Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Сегодня мы завершаем знакомить вас с 7-томным Собранием творений Святителя Игнатия Брянчанинова, которое вышло в свет в издательстве «Ковчег». В этом собрании творений с исчерпывающей полнотой представлено творческое наследие великого служителя Церкви и даровитого духовного писателя. В предыдущих программах были представлены шесть томов, в которые вошли «Аскетические опыты» святителя, «Слово о смерти», «Слово о человеке», «Аскетическая проповедь», «Приношение современному монашеству» и «Отечник». В заключительный том вошли его многочисленные письма разным лицам. Эта переписка подвижника с монашествующими, мирянами, родными и друзьями представляет собой особую ценность, т.к. содержат огромное количество бесценных наставлений христианину в духовной жизни.
2. Вся книга разделена на три части. В первую из них вошли письма святителя к монашествующим. Здесь помещена переписка святителя Игнатия с архиереями Церкви и настоятелями монастырей. Значимость содержания этого тома определяется уже простым перечислением имен тех деятелей Русской Православной Церкви, с которыми вел переписку святитель Игнатий: митрополит Московский Филарет (Дроздов), архиепископ Ярославский Леонид (Краснопевков), епископ Феофан Затворник, игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Дамаскин и другие. Особую ценность представляет переписка святителя Игнатия с оптинскими старцами.
3. Духовное общение святых отцов началось еще в дни юности святителя. В поисках духовной жизни, Дмитрий Александрович (так звали в миру епископа Игнатия) вместе со своим другом Михаилом Васильевичем Чихачевым обратились к инокам Валаамского подворья. Те, видя в них искреннее стремление к Богу, приняли их с любовью, но, не умея вполне удовлетворить их духовные потребности, посоветовали обратиться к инокам Александро-Невской Лавры. Там в это время подвизались некоторые ученики опытных в духовной жизни старцев — отца Феодора и отца Леонида. А спустя какое-то время состоялась встреча отца Леонида и Дмитрия Александровича, которая оказала решающее влияние на всю последующую жизнь юноши. И об этом свидетельствуют соответствующие письма святителя.
4. Следующая часть книги содержит переписку святителя Игнатия с мирянами. Обращает на себя внимание тот факт, что в эпоху, когда, по словам самого святителя Игнатия, «так называемый прогресс идет вперед, разрушая все», порождая «общее стремление всех исключительно к одному вещественному», многочисленные корреспонденты Святителя были людьми глубоко верующими, искренно преданными Церкви. В письмах к ним святитель Игнатий касается важных сторон духовной жизни, дает наставления и советы по возникающим недоумениям. Многие его письма весьма подробны, в них он отдельно останавливается на тех вопросах, которые считает нужным разъяснить или по которым преподать поучение: о необходимости предаться воле Божией, об отсечении своеволия, о должном отношении к искушениям, о борьбе со страстями, о скорбях, наконец, о правильном молитвенном устроении.
5. При этом Святитель опирается на собственный опыт, но все же настоятельно рекомендует руководствоваться Священным Писанием и творениями святых Отцов. Тон этих писем покоряет чутким вниманием и благожелательностью: в них нет ничего менторского. «Безмерно милостивый и любвеобильный» — так писал о великом подвижнике один из его учеников. Таким он и выглядит в своих письмах: участливым в скорбях, утешителем в искушениях, добрым, удивительно терпеливым наставником.
6. И еще на одну сторону писем святителя Игнатия следует читателям обратить внимание. В письмах к родным и самым близким людям, которые составили третью часть книги, архипастырь иногда подробно рассказывал о своих обстоятельствах, о своей деятельности, о заботах и переживаниях. Так перед нами раскрываются многие важные факты его биографии, остававшиеся до сих пор по существу неизвестными. В некоторых случаях новые сведения вносят коррективы в изложение тех или иных событий. В результате, значительно обогащая жизнеописание Святителя, эти письма позволят лучше понять и личность автора, и его характер, полнее ощутить его мудрость и проницательность.
7. Взять, к примеру, письма святителя к его сестре Елизавете. К слову сказать, из жития святого отца нам известно, что «в семействе Брянчаниновых, братья и сестры воспитывались вместе, связанные взаимной дружбой». Спустя годы эта дружба не утратила своей силы, но наоборот стала еще крепче, о чем и свидетельствуют письма святителя Игнатия. Так вот, в письмах к сестре епископ Игнатий делился с Елизаветой Александровной своим опытом, прежде всего в области духовной, видением земной жизни человека, как приготовления и пути к жизни вечной. С любовью о Христе, с нежностью любящего брата и восприемника при крещении он просвещает сестру евангельским и святоотеческим учением о поврежденной грехом природе человека, о промысле Божием, о спасительности покаяния, молитвы, терпения скорбей и болезней.
8. Так в одном из писем святитель пишет: «Любезнейший Друг и Сестра! Письмо твое получил и отвечаю на твой скорбный голос из моих скорбей. Человек немощен, и невозможно ему постоянно пребывать в великодушии; по временам нападает на человека и малодушие. Тягость, производимая малодушием, заставляет искать утешения, которое заключается в вере в Бога и в предании себя Его святой воле. Вера снова вводит в дом душевное терпение и великодушие: та же скорбь, которая казалась невыносимою, уже кажется весьма удобоносимою». Подобные духовные наставления сопровождают почти все письма святителя, но вместе с тем, в его посланиях содержатся и уникальные сведения об обстоятельствах и нуждах земной жизни святителя и его родственников, предстает картина жизни дворянского сословия середины 19 века.
***
В этом издании опубликованы избранные письма святителя Игнатия, наиболее относящиеся к вопросам духовной жизни, которые, как представляется, будут особенно полезны широкому кругу читателей. Издание опирается на собрание писем, подготовленное игуменом Марком (Лозинским), горячим почитателем святителя Игнатия и усердным тружеником на ниве собирания сведений о его жизни, литературных трудах и особенностях аскетического учения. Письма святителя Игнатия содержат множество ценных наставлений и советов христианину и, по словам игумена Марка, хоть и в кратком виде, представляют, неоценимое сокровище святителя Игнатия – его учение о духовной жизни христианина для лиц, ищущих духовной пищи.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 4 мая 2024
Благие вести. 4 мая 2024
Канон. Матушка Людмила Кононова ч. 2
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 4
Православный словарь. Воскресение
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!