В Никольском храме поселка Ибреси в Чувашии протоиерей Петр Иванов служит настоятелем с 2000 года. До этого было несколько приходов в разных районах республики. Его жена, матушка Елизавета, всегда проявляла послушание мужу и была рядом.
Протоиерей Петр:
– Владыка нам благословил: «Живите на приходе». Везде дома были – не хоромы, но мы сами с матушкой все обустраивали по своему желанию и радовались.
Матушка Елизавета:
– Куда батюшка, туда и я с семьей. Конечно, с вещами тяжеловато, но мы были молодые – ничего, можно потерпеть.
Они вместе 45 лет, и 44 из них – батюшка и матушка. Все эти годы они обращаются друг к другу: «милый», «милая».
Матушка Елизавета:
– В храме мы зовем друг друга «батюшка», «матушка», а дома «милая», «милый». У нас и на телефонах записано «милый», «милая». Это очень приятно.
Матушка Елизавета родилась в Ибресинском районе. Мама была из верующей семьи, отец же начал посещать храм, причащаться, когда пришло горе – он овдовел, а дети осиротели. Лизе, младшей из семи братьев и сестер, было всего десять.
Матушка Елизавета:
– Без мамы очень тяжело. Не дай Бог никому остаться в такое время. Тогда в школе издевались, монашкой называли – верующих девчат всегда называли монашками. Мне в храме было хорошо. Но матери не было, обижали. В храм мы ходили пешком – от нашей деревни семь километров. В храме хорошо, как будто я говорю с матерью.
Когда Лиза училась в 7-м классе, семья переехала в Кирю – там девочка доучивалась в школе и продолжала ходить в храм.
Матушка Елизавета:
– Я поступила в медицинское училище, а сестра мне сказала: «Я тебя не вытяну, надо идти работать». В Кире я начала работать почтальоном.
Потом в Чебоксарах окончила курсы телеграфисток и отправилась в Алатырь работать по специальности. По возможности ездила в село Порецкое, в храм, где трудилась в то время ее старшая сестра и где жила и служила удивительно светлая священническая семья – отец Владимир и матушка Алевтина Ильины. Матушка Алевтина как-то попросила Лизу приехать помочь ей в храме.
Матушка Елизавета:
– Я приезжаю, она мне говорит: «Давай, Лиза, на клирос встань». Я на клирос встала, там стоит молодой незнакомый парень и на меня поглядывает.
После этой службы прошло три недели, и снова звонок от матушки Алевтины: «Лизонька, почему ты не приезжаешь?»
Матушка Елизавета:
– Я спрашиваю: «В чем дело?» Она говорит: «Петя третью неделю приезжает, чтобы с тобой поговорить». Говорю: «Я ничего не знаю». «Давай, – говорит, – быстрее приезжай».
Протоиерей Петр:
– Назвали Петром родители, потому что родился 22 июня, на Петров день крестили.
Отец Петр начал приходить в храм в раннем детстве, вместе с родителями. Шесть километров до ближайшей церкви – разве это расстояние для шустрого паренька?
Протоиерей Петр:
– Хрущевские времена. Конечно, сперва я не знал. Отец говорит: «Сынок, нас вызвали, хотят вас от нас забрать в детдом, потому что мы вас водим в храм. Если тебе хочется, иди один». После этого я сам ходил в храм – в субботу после школы: летом – пешком, зимой – на лыжах, там ночевали, утром на службу. Тогда я почувствовал, что есть потребность быть в храме.
Храм, где его душа радовалась всему, стоял в селе Малое Чурашево и был освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери. В школе Петра тоже дразнили, но мальчишка проявлял твердый характер и не изменял храму. Не случайно, видимо, ему дали имя Петр.
Протоиерей Петр:
– Тем более батюшка начал приглашать в алтарь: «Кадило зажги, туда принеси». Так я потихоньку начал прислуживать батюшке.
После школы молодой человек отслужил в армии, начал работать на производстве и продолжал помогать батюшке в храме. Там его и приметил глава Чувашской епархии.
Протоиерей Петр:
– Владыка Варнава хотел меня в священники, а монахом я не хотел. Он говорит: «Тогда женись». Позвал владыка и говорит: «Выбери себе невесту. Я тебя не заставляю, как тебе по душе». Господь все управил. Как говорится: «Невеста готовится». С моей матушкой так и исполнилось.
С Елизаветой они дружили всего три месяца, потом венчание и скромный праздник в кругу семьи. Через год, 23 сентября 1978 года, владыка Варнава рукоположил отца Петра в дьяконы, а через неделю, 30 сентября, – в иереи.
Матушка Елизавета:
– Конечно, матушке надо быть терпеливой, ласковой, приветливой, гостеприимной, любящей – не только с батюшкой, но и со всеми приходскими людьми.
Юная матушка Елизавета готовить совсем не умела, а надо было принимать гостей, не подводить своего батюшку. В любом доме, где бы они с отцом Петром ни бывали, всегда узнавала у хозяюшек массу новых рецептов, а дома готовила, готовила, пока не научилась.
Матушка Елизавета:
– К священникам ездили, это пожилые люди были. Порецкая матушка многому меня научила: я старалась смотреть, как она готовила, как была приветлива, – хотелось ей подражать. У них бывало много гостей.
Матушка Алевтина научила не только готовить. Мягкая, смиренная, любящая – она для Елизаветы стала образцом жены священника, к которому можно и нужно стремиться.
Матушка Елизавета:
– Смотрю, она читает батюшке молитвенное правило. Я начала ей подражать. Когда муж стал священником, я говорю: «Батюшка, ты посиди, устанешь, я тебе правило почитаю». Утренние молитвы тоже, я говорю: «Ты посиди, устанешь на службе». Все равно надо быть и терпеливой, стараться не грубить.
Протоиерей Петр:
– Все по-Божьему не получается, грешим, конечно. Но когда человек стремится к Богу, Господь Сам руководит.
Матушка Елизавета:
– Я всегда думала: «Зачем человека обзывать – хоть священника, хоть мужа своего, хоть других?» Когда приятно говоришь, с любовью – у тебя нервы целые и у других нервы целые. А обидишь человека, он начнет грубить, нервы испортятся, настроение – обида получается. Зачем обижать?
Они служили в нескольких приходах родной Чувашии. Переводили туда, где их присутствие по Божьей воле было необходимо.
Матушка Елизавета:
– В Батыревском районе мы служили в Туруново. Тогда было совсем мало приходов. Из Ульяновска, из Куйбышевской области много людей приезжало. Батюшка крестил по 50–60 детей, венчал по 30 пар. Он был молодой, в силах, народу было очень много. В первую неделю поста причащается по 300–400 человек.
Батюшка приходит после службы, покушает и идет на исповедь – до трех, до двух часов исповедует. Ребенка положу спать – сама иду смотреть. Мы жили в церковной ограде. Смотрю: много людей. Я сама не ложилась. Он где-то три-четыре часа поспит и опять уходит на службу – рано уходил, когда народу много было.
Несмотря на такие трудности, матушка Елизавета вспоминает время в Туруново с благодарностью – люди поддерживали, молились, их молитва давала силы. На каждую воскресную службу прихожане стекались из многих соседних сел и городов.
Матушка Елизавета:
– Спать негде было, они прямо в храме спали на полу. Иной раз батюшка говорит: «Иду утром, а они говорят: «Батюшка идет, вставайте». Я через кого-то переступил и дошел». Все равно он бодрым был.
Искушений в тот период тоже хватало. Люди, далекие от Церкви, с большим трудом освобождались от советских стереотипов о жизни священников. А лукавый немедленно таких подлавливал и толкал к разным поступкам.
Матушка Елизавета:
– Кидали камнем в окно, разбивали (не здесь, конечно). Было такое время. Один раз еще на первом приходе мы отправились причащать – пошли пешком. Я ребенка оставила с работницей церкви. Идем обратно, из магазина выходят пьяные и на батюшку нападают. Я между ними стою, как ограда, говорю: «Уходите, ребята, не надо». Они говорят: «Давай бороду». Я кричу, зову на помощь, не хотят уходить. С Божьей помощью спасались. Были такие времена.
Протоиерей Петр:
– Она как львица – несмотря ни на что, надо защищать батюшку.
Матушка Елизавета:
– Страшно было, но думала, что на женщину не нападут. Страшно, но молитвы читали «Отче наш», «Живый в помощи» – и ничего не было.
Конечно, недовольных батюшкой хватало. Отец Петр всегда в своем служении как кремень – «это можно», «это нельзя».
Протоиерей Петр:
– Я на службе строгий – сразу говорю. Не хочу, чтобы где попало в храме шлялись, чтобы здесь был базар. Останавливаю службу, выхожу из алтаря и говорю: «Вы что, на базар пришли? Не в ту дверь зашли, дальше идите. Раз пришли в храм помолиться, значит, «отложим всякое житейское попечение». На каждой литургии это поют.
Исповедь у батюшки только в субботу вечером. В воскресенье исключение больным, немощным, детям. Женщинам с ярким маникюром и макияжем в храме, будьте уверены, достанется.
Матушка Елизавета:
– Иной раз говорю: «Батюшка, давай не будешь». – «Нет, я должен. Если не скажу, Господь с меня спросит».
Матушка Елизавета – словно отражение и продолжение своего батюшки. За 45 лет семейной жизни, говорит, бывало всякое, но любое «всякое» заканчивалось словами: «Милый, дорогой, прости».
Протоиерей Петр:
– Я в храме учу женщин: «Мужей своих зовите «милые»». В ответ: «Батюшка, ты не знаешь». Я говорю: «Да, я не знаю. 40 лет прожил с матушкой – ничего не знаю». «Милый, дорогой». Куда-то надо ехать, кого-то надо пригласить, что-то надо сделать: «Милый, дорогой, можно я тебя попрошу». Я говорю: «А что надо?» – «Мне хочется вот туда съездить. Давай съездим, милый». Как не съездишь?!
Сын Леонид и дочь Наталья выросли при храме, с раннего детства видели отношения родителей, учились у них и любить, и прощать, и смиряться, и молиться.
Матушка Елизавета:
– Мы вместе начинали готовить, когда они дома: «Давай, мама, вот это будем готовить. Папа вот это любит, давай папе это сделаем». Пироги любит батюшка, сладости – стараемся для него.
Сейчас в алтаре дедушке помогают внуки Даниил и Алексей – дети Леонида. А внучка Елизавета вместе с мамой Натальей так красиво поют на клиросе! Матушка Елизавета считает себя не просто счастливым, а очень счастливым человеком – дети, внуки, муж-священник. Все живут под Божьим крылом.
Протоиерей Петр:
– Как говорит пророк Давид: пою Богу моему дондеже есмь. Она так и говорит: «Пока жива, буду петь Богу. Господи, дай мне здоровья, чтобы я в храме пела».
Матушка Елизавета:
– Молюсь, чтобы у детей, у внуков тоже жизнь, как у нас, счастливой была, чтобы перед Богом встать, отвечать перед Ним – нам только это остается, чтобы Господь нас миловал, простил наши грехи.
У них одна жизнь, одна дорога и одна любовь – та, которая долготерпелива и милосердна, которая не ропщет, не завидует, не ищет своего, которая все покрывает и всегда в любом проявлении благословенна.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
По святым местам. Славгородская епархия. Итоговая
Беседа у камина с игуменом Филаретом. Выпуск от 8 мая 2024
Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы
Свет миру (Липецк). 8 мая 2024
Митрополия (Рязань). 8 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!