У книжной полки. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Избранные проповеди

18 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В сентябре 1945 года, обращаясь к прихожанам с проповедью, святитель Лука (Войно- Ясенецкий) сказал: «...Когда мы пройдем этот путь, который только в начале кажется страшным и тяжким, когда почувствуем мы укрепляющую нас на этом пути Божию благодать, тогда радостно и со смирением будем нести крест свой и, идя, будем знать, что этим открывается для нас вход в Царст­во Небесное». Сам святитель прошел этот нелегкий путь со смирением и терпением, и Господь прославил Своего делателя жатвы. В 1995 году Крымская епархия причислила архиепископа Луку к лику святых. В 96 – в ночь с 17 на 18 марта - были обретены его святые мощи. И сегодня, в день памяти святителя, мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которую вошли «Избранные проповеди» святого архипастыря.

***

Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно- Ясенецкий) - человек уникальной, невероятной судьбы. Гениальный хирург, доктор медицинских наук, профессор, автор научных трудов, до сих пор не имеющих аналогов в мире, в безбожные времена оперировавший и читавший студентам лекции в рясе и с крестом на груди, духовный писатель, доктор богословия, политзаключенный, прошедший тюрьмы и пытки, который после 11 лет лагерей и ссылок был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», высшей церковной наградой - правом носить на клобуке алмазный крест - и Сталинской премией первой степени по медицине, в 2000 году был канонизирован Русской Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В течение своего архипастырского служения Владыка произнес необычайно много основательных, богословски полноценных проповедей. Более полутора тысяч из них сохранились в виде текстов и многие изданы в наше время. В эту книгу вошли проповеди, в которых святитель говорит о взаимоотношениях мужа и жены, о семье и воспитании детей, о том, что за своих детей родители дадут ответ перед Богом. Говорит о суетности славы человеческой, о скупости и о милостыне духовной, о молитве, о том, что при всяких условиях времени возможно спастись и о многом другом. Простые и доходчивые проповеди святителя исполнены любовью к ближнему и стремлением помочь ему перенести скорби земной жизни и удостоиться Царствия Небесного, его неоценимый духовный опыт и сейчас служит опорой тем, кто ищет спасения.

А в первую часть книги вошло «Толкование на молитву святого Ефрема Сирина». Великий пост для православных христиан - это особый период в жизни, так как в это время мы пытаемся, насколько это возможно, избавиться от наших дурных привычек, прилагаем все свое старание, чтоб духовно очиститься и обновиться в покаянных трудах. На протяжении всего поста, в церкви и дома, во время каждого молитвенного правила или моления читается покаянная молитва прп. Ефрема Сирина. Эта молитва состоит всего из 10 прошений, однако, своим покаянным духом и способностью приводить человека в сердечное сокрушение, она превосходит многие другие молитвословия. Почему и принято ее читать Великим постом, когда Церковь зовет нас к обновлению души, к подвигу самоиспытания, к усиленной молитве и покаянию, к очищению своих грехов.

Молитва прп. Ефрема Сирина, некогда вдохновила Александра Сергеевича Пушкина на создание прекрасного стихотворения: «Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи».

Каждое слово молитвы прп. Ефрема Сирина находит отклик в душе не только великого поэта, но и всякого православного человека, и помогает осознать свои пороки и возжелать добродетели, и располагает к молитвенному обращению к Богу о помощи в борьбе со своими страстями. Вот, например, одно из первых молений: «Дух праздности не даждь ми!» Святитель Лука предлагает нам задуматься: «Почему прп. Ефрем начинает свою молитву с прошения избавить от праздности, как будто нет более тяжких пороков, чем праздность?»

По мнению автора, святому Ефрему «виднее, чем нам, что важнее, что гибельнее, какой порок сильнее, опаснее» И, если он «начинает свою молитву с моления не дать духа праздности, значит, праздность есть весьма опасный порок. Наблюдая праздность с обычной, житейской точки зрения, видим, что праздность презренна, заслуживает всеобщего осуждения. Смотрите, - говорит святитель, - как низки праздные люди, не хотящие работать, проводящие свою жизнь в полной праздности и доходящие до многих-многих пороков. Праздность является матерью огромного количества пороков. Лежат праздные люди, ничего не делая, сидят и мечтают. О чем? … Ни о чем серьезном, не сосредотачиваются мыслью своей на глубокой серьезности жизни, на огромной ответственности, которая лежит на каждом не только пред людьми, но и пред Самим Богом».

«А что скажем, - вопрошает Владыка Лука, - если будем говорить о праздности в духовной жизни нашей? Неужели она заслуживает меньшего осуждения, чем в области жизни нашей материальной? Еще гораздо более гибельна она в жизни духовной. Всякая способность наша, остающаяся без упражнения, теряется. Если музыкант, достигший совершенства в игре, перестает упражняться, на долгие годы оставит совсем музыку, он теряет свое совершенство в игре. Также и способности души: всякая духовная способность, оставленная без упражнения, теряется. Если человек не молится, то теряет способность молиться. Человек, который всегда отвергает пост, не заставит себя молиться. Кто не следит за духом, за сердцем своим, становится распущенным в духовном отношении, никогда ни зачем не следит».

Размышляя об этой опасной стороне духовной и телесной жизни, святитель вспоминает святых людей, которые никогда не жили в праздности. В конце толкования первого прошения автор отмечает, что при чтении молитвы прп. Ефрема Сирина надо «внимательно вслушиваться в каждое слово, запоминать, вникать в смысл этих слов и запечатлеть их навсегда в сердце своем». И своим произведением, разъясняя прошение за прошением, Владыка Лука помогает нам в этом непростом деле. 

***

Великопостная молитва была написана прп. Ефремом много лет назад, в 4 веке, и из такой глуби веков она дошла к нам благодаря тому, что из года в год повторялась за церковным богослужением. Особая значимость этой молитвы для верующих людей состоит в том, что в ней указывается, что конкретно нужно делать, к чему прилагать усилия. Цель этих усилий, этих подвигов заключается в том, чтобы освободить себя, прежде всего от основного недуга, препятствующего нашему общению с Богом. И увидеть этот недуг нам помогает молитва преподобного Ефрема Сирина, которую в этой книге объясняет святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать