареста. Став священником, преподавал Закон Божий в церковноприходских школах и в школе грамоты. В 1908 году отец Александр был назначен благочинным 6-го округа Карсунского уезда, переименованного при советской власти в Инзенский район. В 1914 году был награжден наперстным крестом.
Зимой 1932 года в Средневолжском крае на территории бывшей Симбирской губернии было начато дело «об организации реакционных ячеек из числа церковных активистов тихоновского толка в селах Инзенского и Чамзинского районов Средневолжского края». 25 февраля 1932 года вместе с другими отец Александр был арестован и заключен в тюрьму в городе Сызрани. Всех арестованных обвинили «в проведении нелегальных сборищ для читки поучений черносотенного характера, книг Сергея Нилуса, а также староцерковно-монархических книг: Библии, житий святых, сочинений Иоанна Златоустого и других. Используя для этой цели предрассудки крестьянских масс и проработки прочитанного в духе его преломления к настоящему времени».
На допросе отец Александр сказал: «Я лично, кроме работы по укреплению христианской веры и защиты Церкви, никогда никакой работой не занимался. Проводимые сборища я отношу за их усердие, не удовлетворяясь служению в церкви, они считали необходимым помолиться на дому, собравшись группой».
7 апреля 1932 года тройка ОГПУ приговорила отца Александра к пяти годам заключения в концлагерь, которое было заменено ссылкой в Архангельскую область. Из ссылки он вернулся в село Чумакино, где, невзирая на закрытый храм, жители не оставляли надежды возобновить в нем богослужения. В это время была принята новая Конституция, в которой было заявлено о «лояльном отношении государства к церкви», в связи с чем было отменено поражение в гражданских правах священников.
Прихожане обратились за разрешением на открытие храма к председателю сельсовета, тот дал согласие, но с условием, что они выплатят финансовую задолженность за все годы, в течение которых храм был закрыт. Эта задолженность составляла 1032 рубля, и председатель был уверен, что обнищавшее население не сумеет собрать необходимую сумму. У крестьян таких денег не было, и они начали собирать сумму, продавая сельскохозяйственные продукты. Постепенно вся сумма была собрана.
19 января 1937 года на праздник Крещения Господня было совершено первое богослужение, и в течение месяца службы совершались по воскресным дням. Однако председатель сельсовета распорядился закрыть храм и запретил верующим собираться для решения приходских вопросов. Но и после закрытия храма священник продолжал крестить, совершать по необходимости требы в домах прихожан. 4 марта прихожане обратились в райисполком с заявлением об открытии храма, но ответа не получили, не удалось и дозвониться по телефону. Наконец, из сельсовета пришел техник для осмотра состояния храма с целью найти причину, чтобы не открывать его, и передал слова председателя, «что Церковь одурманивает, а вы, члены Церковного совета, являетесь вредителями советской власти, врагами и возмутителями народа».
27 мая 1936 года члены Церковного совета обратились к заведующему приемом жалоб Отдела по религиозным культам, в котором, изложив историю всех притеснений и оскорблений верующих со стороны председателя сельсовета, написали, что «в их селе, согласно последней переписи, проживает 1178 душ обоего пола, а число неверующих среди них всего 30 человек». Далее писали, что «члены Церковного совета снимают с себя незаслуженную грязь и просят комиссию, заведующего приемом жалоб рассмотреть наше заявление, все изложенные недостатки устранить и разрешить богослужения в нашей церкви». Это письмо также осталось без ответа. В августе 1937 года в связи с указом правительства о начале массовых арестов верующих секретарь местного райкома коммунистической партии потребовал от сотрудников НКВД ответа, откуда верующим стали известны материалы переписи: «сведения, не подлежащие оглашению».
24 декабря 1937 года отец Александр Телемаков был арестован и заключен в тюрьму в городе Ульяновке. Следователь спросил его, занимался ли он богослужениями в церкви без разрешения сельсовета и совершал ли по ее закрытии религиозные обряды у себя дома. Отец Александр заявил, что действительно служил без регистрации в районном совете, но согласие на эти службы было дано сельсоветом, а богослужения дома совершал для себя.
- Следствием установлено, что Вы вели контрреволюционную агитацию против Конституции: что она существует только на бумаге; выступали против выборов в Верховный совет. Признаете ли себя в этом виновным?
- Против Конституции и депутатов Инзенского округа я ничего не говорил, виновным себя в этом не признаю, - отвечал отец Александр.
Через день следствие было закончено, и 24 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Священник Александр Телемаков был расстрелян 19 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.
Пользуясь «служебным положением» прошу вас, дорогие мои, помолиться за рабу Божию Светлану Ладину, у которой сегодня день рождения, и испросить для нее у Бога радости, мира, здравия и спасения и во всем благого поспешения, семейного счастья. Чтобы все было хорошо у ее детей и в положенное Богом время появились внуки, чтобы служение на телеканале «Союз», которое несет Светлана, и служение слову Божию приносили свои плоды в сердцах многих наших телезрителей. Пожелаем Светлане, чтобы те люди, с которыми происходят встречи, слова, которые находятся, откладывались зернами в доброй почве души и приносили свой хороший урожай.
Продолжается Сыропустная неделя, в просторечии Масленица. Мясо мы «отпустили» в последнее воскресение, которое именовалось мясопустным. Сейчас, когда мы готовимся к периоду подвига, Церковь в своей любви к человеку отлагает пост со среды и пятницы, чтобы христиане могли заговеться и настроиться на время покаяния и воздержания.
Конечно, все должно быть в меру, и недопустимо надрывать свое здоровье молоком и блинами. Хорошо в эти дни сходить в гости, пообщаться с родными и дорогими людьми, накрыть для них стол, поскольку Великий пост не предполагает застолий. В последние несколько дней мы должны заговеться и постепенно настроиться к Прощеному воскресению, вспомнив о том, чем и кому должны. А должны мы, прежде всего, недостатком любви.
Самое дорогое сокровище, которого всегда не хватает - это внимание и любовь. Церковь готовит нас к подвигу покаяния не только в физической аскетике, но, в первую очередь, в духовной: прощение, милость, укорение себя.
Часто спрашивают, как простить человека, ведь существуют разные степени повреждения души от соприкосновения людей друг с другом. Бывают настолько глубокие раны, что заживить их очень тяжело. Чтобы простить человека, сначала надо искренне и от всего сердца пожалеть его, потому что совершающий грех в первую очередь убивает себя самого. Потому и говорится, что ненавидящий брата есть человекоубийца: он убивает свою душу, потому что благодать Божия не может жить в той душе, где есть место непрощению как выражению нелюбви. Если человек не любит хоть одного из людей - он не любит Бога, ведь и за этого одного распялся Христос.
В дни, оставшиеся до Прощеного воскресения, хорошо собрать в памяти прожитый год и от всего сердца пожалеть людей, которые причинили нам страдания, от всей души помолиться за них, желая им спасения. Постепенно молитва за обидевших во исполнение евангельского слова исцелит и сделает человека богоподобным, потому что Христос молился за своих убийц: «Отче, прости им, не ведают, что творят». Когда человек совершает такое усилие души, он становится подобным Сыну Божиему. Помогай нам всем Господь!
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 17 мая 2024
Благая часть. 17 мая 2024
У книжной полки. Слово из сердца. О монашестве и священстве
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 17 мая 2024
Санкт-Петербург. Фестиваль «Истоки»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!