Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. В эту книгу из серии «Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» вошло житие священноисповедника Амвросия, епископа Каменец-Подольского, и его труд «Учение о Царстве Божием по сочинению блаженного Августина “О Граде Божием”». Из литературного наследия владыки Амвросия это единственное известное на сегодняшний день произведение. Написано оно им, еще юным иеромонахом, в 1903 году во время обучения в Казанской Духовной Академии и представляет собой кандидатскую работу, за которую он получил ученую степень кандидата богословия. Созвучие идейного содержания, изложенного в работе, со всей последующей жизнью архиерея-исповедника во многом помогут читателю воссоздать для себя внутренний образ прославленного святителя.
2. Обратимся вкратце к житию священноисповедника. Епископ Амвросий (в миру Александр Алексеевич Полянский) родился 12 ноября 1878 года в селе Петелино Елатемского уезда Тамбовской губернии в семье священника. Род Полянских издавна был священническим, и они отличались христианским благочестием. Начальное образование мальчик получил в церковноприходской школе в родном селе. Когда ему исполнилось девять лет, отец отдал его учиться в духовное училище в городе Шацке Тамбовской губернии. Свое образование он продолжил в Тамбовской Духовной семинарии, которую окончил в 1899 году, и в тот же год поступил в Казанскую Духовную Академию.
3. В 1901 году он был пострижен в монашество с именем Амвросий и рукоположен в сан иеродиакона, а в следующем году — в сан иеромонаха. В 1903-м - иеромонах Амвросий окончил академию со степенью кандидата богословия за работу «Учение о Царстве Божием по сочинению блаженного Августина “О Граде Божием”» и был назначен преподавателем в Киевскую Духовную семинарию и определен в число братии Киево-Печерской Лавры. Остановимся на сочинении будущего владыки, заглянем в его предисловии. Здесь иеромонах Амвросий пишет следующее: «Вопрос о Царствии Божием в нашей русской богословской литературе представляется мало разработанным.
4. Труды в этой области по Новому Завету еще имеются. Зато наблюдается почти полное отсутствие исследований по творениям отцов и учителей Церкви. Есть только одно произведение, поставляющее своей целью изложение полного мировоззрения блаженного Августина, … (где это учение) излагается кратко, в некоторых только чертах. Ввиду такого отсутствия исследований вопроса о Царстве Божием всякий посильный труд, направленный специально на рассмотрение учения о Царстве Божием по сочинениям отцов и учителей Церкви, по меньшей мере желателен. Если присоединим к этому направление современной светской литературы и жизненных интересов общества, то желательность работы увеличится еще более».
5. А как известно, интересы общества в то время коренным образом изменились, и как отмечал будущий архипастырь, многие его современники лелеяли «в своих головах и сердцах сладкие мечты о Царстве Божием, золотом веке на земле». «Литература, - пишет отец Амвросий, - как и всегда отражая эти мечты, ожидания общества, в то же время предлагает ему средства перевести мечты в жизнь, в страстно ожидаемую действительность. Много в настоящее время радетелей человечества. Все они имеют то общее между собой, что представляют будущий золотой век на земле грубо чувственным, материальным. Царство Божие, по их представлениям, будет заключаться в том, что люди будут беспрепятственно наслаждаться благами этой земной жизни в той мере, в какой каждый сможет и сумеет».
6. В отношении же средств осуществления Царства Божия автор труда отметил несколько направлений в нашей русской литературе. «Так, - пишет иеромонах Амвросий, Л.Н. Толстой со своими последователями единственным условием основания на земле Царства Божия поставляет свое непротивление злу насилием в связи с другими заповедями своего евангелия. “Прогрессисты” всю надежду наступления на земле золотого века возлагают на естественный прогресс человечества, всех сторон его жизни. Марксисты видят верное средство к обеспечению на земле лучшего будущего в переустройстве экономических условий жизни народа. Наконец так называемые социал-демократы - в перемене общественных, государственных порядков страны, все равно, мирным ли то или насильственным путем».
7. В отношении всех этих направлений всякое исследование вопроса о Царстве Божием по творениям отцов и учителей Церкви может, по словам автора, иметь значение и покажет в какой мере возможно оно (Царство Божие) на земле, и могут ли вообще ожидать его современные искатели или мечты их так и останутся мечтами. Для этого автор рассматривает учение о Царстве Божием блаженного Августина, епископа Иппонского, как оно изложено им в его сочинении “О Граде Божием”. И предлагает он учение именно блаженного Августина потому, что его учение, по мнению автора, - преимущественно пред всеми учителями Церкви имеет законченный вид: из всех отцов и учителей Церкви только блаженный Августин написал специальный трактат о Царстве Божием».
8. Познакомиться подробнее с этим сочинением иеромонаха Амвросия (Полянского), будущего архипастыря и священноисповедника, вы сможете, прочитав эту книгу. Во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии отец Амвросий был хиротонисан 22 октября 1918 года. В 1922 году он был перемещен на кафедру, но здесь ему пришлось служить недолго. За то, что он отказался вступить в обновленческую организацию, святитель был в первый раз арестован. В 1925 году последовал очередной арест владыки Амвросия. Более на свободу он не выходил – одна за другой его ждали тюрьмы и ссылки.
***
На одном из допросов епископ Амвросий говорил: «Все на земле совершается по воле Божией и если бывают, как в жизни отдельных людей, так и народов, бедствия и несчастья, то это только есть наказание Бога за грехи для их вразумления». Так, говоря о революции, владыка считал ее «Божьим судом для всех классов русского народа за все его прошлое». А возвращаясь к его труду о Царстве Божием, отметим следующие слова священноисповедника Амвросия: «Царство Божие уже существует и теперь. Не мечтать о нем нужно, а постараться войти в него. Благовременно сказать нам современным моралистам, подобно тому, как некогда святой Иоанн Предтеча, а после него Христос взывали иудеям: покайтесь! Царство Божие уже среди вас! веруйте в Евангелие!»
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!