Учимся растить любовью. Социальный проект "Сказка учит, сказка лечит"

17 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Может ли сказка учить? А лечить? "Может!" - убеждены артисты православного кукольного театра "Виноград". Весь прошлый год они давали спектакли детям с проблемами здоровья и могут смело утверждать, что у такой формы реабилитации большие перспективы. Потому свой социальный проект они так и назвали: "Сказка учит, сказка лечит". О нем мы и расскажем в нашем выпуске.

Сегодня мы отправляемся в храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в поселке Парголово, куда приехал кукольный театр «Виноград» со своим проектом «Сказка учит, сказка лечит». На вопросы об этом проекте отвечает режиссер театра Анна Леонидовна Бархатова.

 Весь прошедший год на нескольких петербургских площадках дети с проблемами здоровья, а также многодетные семьи были вовлечены в увлекательное путешествие по сказкам, поставленным православным кукольным театром «Виноград». Социальный проект «Сказка учит, сказка лечит» получил президентский грант, но пришелся на разгар пандемии. Однако хорошему делу всегда найдется время и место.

Анна Леонидовна Бархатова, режиссер театра:

– Спасибо Фонду президентских грантов за то, что он вошел в положение всех своих грантополучателей и продлил срок реализации проектов на год.

Наш проект предназначался детям, долго лежащим в больницах – тем, кто испытывает постоянный больничный стресс. Мы поддерживаем не только детей, но и их родителей. Но, к сожалению, коронавирус запретил нам входить в больницы. Мы долго думали, как теперь работать, пытались перестроиться на online-формат. Но это не вариант: в первую очередь, по техническим причинам. Кроме того, весь медицинский персонал был занят борьбой с коронавирусом, и общаться с кем-то из театра у него совершенно не было возможности.

Слава Богу, пришла идея посвятить проект ребятам с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Так мы вышли к тем детям, которые живут не в больницах, а с мамами и папами, посещают центры социальной помощи, учатся в школах-интернатах. Мы показали им серию из шести спектаклей – таким образом прошли с ними целый год. После каждого спектакля была сказкотерапевтическая часть – с беседой, вопросами, рисунками.

Спектакли были такие: «Маша и Медведь», «Заячья избушка», «Предание о Петре и Февронии», «Чудесные яблочки, или Сад души», «Притча о сыне» и «Рождественский Дед» (им заканчивается этот проект). Все было по-разному. Не все ребята могли побывать на каждом спектакле. Но в большинстве мест – чаще это были социальные центры, как в Пушкине или в Адмиралтейском районе – посмотрели все.

Самое удивительное изменение произошло с ребятами из центра «Родничок», куда ходят дети с самой разной степенью заболеваний, очень многие с аутизмом. Когда мы приехали, работники центра нас предупредили, что в нашей сказке должно быть минимум выразительности, максимум отстраненности и краткости. Мы совсем не знали, как себя вести. Во время первого спектакля мы старались делать все как можно тише. И это была наша победа: мы никого не испугали. Хотя вначале дети сидели, закрыв глазки и ушки: им было больно и страшно так близко видеть незнакомых людей – актеров.

Второй спектакль уже ждали. Эти дети сидели радостные, повернув к нам лица. Во время третьего они к нам вышли (мы вызывали тех, кто хочет). И тот мальчик, который больше всех боялся, вышел на сцену, взял куклу в руки – ему было весело, приятно. Это было удивительное, явное преображение человека. То, что такие ребята (с особенностями) отвечают на вопросы, понимают нас, высказывают что-то в рисунках, подпевают нам, говорит о том, что наш педагогический способ донесения мысли (раскрытие мировоззрения, разговоры, сказкотерапия) гораздо эффективнее, чем какие-то другие методы взаимодействия. Нам говорили, что такие дети могут сосредотачиваться только на 20 минут. Наши спектакли длятся по 30–35 минут, после каждого – еще и беседа. Но в эту беседу вовлечены все.

Театр «Виноград» в городе на Неве любят и ценят давно. Те, кто приводил на спектакли своих детей, теперь приводят внуков. Даже по человеческим меркам театр отпраздновал свое почти что совершеннолетие, хотя зрелым он стал куда раньше. И православным он называется не просто так: у артистов богословское образование. С него все и началось.

Анна Леонидовна Бархатова, режиссер театра:

– В прошлом году мы праздновали 16-летие театра. Как мы познакомились? Большинство из нас учились на богословско-педагогических курсах. В то время наш идейный вдохновитель Александр Николаевич Теплов предложил нам сделать вертеп, так как на курсах Рождество и Пасха традиционно праздновались вместе с детьми. С Рождества началась наша творческая работа. Из того коллектива нас сейчас осталось только двое. К нам подключились люди, которые пришли уже позже. Благословение отца Александра Зелененко нас поддержало и дало крылья. Его деятельная и духовная поддержка нас вдохновляла и создала такой прецедент коллектива, который продолжает с Божией помощью работать и расти.

Режиссер театра Анна Бархатова когда-то тяготилась своей профессией: не могла увязать православие и лицедейство. Подобная дилемма встает почти перед каждым верующим артистом.

Анна Леонидовна Бархатова, режиссер театра:

– Когда я пришла учиться на богословско-педагогические курсы, я как раз уже окончила театральный институт (кафедра театра кукол). Я поставила на этом жирный крест. А в процессе обучения столкнулась с необходимостью что-то показывать детям – обязательно в игровой форме. Поняла, что театр нужен. Много наших коллег также, являясь православными людьми, делают замечательные кукольные спектакли. И наш театр выбрал этот формат. Он был ближе всего мне и по сердцу моим коллегам.

Есть у нас и несколько нехристианских сказок. Например, «Маша и Медведь», «Заячья избушка». Но, так как мы люди православные, мы смотрим на них через призму православного мировоззрения и слегка изменяем и адаптируем те сценарии, которые встречаем в Интернете. Ищем в них точку отсчета, сообразную нашему мировоззрению. В сказке «Маша и Медведь» Маша была уж больно эгоистичной – и не получалось принять эту сказку такой, какой она была написана автором. У нас в спектакле Маша понимает, почему она была виновата, почему она попала в такую ситуацию. И Медведь понимает, что не все так просто, – сердце у него раскрывается, становится теплым. Сказка заканчивается дружбой Маши и Медведя.

Нравственные уроки есть во всех спектаклях театра. Для артистов сказка становится инструментом воспитания.

Анна Леонидовна Бархатова, режиссер театра:

– С педагогической и катехизаторской функциями театр справляется. Мне очень памятны родительские отзывы. Вспомнился папа в обычной светской аудитории. Мы показывали спектакль «Чудесные яблочки, или Сад души». Редко, когда папы приходят с детьми на спектакль. Я к нему подошла. Это был открытый человек, какой-то детский свет светился в его глазах. Он сказал, что на нашем спектакле впервые. У него двое детей: одна дочь совсем малышка – два года, а другая пятилетняя. Он сидел и переживал за малышку. Ему очень хотелось, чтобы она посидела, потерпела подольше, потому что ему самому было интересно посмотреть, чем же эта история закончится. «Понятно, что это кончится хорошо, – говорил он, – но как? Тем более здесь ангел!»

Когда мы приезжали со спектаклем про Петра и Февронию, посмотревший его мальчик начал размышлять, что бы он сделал на месте Февронии, ведь её же предали. Он сказал: «Я бы, пожалуй, так не смог. Ну, Феврония потерпела, потерпела…» Это еще раз говорит о том, что сказочные истории ложатся на душу детям любого менталитета. Потому что все это восходит к Христу.

Зрительница:

– С театром “Виноград” мы знакомы больше десяти лет. Еще мои старшие дети, которым уже больше двадцати, видели спектакль “Рождественский Дед”. Мы были самыми первыми зрителями. Потом следующие поколения детей у нас в семье тоже ходили на эти спектакли. Это помогает. Это притчи, которые мы рассказываем детям, а потом обсуждаем. Все вспоминается в обычной жизни. Наши дети в данный момент не ходят в воскресную школу. Мы в большинстве своем с детьми разговариваем через бытовые вещи, которые у нас происходят: молитва перед едой, молитва перед выходом в школу. Какие-то события происходят – мы пытаемся найти в них духовную составляющую и показать ее детям, чтобы они учились находить Бога в обычных привычных делах вокруг них самих».

Конечно, основы веры дети получают дома. Но не менее важно, чтобы были другие источники, подтверждающие то, чему учит Церковь и чему вторят родители.

Мария Курдина, зрительница:

 – Когда об этом просто говорят дома – это один пласт восприятия. Спектакль – это совсем другое. Включается восприятие образное. Это бесценно. Когда дети видят Священную историю в лицах, это по-другому воспринимается, гораздо глубже проникает.

Александр Нефедов, священник:

– Я отец двух детей. Конечно, еще пока рано говорить об их церковном воспитании. Я понял, смотря на наши многодетные семьи, что проповеди дети не всегда слушают. Не из-за того, что им скучно, – им просто сложно понять евангельские истины. В вопросе, как сказать это простым языком, на помощь приходит народное творчество. Надо проводить больше таких представлений, несмотря на сложные времена. Можно на любом приходе детям говорить о Боге через кукольные представления, через русское народное творчество. Это нужно. Это важно, чтобы дети выросли достойными христианами.

Театр «Виноград» стоит на одном – на любви: любви тех, кто в нем трудится, к вере, к детям, друг к другу и к своему ремеслу. Артисты не только делятся чем-то, но и получают. Отдача от юных зрителей – главное рабочее топливо.

Анна Леонидовна Бархатова, режиссер театра:

– Театр дает радость и силы, хотя иногда мы чувствуем себя выжатыми как лимон. Отдача большая, от детей получаем много. Какой-то смысл в жизни в том числе. Это, собственно, даже не наш выбор. Это служение, на которое нас поставил Господь. Неоднократно случались разные истории, когда мы понимали, что  продолжать невозможно. Это должно было давно развалиться, потому что все сложно. Но неоднократно Господь так устраивал, что мы понимали: это и есть наш путь, наше служение. То, что получили на богословских курсах, мы таким образом передаем людям. Мы собрались и не расстались за 17 лет – и мы понимаем, что это Божие благословение нам. 

Для того чтобы сказка действительно учила и даже лечила, необходимо подойти со всем вниманием к выбору текста. Эта работа требует таланта и умения. Например, традиционный зимний спектакль «Рождественский Дед» берет за основу сказку «Морозко». Но в ней находится место для истории о рождении Спасителя и для христианской притчи о милосердии.

Анна Леонидовна Бархатова, режиссер театра:

– Гениальная идея совместить это принадлежит вовсе не мне. Был взят очень простой сценарий: для воскресной школы. Я даже помню учительницу, которая его написала – её фамилия Валеева. Единственное, что мы сделали, – очень сильно адаптировали текст для сцены, оживили его, переписали диалоги. Есть сценарии, которые создавались по необходимости, и подтягивались все силы. Каждый раз это была командная работа.

Первоосновой становится масса разных сюжетных линий. Так велась работа над «Сказом о древней смуте и явленном чуде» – это спектакль про 1612 год, про Казанскую икону Божией Матери. Мы искали вариации сюжета: в Интернете масса разных версий. Итоговый сценарий родился из этой массы под влиянием образа летописи, создавшего фактуру, повлекшую за собой уже все остальное: кукол, живого человека – сказителя, который, аккомпанируя себе на гуслях, переворачивает страницу за страницей и рассказывает историю.

Каждый спектакль завершается беседой с маленькими зрителями. Это неотъемлемая часть проекта «Сказка учит, сказка лечит». Артисты выходят со своими персонажами в руках, чтобы поговорить с детьми о силе добра и любви. Дети дружно соглашаются, что «тащить камни» куда хуже, чем «иметь сокровища». Но о каких камнях речь? И о каких сокровищах? На помощь приходят артисты, рассказывая, что камни – злые дела, а сокровища, напротив, – добрые. Для малышей такой пример и понятен, и нагляден. Артисты театра «Виноград» убеждены, что слово тоже может стать добрым делом. И таким фундаментальным словам надо детей учить. Учить не стесняться произносить их громко, с чувством.

Анна Леонидовна Бархатова, режиссер театра:

 – Если говорить про сверхзадачу, мы верим, что рано или поздно дети, которые видели наши спектакли, придут к Богу. Они услышат то, что мы хотим им донести. Они не будут против. Они будут вместе. Задача минимум – поговорить с детьми о добре. Что в нашем мире, несмотря на то, что мы видим вокруг, любовь, верность, милосердие никуда не делись: они рядом с нами, окружают нас везде и всюду.

Сказка учит. Сказка лечит. Так учит и лечит все, подаваемое с истинной любовью.

Ведущая Марина Ланская

Записала Наталья Мухлынина

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 03 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 08:05

Анонс ближайшего выпуска

В преддверии Воскресения Христова поговорим о православных настольных играх. Гости студии - священник Владимир Коваль-Зайцев и Вероника Кунина, соавторы проекта "Воскресная школа. Игры о самом важном". Познакомимся с игрой "Мемо Пасха". Поговорим о глубоком значении слова "память". Узнаем, как можно через игру начать разговор о смысле евангельских событий и подвести к размышлению о Пасхе.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать