Учимся растить любовью. Проект "Буквицы на рождественской елке"

7 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Оказывается, украсить рождественскую елку можно не только игрушками, но и... буквицами ручной работы. "Буквицы на рождественской елке" - так называется проект воскресной школы при храме Рождества Иоанна Предтечи в Юкках. Проект создавался таким образом, чтобы на зимних каникулах детям было чем заняться, ведь жаль самые важные подготовительные дни перед Рождеством и праздничные дни после оставлять без занятий. А почему в центре внимания создателей проекта оказались именно буквицы, узнаете из нашего выпуска. 

Все уроки проекта "Буквицы на Рождественской елке" представлены по ссылке:

https://www.youtube.com/channel/UCPgZKS1LzfpZKHqM0gZVyeg 
 

Подготовка к празднику Рождества Христова не менее важна, чем само празднование. Обычно пост готовит нас к торжеству, и детям тоже нужен подготовительный этап. Долгие рождественские каникулы тоже нужно проводить со смыслом.

Наталья Владимировна Еремина, кандидат педагогических наук:

– Мне кажется, что дети мудрее нас, взрослых. Для детей важен, наверное, не сам праздник, как нам кажется, а путь к этому празднику, движение. Чем больше мы насытим этот период подготовки, тем глубже они смогут всё воспринять. Поэтому мне кажется, что эти предрождественские дни как раз и даны для того, чтобы мы помогли детям более глубоко пережить этот праздник, чтобы они понимали, что мы празднуем, значение этого праздника, и не только для нас, для каждой семьи, но и для всего мира. Это очень важно!

Вот это ожидание праздника может сплотить всю семью, и в этом тоже огромное педагогическое значение: чтобы мы вместе готовились к празднику, чтобы вместе шли по этому пути, папы и мамы, бабушки и дедушки. Одной большой семьей готовимся к празднику. Что с этим связано? Какая-то совместная деятельность: мы что-то вместе делаем руками, готовим подарки, обязательно общаемся. Это создает ощущение общности, ощущение, что мы – одна семья, мы любим друг друга. Это самое важное! В этом и есть главная педагогическая задача.

В воскресной школе храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Юкки к Рождеству приурочили интереснейший проект. Присоединиться к нему, кстати, можно в любой момент, в том числе удаленно. Этот проект со своей историей.

Татьяна Владиславовна Коваленко, автор проекта «Буквицы на рождественской елке»:

– Все появилось в лоне методики Василия Преображенского. Дело в том, что эта методика использовалась в детском саду. Как правило, дети уходят на каникулы. На каникулах ничего не нужно: они ушли, и мы не знаем, куда они ушли. На этом подготовка к празднику заканчивалась. А так как мы занимаемся дома и в воскресной школе, то у нас нет каникул: они только для общеобразовательной школы. Получилось, что в самые праздничные дни образовалась пустота. Все стали говорить, что они ни в коем случае не хотят прекращать воскресную школу, обязательно хотят заниматься. Стали думать, чем бы ее наполнить: может, мультфильмами про Рождество, какими-то рождественскими историями, поделками...

Эта мысль созревала, и вдруг я смотрю, что мой внук Любомир, которому 10 лет, где бы ни ходил, держит под мышкой книжку. А это ни много ни мало монография, которая называется «Буквицы заставные»; мне подарила ее автор, Нина Павловна Саблина, в 2000 году. Она лежала у меня на книжной полке и ждала своего часа. Я и забыла, что она у меня есть. А он, оказывается, ее нашел, раскрыл и увидел эти волшебные буквицы, что Нина Павловна собрала в музеях, в рукописных книгах, которые расписывали и форму которых создавали монахи и разные древние художники. Она оказалась такой влекущей и такой увлекательной для современного мальчика, что я была поражена. Я подумала: «О, мы нашли, чем занять детей, чтобы им было интересно! Вроде бы и духовно, и интересно».

С другой стороны, мне мой духовник, отец Игорь Есипов из Смоленского храма иконы Божией Матери, прислал маленький видеоролик. Это всего двухминутный ролик, который называется «Послание к славянам от Кирилла и Мефодия». Из него я впервые услышала, что в старославянской азбуке зашифрована невероятная мудрость. Даже до сих пор, уже создав все эти буквицы, я не понимаю, как им удалось в такой короткий срок, практически за три месяца, создать азбуку. И не просто создать, но умудриться заложить в нее такой глубинный смысл, что получается целое послание: наша конечная цель заключается в том, что мы должны постичь свет Сущего. Мы соединили эти две замечательные истории и решили сделать дополнительные, именно праздничные уроки к урокам Василия Преображенского.

В основу каждого урока заложили серьезные богословские знания. Думаете, для детей это слишком? Создатели методики глубины не боятся.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

– Так как главной изюминкой этой методики является неискаженное цитирование православных святых, то мы пошли этим же путем. Мы для каждой буквицы взяли рождественскую историю от кого-то из очень великих. Например, для буквицы №2 взяли житие Кирилла и Мефодия, именно историю о создании письменности. Житие №3 «Трудитесь усердно, земляне» прекрасно изложено в житии Сергия Радонежского. Сегодня мы смотрели буквицы №5. Это о подарках, о даре слова, убежденности,  правильной вере. В каком житии это прекрасно раскрыто? Кто за это боролся? Святитель Николай. Получилось, что у нас эти буквицы наполнились рождественской историей о наших православных святых, но словами действительно великих святых. Например, у нас буквица №4 о мироздании. Это святитель Игнатий (Брянчанинов). Это очень глубинные вещи, но дети воспринимают их замечательно.

Наконец, сама мастерская. Совершенно удивительно оказалось, что среди детей, которые ходят в воскресную школу, есть девочка София. Мы впервые узнали, что ее мама, Ирина, является членом Союза художников России, что она создавала полы в нашем храме и что мы даже фотографируемся с этими буквицами, стоя на этих замечательных полах. Кроме того, на основе своего личного очень богатого опыта я поняла, что при общении с одаренными Богом людьми этот талант начинает изливаться на детей. Не важно, чем мастер занимается: печет пироги или он художник. Но если он горит своей идеей, если у него талант от Бога, то он светит детям, а дети сами становятся творцами.

Буквально после второго урока Ирины Ильиной мы увидели, что наши дети стали везде, где только можно, заниматься раскрасками. Их было не остановить. Идет вот такая инициация, дух такой исходит от настоящего художника. Главное, что уроки получились такими легкими, что дети стремятся к ним, они хотят это делать, они приходят домой и продолжают это делать. Они готовы по пять раз пересматривать эти рождественские истории, казалось бы, такие серьезные и мудрые, но такие понятные для каждого ребенка.

К содержанию рождественского цикла уроков подошли со всей глубиной не только относительно знания, но и всего эстетического наполнения.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

– Все рождественские истории иллюстрируются по маленьким кусочкам, потому что у современных детей очень большая проблема с системным мышлением, восприятием,  концентрацией внимания. Я, как невролог с 39-летним опытом, естественно, это учитывала при создании уроков. Поэтому эти уроки очень успокаивают, умиротворяют. Я уже более 30 лет веду курсы для беременных, и мы используем эти уроки для подготовки к родам, чтобы мамы в период эпидемии COVID могли от всего отрешиться, настроиться на красоту, прекрасную музыку, чтобы они могли уйти вглубь себя. Потому что это единственное место, где можно спастись в наше время.

Мы начинали создавать этот видеоряд с нашим детским психологом Юлией Вавричиной из детского сада. Она очень опытный специалист,  работает и с детьми, и со взрослыми. Кроме этого, она еще ведет и младенцев. Она начинала подбирать то, что впечатляет младенцев. Это очень известный психотерапевтический прием, когда показываешь прекрасную картинку; например, красивую божью коровку, листочек, птичку. Дети просто смотрят, и у них даже проходит энурез. Это у нас используется в клинике имени Пирогова. Поэтому мы подбирали именно такие картинки, чтобы они действовали на ребенка на уровне запечатления. Конечно, мы стараемся подобрать то, что есть: фрески или иконы. А чего нет, подбираем художественными картинами и так далее.

Сами буквицы – это же как сказка, причем эта сказка – быль из тех времен, когда жили Кирилл и Мефодий, она создавалась глубоко верующими художниками по благословению игуменов. Поэтому мы считаем, что мы смотрим как в сказку. Мы видим, как рисуется рай. Он ведь рисуется в сказочных интерпретациях. Кроме того, мы все знаем, что мы потеряли свой рай, и мы знаем, почему его потеряли: там был змей. Поэтому в каждой буквице свое отражение имеют добро и зло, свет и тьма.

Дети с удовольствием учатся создавать буквицы у настоящего художника, чьи труды они видят всякий раз, приходя в храм и любуясь его благоукрашением. Но повторяли за мастером они только сначала, а потом отдались свободному творчеству.

Ирина Евгеньевна Ильина, художница, ведущая мастер-классов проекта «Буквицы на рождественской елке»:

– В самом начале, когда мы проводили первые уроки по буквицам, был такой интересный момент, когда после короткого видеоурока все вдруг замерли: а что же дальше, а как рисовать? Вот тут действительно был такой посыл, когда просто обязательно нужно было это показать, рассказать. Кто-то повторял, кто-то не повторял. Кто-то придумывал свои композиции. Но это было очень важно. Это был стартовый толчок, а дальше дети уже немножко набрались опыта в этом вопросе по буквицам. Им было просто очень интересно, как художник рисует то же самое, что и они, и они с удовольствием всегда смотрят. Я в начале урока обхожу, показываю, как можно нарисовать эту буквицу, и они с удовольствием в это вникают.

У проекта прекрасная особенность: он доступен где угодно и кому угодно. Онлайн-формат позволяет заниматься всем желающим. А наглядные коротенькие фильмы в этом отличное подспорье.

Наталья Владимировна Еремина:

– Мне кажется, что в сегодняшней ситуации это прекрасная идея, помогающая детям, которые не могут посещать храм по разным причинам, тоже подготовиться к Рождеству при помощи таких удивительных путешествий в нашу традицию, в старославянскую азбуку. Опять-таки идея письма от самих Кирилла и Мефодия тоже удивительная. Потому что получается, что она личностно предназначена каждому ребенку, она направлена и нацелена на каждую семью. Мы можем этим воспользоваться. Мы можем вместе с детьми сесть, открыть эту азбуку, воспользоваться какими-то методическими рекомендациями и вместе с детьми погрузиться в эту традицию. Это удивительно!

Не стоит думать, что ребенка можно просто посадить перед экраном. Пусть это будет ваше общее семейное занятие, и тогда пользы от него будет еще больше.

Наталья Владимировна Еремина:

− Важно то, как подан материал: если есть, например, бабушка, которая делится этими знаниями со своими внуками, то это, конечно, дает ощущение семьи, домашнего тепла и уюта. Но если просто включить детям видео и уйти, то все теряет смысл, потому что мы должны создать для ребенка ощущение общности: мы вместе готовимся к празднику. Нужно не бросать ребенка одного на этом «корабле», а плыть вместе с ним: присутствовать, помогать, поддерживать, радоваться его успехам. Для детей это очень важно: поддержка, внимание и хотя бы 15 минут времени, уделенного именно ему. Это имеет важное педагогическое значение.

Уроки похожи один на другой – наскучит ли это? Совсем нет. Наоборот, детям нужны повторяющиеся действия, ритуалы, традиции.

Наталья Владимировна Еремина:

− Все, что связано с образованием (от «образа Божьего»), − это традиции. Мне кажется, что сегодня мир рушится потому, что у нас нет повторяемости, внутренней убежденности, что есть традиция: все как будто рассыпается и разрушается. Для ребенка очень важны традиции, когда есть то, на что можно опереться. И наша удивительная традиция, которая повторяется каждое занятие, когда я передаю кораблик и называю свое имя, дает ребенку убеждение, что все хорошо и мир прекрасен. И мне кажется, что это замечательная находка, найденная педагогами.

У проекта серьезная просветительская задача, но подается он в такой увлекательной форме, что совсем не кажется уроком.

Ирина Евгеньевна Ильина:

− Я изначально читала историю, почему буквица именно так придумана, так создана − это сложилось исторически. Все созданные буквицы действительно имеют внутреннее послание, которое зашифровано в рисунке. И это очень интересно: исконные, истинные знания переданы только лишь в одной буквице. Пусть даже не все они, может быть, радостные, но что имеем, то храним. И, в принципе, в дальнейшем буквицы тоже можно придумывать так, как мы сами захотим.

Наталья Владимировна Еремина:

− Если говорить о педагогическом значении увиденного мною сегодня на занятиях в воскресной школе, то мне кажется, очень важно, что происходит просвещение детей. Потому что чаще всего мы и наши дети крещены, но не просвещены, не знаем глубины и важных основ нашей веры, а без этого нет силы, глубины в вере, любви к ней. Поэтому этот путь продвижения по буквицам на корабле спасения − удивительный символ, который может помочь детям прожить это, понять, вобрать в свою душу и сердце и стать верным христианином. Это самое главное.

Проект полезен не только детям, но и взрослым, в чем они сами с удовольствием признаются − ведь учиться никогда не поздно.

Мама  многодетной семьи Мераджи, участников проекта:

− Я для себя впервые это открыла, потому что раньше мне не приходилось сталкиваться с церковнославянским языком. Теперь я понимаю, насколько это важно, во-первых, для прочтения священных текстов и для их понимания, во-вторых, мне кажется, это повышает грамотность: многие моменты, даже орфографические, становятся более понятными, когда знаешь церковнославянский язык. Мне кажется, это нужное занятие, прямо скажем, обязательное для изучения для всех русскоговорящих деток.

Из раскрашенных буквиц можно даже сложить елку, как это сделали в воскресной школе храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках.

Ирина Евгеньевна Ильина:

− Те буквицы, которые у нас здесь представлены в храме на дизайнерской елке, я раскрашивала вместе с дочкой. Но мы не делали точную копию тех буквиц, которые были изначально созданы в XI–XVII веках. Мы применили новые современные материалы, которые могли использовать: фломастеры, карандаши разных цветов; и раскрашивали абсолютно по своему внутреннему ощущению, как хотелось. Потом дети украшают буквицы пайетками, и у нас тоже они добавлены как раз благодаря моей дочке Софии.

Мама многодетной семьи Мераджи, участников проекта:

− Нам дали буквицы и сказали, что их можно раскрасить так, как нам хочется. Мы с удовольствием это сделали. Принимала участие вся семья, и муж с удовольствием раскрашивал. Потом мы решили сделать елочку из буквиц для нашего храма. Мы очень рады, что нас попросили об этом и у нас все получилось. Технология очень простая: мелки, карандаши, терпение − и вперед.

Рождественские каникулы продолжаются, а значит, есть время заняться со своими детьми созиданием и творчеством. Советы художницы Ирины Ильиной вам для вдохновения.

Ирина Евгеньевна Ильина:

− Традиционно на Рождество принято дарить подарки. И сегодня нас как раз попросили из группы при нашем храме «Утешение» сделать подарки для бабушек и дедушек. И мы хотим сделать авторские закладки.

Перенять орнаменты и рисунки можно у великих русских художников. Например, у Билибина – его сказочные иллюстрации никого равнодушным не оставят, а скопировать их не так сложно. Ирина предлагает использовать урок еще и для того, чтобы познакомиться с русским лубком. Готовую закладку она украсит цветными кистями из шерстяных ниток, и можно дарить, поздравляя родных и близких с Рождеством Христовым.

Автор и ведущая Марина Ланская

Записали Таисия Зыкова и Наталья Богданова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 08:05
  • Четверг, 02 мая: 00:30
  • Пятница, 03 мая: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

Тема выпуска - "Безопасность детей в Сети". Гость студии - общественный деятель Андрей Анатольевич Афанасьев, руководитель проекта "На распутье.ру", автор книг "Дети интернета, что они смотрят и кто ими управляет" и "Основы выживания в сети. Краткий курс для детей и родителей". Поговорим об основных опасностях Интернета, о том, каким образом детям преподносится запрещенная информация, и как происходит вовлечение в незаконную деятельность.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать