Вторая половина. Матушка Вера Иноземцева

11 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Известно, что земной путь – это духовное горнило, в котором с трудом и болью переплавляется человеческое эго. Впрочем, легкой жизни здесь нам и не было обещано. Движение души к спасению сродни ее прохождению через тернии и буреломы. Следы от причиненных ими страданий могут долго болеть. Но человек верующий, зная это, принимает то, что посылает Господь: кто-то монашество, а кто-то семью. Ведь только Ему ведомо, что нам полезнее для спасения.

Город Тобольск, храм во имя семи отроков Эфесских. Почти двести пятьдесят лет назад он вырос рядом со старейшим в Тобольске Завальным кладбищем. Храм сразу освятили в честь древних христиан, которые своей жизнью показали, что последователей Христа действительно ждет воскресение. Впрочем, и во время богослужения душа, соединяясь со Христом, каждый раз словно воскресает. Эту радость чувствуют и сам настоятель храма иерей Александр Иноземцев, и его прихожане, и его семья – жена матушка Вера и шестеро детей.

Матушка Вера:

– Если человек живет церковной жизнью (исповедуется, причащается), он чувствует мощную защиту и ему, наверное, легче.

Церковная ограда – образная граница между двумя мирами: мир снаружи, словно ядовитыми стрелами, наполнен мыслями, толкающими к искушениям; мир внутри питает мыслями о любви, свете и служении как смысле жизни. Матушка Вера вправе об этом говорить уверенно: она знает и тот, и другой мир.

Матушка Вера:

– Я родом из Красноярского края, города Енисейска. Меня мама крестила в полтора месяца. На то время это была большая редкость. Папа был коммунистом. Мама спросила у него разрешения, он сказал: «Это твое дело. Хочешь – крести».

Согласие папы было промыслительно. Крещенный в детстве, он был воспитан верующей мамой и в ее честь назвал дочь Верой.

Матушка Вера:

– Я пришла в храм, когда мне было четырнадцать лет. Бабушка была верующей, всегда молилась, у нее были иконы. Я видела ее пример. Она научила меня молитвам с детства. Когда мне было лет пять-шесть, бабушка написала молитву «Отче наш» на бумажке и сказала: «Выучи ее наизусть и молись, если у тебя будет какой-то трудный момент». Были ситуации, когда я попадала под автобус и у меня был один синяк. Когда на экзамен шла, всегда молилась и чувствовала помощь Божию.

Ее первый храм – старинный Успенский собор в Енисейске, настоятелем которого был протоиерей Геннадий Фаст. Это был известный в православном мире подвижник веры, миссионер, богослов.

Матушка Вера:

– Он на приходе создал подвижническую общину, которая была настроена строго соблюдать все каноны.

Духовный стержень, воспитанный отцом Геннадием, помогал Вере сохранять веру в разных обстоятельствах. После школы она поступила в Енисейское педучилище. Шли 90-е годы. За церковной оградой уже не было откровенных нападок на Церковь, но непонимание близких порой больно ранило.

Матушка Вера:

– «Зачем тебе это нужно? Ты такая молодая, красивая. Зачем тебе длинная юбка? Подкрась глаза, что ты себя раньше времени делаешь старухой?» − эти нападки очень сильно докучали, отравляли жизнь.

После училища – работа в детском доме с трудными подростками и понимание того, что ее место не здесь. Храм для нее оставался миром света и любви. Она помогала отцу Геннадию, пела на клиросе.

Матушка Вера:

 – На клиросе я нашла обращение Тобольской духовной семинарии, из которого узнала, что есть иконописная школа. Отец Геннадий этого не знал, и то, что туда попало обращение, − это чудо, Промысл Божий.

Вера попала во второй набор молодой иконописной школы при Тобольской духовной семинарии. Семинарскую аскетичность и строгость во всем кому-то было сложно выдержать, но Вере нравилось все: она была в своей стихии. Во время учебы перед ней встал вопрос: замужество или монашество? Этот вопрос девушка задала в письме духовнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Кириллу (Павлову).

Матушка Вера:

– Он написал: «Я считаю, что Вам лучше выйти замуж». Так как отец Кирилл считается прозорливым старцем, то, конечно, это воспринялось мной как воля Божия.

Вскоре после этого благословения девушка поняла: ее судьба совсем рядом. Семинариста-пятикурсника Александра Иноземцева Вера знала как преподавателя в их иконописной школе. Знала, что он приехал в Тобольск из Алтайского края и что его приход в храм тоже пришелся на девяностые годы прошлого века.

Иерей Александр:

– Это было интересное время, потому что очень много открылось сведений, фактов (особенно о нашей истории); была переоценка ценностей. Впервые я прочитал Евангелие в светском литературном журнале «Литературная учеба». Там было представлено Евангелие в новом переводе на русский язык.

Предложение общих друзей познакомить их поближе поначалу вызвало недоумение у обоих.

Матушка Вера:

– Я сначала постеснялась, промолчала. Потом думаю: «Или ты за него выйдешь замуж, или ни за кого». Это был какой-то внутренний сторонний голос (ангел-хранитель мне сказал).

Иерей Александр:

– Мысль о том, что у меня будет семья, желание вступить в брак были у меня с девятнадцати лет, а женился я в двадцать девять. Когда надо было, тогда все пришло.

Два человека создают семью для счастья, но осознание, что брак – духовное непаханое поле, приходит не сразу.

Матушка Вера:

– Мои родители развелись, когда мне было два года. Этот отпечаток остался в душе на всю жизнь. Когда родители разводятся, они не понимают, что делают. Вселенная ребенка рушится. Такое чувство, что земной шар раскололся на две половинки. Развод родителей, неправильные отношения, когда мама была в семье главной, поднимала детей на своих плечах, была сильной и властной (а ей надо было быть такой, чтобы выжить на тот момент), – все это сформировало во мне какие-то качества, характеристики.

С такими качествами жены конфликт в браке, увы, неизбежен. Его развитие лишь дело времени.

Матушка Вера:

– Что-то было даже на подсознательном уровне. Муж меня искренне прощал, но мужское начало никуда не денешь. Оно все равно скажет о себе.

Она могла что-то надумать, потом долго подпитывать обиду и уверенность в том, что ей-то лучше знать, как себя должен вести муж. К сожалению, конфликтные ситуации разворачивались на глазах у детей, но, пожалуй, их бессознательная реакция на родительское воспитание заставила матушку Веру задуматься о себе.

Матушка Вера:

– У них было какое-то непослушание, неповиновение. Если жена мужа слушается, то и дети находятся в повиновении у родителей. Воспитывать их радостно и нетрудно.

Советское время вымарало из памяти поколений древние духовные устои семьи. Открывать их для себя заново очень болезненно для самолюбия. Ведь послушание детей начинается прежде всего с послушной своему мужу матери. Как это принять? Как начать исправлять себя, взрослую и состоявшуюся?

Матушка Вера:

– Такое сокровище – Причастие, когда ты чувствуешь реальную помощь, подмогу, чтобы преодолеть свою вторую натуру. Никуда ты от нее не денешься, пока не сломаешь ее, пока не поймешь, что ничего не можешь сам. Тогда Господь тебе протянет руку помощи, и ты почувствуешь, что можешь это преодолеть.

У нас был один случай: я очень обиделась на батюшку, все внутри кипит, бурлит. Я думаю: «Я же христианка, должна все это побеждать». Начинаю себе внушать: «Я в этом виновата». Вдруг у меня как будто пелена с глаз упала: я поняла, что в этом действительно виновата я. Всегда перебираешь в голове, что он сказал, что ты сказала. В какой-то момент я поняла, что не важно, кто прав: он или я. Важно, чтобы был мир.

Иерей Александр:

– Разные были у нас моменты. По-моему, это естественно, нормально. Нужно запасаться терпением, ценить то, что ты нашел свою половинку, стараться пронести чувства через всю жизнь.

Пересматривать свои мысли, поступки матушке Вере помогает осознание того, какое служение выбрал ее муж.

Матушка Вера:

– Ты несешь груз грехов других людей на своих плечах. Священник ведь такой же человек. Приходя в Церковь, люди воспринимают людей, которые уже в церковной ограде, как святых. Это неофитское восприятие. И в том числе священник воспринимается как святой человек. Но мы ведь пришли из этого же мира.

Выслушать, направить, не оттолкнуть, а привести к покаянию человека, который пришел в храм в поисках Бога и любви, – это колоссальная ответственность. Тем не менее есть храм, а есть дом.

Матушка Вера:

– Матушка говорит: «Батюшка, у меня девятый месяц беременности, я целый день с детьми прыгала». Надо помочь жене. Она устала, может быть, не меньше его. Он включается и начинает помогать.

Иерей Александр:

– Священник в какой-то мере не принадлежит себе, семье (иногда, может быть, ему этого не хочется). Он всегда занят, кому-то нужен. Поэтому иногда, если честно, можно этим прикрыться. Внутренняя закрытая семейная жизнь священника для него не менее важна, чем служение.

Именно семью блаженный Августин назвал остатком рая на земле. В семье две души, проходя через горнило, способны подняться над человеческой природой и в полной мере стать едиными во Христе, научиться любить.

Матушка Вера:

– Это значит отказаться от того, что тебе очень хочется, но ты понимаешь, что твоему любимому это повредит или будет неприятно.

Иерей Александр:

– В семейной жизни нам не требуется ежедневно отдавать жизнь. А вот маленький подвиг, маленькая жертва должны быть ежедневно.

Матушка Вера:

– Старший сын может пойти снег почистить, и малыши подключаются. Я делю им территорию, и они чистят. Батюшке, когда он придет, уже не надо этим заниматься.

У него есть возможность посвятить себя какому-то увлечению, чтобы переключиться, восстановить силы. Например, коллекционированию авиамоделей или изучению родословной. Отец Александр убежден, что дети должны знать свои корни. Последние пару лет батюшка увлекся бегом. Он принимает участие в соревнованиях на разные дистанции. Увлек этим он и старшего сына, решив таким образом проблему отцов и детей, которая не минует и семьи священнослужителей. Дочь Лукия и сын Гавриил уже перешагнули сложный возрастной порог. Младшие Ксения, Ника, Николай и Савва проживают свой полезный опыт.

Иконы и фрески старинного храма во имя семи отроков Эфесских стали нуждаться в реставрации. Новую жизнь они получают благодаря выпускнице иконописной школы матушке Вере.

Жизнь в браке ни у кого не строится без ошибок и проблем, но с Богом они все преодолимы. Эту мысль отец Александр теперь старается донести семинаристам на специальном факультативе. Его личный опыт в помощь.

Матушка Вера:

– Супруг мой сказал: «Я тебя не выбирал. Мне тебя дал Бог, а я принял тебя такой, какая ты есть». Убеждение, что моя вторая половина дана мне Богом, что это мои негативные черты ломают мою семейную жизнь и мое счастье, наверное, мне очень помогло. Я благодарна Богу, что не сама выбрала мужа.

Иерей Александр:

– Что нам помогает жертвовать в христианской жизни? Убеждение, что это важно, спасительно, необходимо, что есть какая-то ответственность.

Матушка Вера:

– Я осознаю спустя двадцать лет, что самые тяжелые испытания (и с моей стороны, и с его) мы уже преодолели. Не каждый в состоянии преодолеть их через десять-пятнадцать лет. Кому-то и двадцати лет не хватит.

Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.

Автор и ведущая Елена Саенко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 01 июля: 13:15
  • Пятница, 01 июля: 23:30
  • Воскресенье, 03 июля: 15:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​