1 августа. Священномученик Георгий Богоявленский

1 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 1 августа 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Серафима, Романа, Стефана.

 

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика Георгия.

 

Родился святой 1 января 1883 года в селе Нижняя Матренка Усманского уезда Тамбовской губернии в семье псаломщика Александра Богоявленского. Во время Первой мировой войны он служил полковым писарем, после революции - псаломщиком в храме. В 1930 году он был рукоположен во священника к Покровскому храму в селе Верхний Телелюй Липецкой области.

Весной 1935 года власти приняли решение закрыть храм, а для этого арестовать священника. Несколько местных колхозников, председатель колхоза и секретарь сельсовета оговорили отца Георгия, заявив, что священник Георгий Богоявленский ругал советскую власть, вел антиколхозную агитацию, говорил, что колхозы распадутся, а в доме колхозника Столповского, перед совершением по приглашению хозяина всенощного бдения, агитировал против советской власти и спаивал колхозников. Вызванный в качестве свидетеля Столповский решительно опроверг лжесвидетельства.

8 мая 1935 года отец Георгий был арестован, заключен в тюрьму в городе Усмань и на следующий день допрошен. На допросе он заявил: «По поводу колхозов разговоров никаких не вел, а равно и не ругал советскую власть. В декабре 1934 года я был в пункте «Заготзерно », помещающемся в церкви, и при входе в церковь заметил расхищение: снята церковная шелковая занавесь, не оказалось стекол в иконах. После чего я полез на колокольню в кладовку, где хранилось двенадцать листов железа для ремонта крыши церкви, - такового тоже не оказалось. Равно сняты совсем с лицевой стороны церкви водосточные трубы. При храме был сторож, я спросил его, куда все это делось. Тот заругался неприличными словами, говоря: " здесь все народное " . В ответ я ему сказал, что здесь не народное, а государственное имущество, за него целиком отвечает церковь и группа верующих. Что же касается показаний председателя сельсовета, будто я 6 января сего года по вызову его явился пьяный в сельсовет и по требованию с меня налога я как будто ответил, что он не имеет права с меня требовать и называл советскую власть " апрельским снегом " , - это полнейшая ложь со стороны председателя сельсовета. Председатель сельсовета никогда не вручал мне документов, по коим уплачиваются налоги, и не знает сроки их платежей. Первый срок платежа 1 марта, а не в январе, и пьяным я никогда в совете не был». В заключение отец Георгий потребовал от следователя вызова дополнительных свидетелей, которые действительно покажут, что таких разговоров про советскую власть не велось. Следователями это было отвергнуто - потому, мол, что «обстоятельство, о котором ходатайствует обвиняемый, в достаточной степени установлено», и материалы «дела» были направлены в суд.

23 июля 1935 года в 10 часов утра началось закрытое заседание выездной сессии Воронежского областного суда. Выступая на суде, отец Георгий сказал: «В предъявленном обвинении виновным себя не признаю и поясняю, что 15 декабря 1934 года я был в церкви, заметил, что оторвана церковная занавесь из алтаря, вынуты стекла из икон и взяты листы железа . В адрес советской власти я ничего не выражал. У себя на квартире и у Столповского по порядку управления также ничего не говорил; против колхозов агитацию не вел». Некоторые из вызванных в суд свидетелей подтвердили лжесвидетельства, хотя и в значительно меньшем числе эпизодов, нежели на предварительном следствии, а основные свидетели и вовсе не были вызваны. В последнем слове отец Георгий заявил, что «обвинение ему было предъявлено на почве личных счетов с председателем сельсовета и все это клевета». В тот же день суд зачитал приговор. Священник Георгий Богоявленский был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправлен на Дальний Восток.

В марте 1938 года арестованные святители и духовенство были перевезены из лагеря в Благовещен скую тюрьму. 17 марта 1938 года тройка НКВД приговорила их к расстрелу.

1 июня 1938 года   священнослужители, в числе которых был Георгий Богоявленский и псаломщик Михаил Вознесенский, были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память одного из любимейших угодников Божиих, о котором в свое время Пресвятая Богородица сказала: «Сей от рода Нашего», - святого, который очень близок русскому человеку по духу, характеру, подвигу; к нему чаще всего обращаются, прося кротости, смирения, любви к Богу. Сегодня память преподобного Серафима Саровского. «Радость моя, Христос воскресе!» - встречал он приходящих такими словами любви, теплоты сердечной, крепкой веры, потому что люди всегда идут за верой, за поддержкой. Не хватает веры человеку, он как тростинка, ветром колеблемая. А когда где-либо возникает светильник Божий, или твердый, крепкий утес, о который разбиваются все волны житейского моря, камень, который зиждется на вере Христовой, люди прокладывают к нему дорожку и не зарастает народная тропа.

Подвиг веры всегда сопряжен с молитвенным трудом, с особым движением сердца, воли, ума навстречу Богу ради стяжания благодати Духа Святого Божиего. Одним из таких подвигов преподобного было тысячедневное стояние на камне с воплем сердечным: «Боже, милостив буди мне, грешнику!» И Господь даровал сугубую благодать преподобному Серафиму: души исцелять, страсти врачевать, бесов прогонять. И никто не отходил от него пустым и безутешным - всех охватывала любовь старца.

Молитвенный труд крайне нелегкий, тяжелейший подвиг, один из самых тяжелых трудов на земле - труд умного молитвенного делания. Очень хочется поделиться с вами некоторыми размышлениями протоиерея Иоанна Журавского о молитве и о том, что сопровождает этот труд: «С ущность молитвенного мученичества   умной души, ее узкого и тесного пути - беречь свой ум!» Это очень важное указание: беречь свой ум от лишней информации, пустых разговоров, впечатлений, которые засыпают его ворохом всевозможных мыслей, фраз, текстов и засоряют этим.

Малым «деланием умным» душа входит в необъятную деятельность Божественную, непостижимую и неописуемую. Малой слезой молитвенной уплывает в великий океан любви Божией. Посему если в начале нашего усердия к молитве и возникают сильные скорби и искушения - от окружающих людей или от собственной многострастной плоти, от навязчивых помыслов и мечтаний, смиримся перед крепкой десницей Божией, попускающей нам сии скорби, усилим святое призывание. Возблагодарим Господа Бога, что Он сподобляет нас этих малых временных скорбей за Его святое имя. Терпя, потерпим Господа - и тут же ощутительно для нашего сердца воспримем благодать, которая и понесет за нас эти скорби. От нас же требуется только усердие - терпя, терпеть Господа, то есть не прерывать святого молитвенного призывания имени Божия, а пребывать в молитве с терпением.

Моменты претерпевания скорбей на пути молитвенном есть моменты святые, моменты истинного покаяния, Богом приемлемые, моменты стяжания и обогащения благодатью Божией, моменты благодатного укрепления, возрастания нашего «в меру возраста Христова », по выражению св. апостола. Посему не будем потуплять лица нашего на сем благословеннейшем Божием пути перед встретившейся нам скорбью - встретим ее приветливо, дадим святое целование, и она вручит нам небесные дары благодати, посланные от великой и богатой любови Божией нашей бедности.

Если   же   наш путь молитвенный окружает телесное довольство, внимание и похвала от окружающих, видимая успешность в нашей работе, доставляющая нам удовлетворение, бесскорбность нашего жития и наше постоянное внутреннее благодушие перед Богом, если живем без внимания к помыслам , входим во святая святых, приступая к молитве , без страха и священного ужаса и без труда совершаем этот подвиг, а молитва не служит для нас мученичеством, то это верный признак того, что мы стоим   на пути широком, пространном, на пути мира сего, во зле лежащего. Вот такое очень важное духовное указание.

Это признаки пути, ведущего в преисподнюю. А «путь божий» есть ежедневный крест скорбей, по слову св. Исаака Сирского. Умная же молитва без скорбей не стяжавается. Ибо сущность «умного делания» в том и заключается, чтобы со смирением и верой нести молитвенный крест, то есть мужественно претерпевать всякую скорбь с благодарением. «Ибо кто без скорби пребывает в добродетели   своей, тому отверста дверь гордости». Также очень важное замечание, что скорби - неизбежные спутники духовного подвига.

А при нашей покорности воле Божией и при сознании своей немощи все это будет совершено в нас многомощной и спасительной благодатью Божией. Сущность же «умного делания» в покаянии. А покаяние есть молитвенное терпение всяких скорбей. Без подвига покаяния не бывает и «умного делания».

Покаяние есть молитвенное претерпевание без ропота всевозможных скорбей с благодарностью Богу. Важный процесс покаяния - не просто зачитывать свои грехи, а вся наша жизнь может быть пронизана этим деланием покаяния: правильным перенесением жизненных обстоятельств, без ропота, с благодарностью. Это является замечательным фундаментом, основой для молитвенного труда и молитвенного подвига.

«Боже, милостив буди мне, грешнику!» За молитвы преподобного старца Серафима даруй нам покаянный труд и молитвенное преуспеяние. Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Елена Кузоро

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать