***
1. Это издание вышло в свет при содействии двух издательств - Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря. Оно посвящено светлой памяти седьмой настоятельницы Пюхтицкой обители в Эстонии — схиигумении Варвары (Трофимовой), широко известной всей Русской Православной Церкви второй половины XX — начала XXI века. Матушка Варвара — уникальный пример благого образа монашеской жизни в наши дни. Она восприняла традиции женского монашества, издавна сложившиеся в России, и всегда свято их хранила, следуя им сама и передавая свой духовный и практический опыт последующим поколениям монашествующих.
2. В основу повествования легли рассказы схиигумении Варвары о своей жизни и попытка автора – игумении Филареты (Калачёвой) - осмыслить и понять широту и мощь личности великой игумении. В предисловии книги матушка Филарета пишет: «Почти десять лет минуло со дня кончины матушки Варвары (Трофимовой), но — не побоимся сказать — с каждым годом в ее образе проступают черты, быть может, не столь заметные при ее земной жизни, и, по слову апостола, как сквозь туманное стекло, различимые в первые годы после ее ухода. Жестокое по отношению к нашей памяти время здесь, словно взыскательный художник, стирает все лишнее, убирает ненужные мелочи, избавляется от случайного — дабы личность почившей игумений предстала перед нами в своем подлинном, спокойном величии.
3. По словам автора, когда речь сейчас заходит о Матушке, то, пожалуй, чаще всего можно услышать, что она была неутомимой созидательницей. Игумения-строительница Божьей милостью. Кто возразит! За сорок три года своего управления она сотворила поразившее всю православную ойкумену чудо преображения обители, ее приближения идеалу красоты, который схиигумения носила в сердце. Отметят, кроме того, что она постаралась улучшить повседневный быт сестер — так, чтобы после нелегких трудов послушания и долгих молитвенных бдений они могли дать короткий отдых уставшему телу, чтобы в их кельях было тепло, и чтобы приготовленная в монастырских котлах пища подкрепляла их силы. Монашеский подвиг, уход из мира, всецелое посвящение себя Господу вовсе не ставит знак равенства с промозглым холодом в келье и неудобствами повседневной жизни.
4. На себе испытавшая благословенную тяжесть монастырских послушаний, труда от раннего утра до позднего вечера, — в зимнем ли лесу, на заготовке дров, на покосе ли, подчас по щиколотку в воде, на скотном ли дворе, — мудрой своей душой Матушка твердо знала, что в монастыре труд был, есть и всегда будет молитвой. Но вместе с тем прекрасно понимала небезграничность человеческих, женских сил. Что ж, и этот ее драгоценный динарий — в чем мы, отмечает автор, - нимало не сомневаемся — еще шире распахнул перед ней врата Царствия Небесного. Поскольку буквально с первых дней своего игуменства она стала истинной матерью сестрам Пюхтицы — любящей, строгой, взыскательной и милосердной, постольку с материнской заботой она вникала во все подробности монастырской жизни.
5. Монахиня с молодых лет, она проницала суть необыкновенного дара, каким является само монашество, прорастающее, возрастающее и крепнущее лишь там и лишь у того, кто наделен призванием, кого позвал Бог, кто пришел на Святую гору, дабы до конца дней служить Пресвятой Богородице. С первых дней пребывания в Пюхтице новоначальная Валентина Трофимова, а затем — игумения Варвара ощущала себя смиренной послушницей главной владычице здешнего благословенного края — Пресвятой Богородицы. Послушница Матери Божией, послушница по велению сердца, по горячему призванию не была бы таковой, если бы не стремилась устроить мир вокруг себя так, чтобы он оказалсяф приятен взору Богородицы, и чтобы Она, некогда посетившая пюхтицкие земли, согревала сестер обители Своей небесной, Своей неизреченной опекой.
6. Свой монашеский путь Матушка Варвара выбрала в глухую советскую пору. Между советской действительностью и бытием монастыря пролегала тщательно охраняемая властью граница, преодолеть которую было по силам лишь людям, наделенным непоколебимой верой и готовностью ко всевозможным жизненным лишениям. С мужеством, присущим глубокой вере, Матушка переступила эту черту и на пороге своего двадцатидвухлетия вошла во врата обители, В силу многих замечательных особенностей, присущих ее натуре, возрастание в монашеском служении закономерно воплотилось в игуменство. Готова ли она была к этой тяжкой ноше? Сознавала ли меру своей ответственности? Понимала ли, с какими разнообразными трудностями ей придется столкнуться? Ответы на эти вопросы читатель найдет на страницах книги.
7. В повествовании представлен жизненный путь игумении Варвары по ее собственным воспоминаниям, собраны истории и эпизоды, которые Матушка Варвара рассказала о себе сама, а игумения Филарета записала эти рассказы в их биографической последовательности. Они изложены исключительно со слов Матушки, поэтому читатель может быть уверен, что перед ним — правдивый рассказ о жизни седьмой пюхтицкой настоятельницы. Образ Матушки Варвары дополняют воспоминания Варвары Александровны Ивановой, которая была непосредственной свидетельницей юности Матушки, ее духовного возрастания. А свидетельницей матушкиных трудов в течение многих лет была монахиня Георгия (Щукина), ныне настоятельница Горненской обители в Иерусалиме. Ей, ближайшей и верной помощнице Матушки, казначее монастыря, доподлинно были известны трудности, скорби и тихие радости настоятельницы обители. И воспоминания игумении Георгии также вошли в эту книгу.
***
Кроме жизнеописания игумении Варвары, впервые в этом издании полностью воспроизводится составленная ею «Летопись» Виленского Свято-Марии-Магдалининского женского монастыря, в котором монахиня Варвара (Трофимова) подвизалась 12 лет и посвятила свой труд 100-летию обители и своей духовной матери — игумений Нине (Баташёвой). Первую публикацию летописи издатели решили предложить читателю в рамках книги фототипическим способом, в точности воспроизведя ее оригинальный вид. Каждая страница летописи, каждая фотография еще помнит руки Матушки Варвары, служит свидетельством ее старательного и усердного труда, сердечного тепла, преданности и нелицемерной любви к своей наставнице. Мы, - говорит игумения Филарета, - расцениваем этот труд уже как исторический документ и надеемся, что он найдет своего благодарного читателя.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!