У книжной полки. Высокая участь служения. Жизненный путь схиигумении Варвары (Трофимовой)

17 августа 2020 г.

17 августа 1930 года в семье стеклодува Кузнецовского стекольного завода Алексея Матвеевича Трофимова и его супруги Марии Ильиничны родилась дочь, седьмой ребенок, любимый «последыш». В крещении она была наречена в честь святой мученицы Валентины. Мама Вали, Мария Ильинична, с детства мечтала о монашеском пути, однако по послушанию родителям вышла замуж. Но молилась Царице Небесной, да свершится воля Божия на одном из ее чад, которое пойдет монашеским путем. И молитва матери была услышана Господом, и воля Его исполнилась именно на Валентине, которая впоследствии стала седьмой настоятельницей Пюхтицкой обители в Эстонии. О ней рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она называется – «Высокая участь служения: Жизненный путь схиигумении Варвары (Трофимовой)».

***

1. Это издание вышло в свет при содействии двух издательств - Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря. Оно посвящено светлой памяти седьмой настоятельницы Пюхтицкой обители в Эстонии — схиигумении Варвары (Трофимовой), широко известной всей Рус­ской Православной Церкви второй половины XX — начала XXI века. Матушка Варвара — уникальный пример благого образа монашеской жизни в наши дни. Она восприняла традиции женского монашества, издавна сложивши­еся в России, и всегда свято их хранила, следуя им сама и передавая свой духов­ный и практический опыт последующим поколениям монашествующих.

2. В основу повествования легли рассказы схиигумении Варвары о своей жизни и попытка автора – игумении Филареты (Калачёвой) - осмыслить и понять широту и мощь личности великой игумении. В предисловии книги матушка Филарета пишет: «Почти десять лет минуло со дня кончины матушки Варвары (Трофимовой), но — не побоимся сказать — с каждым го­дом в ее образе проступают черты, быть может, не столь заметные при ее земной жизни, и, по слову апостола, как сквозь туманное стекло, различимые в первые годы после ее ухода. Жестокое по отношению к нашей памяти время здесь, словно взыскательный ху­дожник, стирает все лишнее, убирает ненужные мелочи, избавляется от случайного — дабы личность почившей игумений предстала перед нами в своем подлинном, спокойном величии.

3. По словам автора, когда речь сейчас заходит о Матушке, то, пожалуй, чаще всего можно услышать, что она была неутомимой созидательницей. Игумения-строительница Божьей милостью. Кто возразит! За сорок три года своего управления она сотворила поразившее всю православную ойкумену чудо преображения обители, ее приближения идеалу красоты, который схиигумения носила в сердце. Отметят, кроме того, что она постаралась улучшить повседневный быт сестер — так, чтобы после нелегких трудов послушания и долгих молитвенных бдений они могли дать короткий отдых уставшему телу, чтобы в их кельях было тепло, и чтобы приготовленная в монастырских котлах пища подкрепляла их силы. Монашеский подвиг, уход из мира, всецелое посвящение себя Господу вовсе не ставит знак равенства с промозглым холодом в келье и неудобствами по­вседневной жизни.

4. На себе испытавшая благословенную тяжесть монастырских послушаний, труда от раннего утра до позднего ве­чера, — в зимнем ли лесу, на заготовке дров, на покосе ли, подчас по щиколотку в воде, на скотном ли дворе, — мудрой своей душой Матушка твердо знала, что в монастыре труд был, есть и всегда будет молитвой. Но вместе с тем прекрасно понимала небезграничность человеческих, женских сил. Что ж, и этот ее драгоценный динарий — в чем мы, отмечает автор, - нимало не сомневаемся — еще шире распахнул перед ней врата Царствия Небесного. Поскольку буквально с первых дней своего игуменства она стала истинной матерью сестрам Пюхтицы — любящей, строгой, взыскательной и милосердной, постольку с материнской заботой она вникала во все подробности монастырской жизни.

5. Монахиня с молодых лет, она проницала суть необык­новенного дара, каким является само монашество, прорастающее, возрастающее и крепнущее лишь там и лишь у того, кто наделен призванием, кого позвал Бог, кто пришел на Святую гору, дабы до конца дней служить Пресвятой Богородице. С первых дней пребывания в Пюхтице новоначальная Валентина Трофимова, а затем — игумения Варвара ощущала себя смиренной послушницей главной владычице здешнего благословенного края — Пресвятой Богородицы. Послушница Матери Божией, послушница по велению сердца, по горячему призванию не была бы таковой, если бы не стремилась устроить мир вокруг себя так, чтобы он оказалсяф приятен взору Богородицы, и чтобы Она, некогда посетившая пюхтицкие земли, согревала се­стер обители Своей небесной, Своей неизреченной опекой.

6. Свой монашеский путь Матушка Варвара выбрала в глухую советскую пору. Между советской действительностью и бытием монастыря пролегала тщательно охраняемая властью граница, преодолеть ко­торую было по силам лишь людям, наделенным непоколебимой ве­рой и готовностью ко всевозможным жизненным лишениям. С мужеством, присущим глубокой вере, Матушка переступила эту черту и на пороге своего двадцатидвухлетия вошла во врата обители, В силу многих замечательных особенностей, присущих ее натуре, возрастание в монашеском служении закономерно воплотилось в игуменство. Готова ли она была к этой тяжкой ноше? Сознавала ли меру своей ответственности? Понимала ли, с какими разнообразными трудностями ей придется столкнуться? Ответы на эти вопросы читатель найдет на страницах книги.

7. В повествовании представлен жизненный путь игумении Варвары по ее собственным воспоминаниям, собраны истории и эпизоды, которые Матушка Варвара рассказала о себе сама, а игумения Филарета записала эти рассказы в их биографической последовательности. Они изложены исключительно со слов Матушки, поэтому читатель может быть уверен, что перед ним — правдивый рассказ о жизни седьмой пюхтицкой настоятельницы. Образ Матушки Варвары дополняют воспоминания Варвары Александровны Ивановой, которая была непосредственной свидетельницей юности Матушки, ее духовного возрастания. А свидетельницей матушкиных трудов в течение мно­гих лет была монахиня Георгия (Щукина), ныне настоятельница Горненской обители в Иерусалиме. Ей, ближайшей и верной помощнице Матушки, казначее монастыря, доподлинно были известны трудности, скорби и тихие радости настоятельницы обители. И воспоминания игумении Георгии также вошли в эту книгу.

***

Кроме жизнеописания игумении Варвары, впервые в этом издании полностью воспроизводится составленная ею «Летопись» Виленского Свято-Марии-Магдалининского женского монастыря, в котором монахиня Варвара (Трофимова) подвизалась 12 лет и посвятила свой труд 100-летию обители и своей духовной матери — игумений Нине (Баташёвой). Первую публикацию летописи издатели решили предложить читателю в рамках книги фототипическим способом, в точности воспроизведя ее оригинальный вид. Каждая страница летописи, каждая фотография еще помнит руки Матушки Варвары, служит свидетельством ее старательного и усердного труда, сердечного тепла, преданности и нелицемерной любви к своей наставнице. Мы, - говорит игумения Филарета, - расцениваем этот труд уже как исторический доку­мент и надеемся, что он найдет своего благодарного читателя.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать