Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Святитель Василий Великий принадлежал к знатному каппадокийскому роду. Во времена гонений императора Максимина его дед по материнской линии был лишен жизни, а дед со стороны отца вместе со всем семейством в течение 7 лет скрывался в густых лесах Понта, где находились их поместья. Бабка святителя - Макрина - являлась почитательницей св. Григория Чудотворца и оказала на будущего подвижника сильнейшее духовное влияние. Отец, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии. В семье было десять детей - пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина, Григорий, впоследствии епископ Нисский, Петр, епископ Севастийский, и праведная Феозва - диакониса.
2. Среднее образование свт. Василий получил в Кесарии и Константинополе, а после продолжил свое образование в Афинах, где изучил многие науки, в том числе философию и медицину, получил навыки блестящего оратора. Здесь же он встретился и подружился со свт. Григорием Богословом. Вернувшись домой в 354 году, св. Василий сделался ритором, но вскоре желание уйти от мира, давно уже одолевавшее им, победило. Он отказался от мирской жизни и принял крещение. После этого путешествовал по Сирии и Египту, затем снова удалился в пустыню, устроив около Неокесарии свое первое общежитие. В 364 году стал священником и ближайшим сподвижником Кесарийского епископа Евсевия, после смерти которого в 370 году к св. Василию перешла епископская кафедра. В трудах и лишениях проходила его жизнь, но он всегда и за все благодарил Бога.
3. После себя святитель оставил достаточно обширное литературное наследие, о котором известный русский богослов и историк Церкви 19 века, архиепископ Филарет Гумилевский, писал: «Великий пастырь Кесарийский является в своих сочинениях весьма многосторонним: он вития-проповедник, догматико-полемик, толкователь Писания, учитель нравственности и благочестия, и, наконец - устроитель церковного богослужения». Свт. Григорий Богослов, хваля друга, отмечал, что слово его было точным «толкователем мысли», а сочинения услаждали слух как монашествующих, так и подвижников, живущих в миру. Эта книга открывает нам святителя, прежде всего, как учителя нравственности и благочестия. Она, по словам издателей, обращена к самому широкому кругу читателей - и укорененных в церковной традиции, и только начинающих знакомиться с учением Церкви, и даже не знакомых с ним.
4. Книга содержит в себе небольшое по объему, но яркое и поучительное нравственно-назидательное творение, определяющее всю христианскую жизнь и деятельность, как вообще, так и специально в разных состояниях. Сочинение включает в себя 80 «правил», многие из которых еще подразделяются на главы. Каждое «правило» или каждая глава состоят из более или менее кратких сентенций, к которым присоединяются подборки цитат из Священного Писания на тему: «какие нормы жизни христианина на его пути ко спасению главные и общеобязательные». Эти нормы неизменны - они не зависят ни от эпохи, ни от национальности человека и т.п. «Нравственные правила» Василия Великого показывают, что обязательно требуется от всякого христианина, не важно, кто он - оглашенный, мирянин, монах или священнослужитель, мужчина или женщина, юноша или старец.
5. Священное Писание является центральной осью и основой всего сочинения не только потому, что выдержки из Библии составляют большую его часть, но и потому, что Писание, по мысли автора, определяет всю жизнь христиан как учеников Господа. Поэтому «слушатели, - пишет святитель в одном из правил, - наставленные в Писании, должны испытывать, что говорят учители, и согласное с Писаниями принимать, а не согласное отметать и держащихся таковых учений еще более отвращаться». Или, как говорится в другом месте, «не должно просто и без исследования увлекаться людьми, которые носят на себе личину истины, но надобно узнавать каждого по признакам, какие даны нам в Писании».
6. Как наставляет святой отец, Священное Писание служит не только путеводителем в вероучительных вопросах, но и позволяет нам ориентироваться в здешнем временном бытии: «По признакам, объявленным нам в Писании, - говорит он, - узнавая о настоящем времени, каково оно, и соображаясь с сим, должно располагать свои дела». Собственно говоря, все нормы поведения христиан и их внутреннее устроение души регламентируются Божиими глаголами. Вследствие этого они «как ученики Христовы, которые сообразуются с тем единственно, что во Христе видят или от Христа слышат», должны направлять жизнь свою к единственной цели - Царству Небесному. А в одном из своих правил святитель напоминает «о том, что не должно прилепляться к житейскому», раскрывая преходящий характер земных удовольствий, и подчеркивая, что единственное достояние человека - душа, единственное приобретение - добродетель.
7. Как отмечают издатели, предмет этой книги - христианская нравственность и «азы» науки спасения: Божественные заповеди, их понимание и исполнение, цель христианской жизни, то есть все то, что выражено кратко в двух самых главных заповедях Христа Спасителя: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Эти истины просты по своей формулировке и доступны всем и в том числе людям, даже не владеющим грамотой. Однако исполнение на деле этих «нравственных правил» отнюдь не просто, так что и целой жизни вряд ли хватит для их полного и совершенного осуществления, а если кто и приблизится к этому, то такой человек по праву будет именоваться спасенным, блаженным и святым.
***
За свои заслуги перед Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», как «светило и око вселенной», как «учитель догматов» и «палата учености». За свою короткую жизнь (почил святой на 50-м году жизни), святитель Василий оставил нам множество богословских трудов, которые служат верным указателем всем идущим по пути спасения. В их числе и «Нравственные правила». Их крупнейший исследователь наследия свт. Василия Пол Федвик назвал - «руководством для подвижников, живущих в миру». Однако стоит признать это произведение руководством вообще для всех христиан, как фундамент христианской жизни, первые и необходимые ступени на пути совершенствования.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
У книжной полки. Уроки по Закону Божию
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!