У книжной полки. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письма

17 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
27 октября 1857 года архимандрит Игнатий Брянчанинов был посвящен в сан епископа Кавказского и Черноморского, 25 ноября он выехал к месту своей новой службы – в Ставрополь. Занимаясь обустройством епархии, святитель всегда находил время для иноческого делания, переводил творения древних Отцов церкви и работал над томами своих творений. Кроме того, он вел переписку со многими иночествующими и светскими людьми, призывая их к жизни духовной и изъясняя основы этой жизни. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию письма святителя, которые составили последний, седьмой том полного Собрания творений Святителя Игнатия Брянчанинова.

***

1. Сегодня мы завершаем знакомить вас с 7-томным Собранием творений Святителя Игнатия Брянчанинова, которое вышло в свет в издательстве «Ковчег». В этом собрании творений с исчерпывающей полнотой представлено творческое наследие великого служителя Церкви и даровитого духовного писателя. В предыдущих программах были представлены шесть томов, в которые вошли «Аскетические опыты» святителя, «Слово о смерти», «Слово о человеке», «Аскетическая проповедь», «Приношение современному монашеству» и «Отечник». В заключительный том вошли  его многочисленные письма  разным лицам.  Эта переписка подвижника с монашествующими, мирянами, родными и друзьями представляет собой особую ценность, т.к. содержат огромное количество бесценных наставлений христианину в духовной жизни. 

2. Вся книга разделена на три части. В первую из них вошли письма святителя к монашествующим. Здесь помещена переписка святителя Игнатия с архиереями Церкви и настоятелями монастырей. Значимость содержания этого тома определяется уже простым перечислением имен тех деятелей Русской Православной Церкви, с которыми вел переписку святитель Игнатий: митрополит Московский Филарет (Дроздов), архиепископ Ярославский Леонид (Краснопевков), епископ Феофан Затворник, игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Дамаскин и другие. Особую ценность представляет переписка святителя Игнатия с оптинскими старцами.

3. Духовное общение святых отцов началось еще в дни юности святителя. В поисках духовной жизни, Дмитрий Александрович (так звали в миру епископа Игнатия) вместе со своим другом Михаилом Васильевичем Чихачевым обратились к инокам Валаамского подворья. Те, видя в них искреннее стремление к Богу, приняли их с любовью, но, не умея вполне удовлетворить их духовные потребности, посовето­вали обратиться к инокам Александро-Невской Лавры. Там в это время подвизались некоторые ученики опытных в духовной жизни старцев — отца Феодора и отца Леонида. А спустя какое-то время  состоялась встреча отца Леонида и Дмитрия Александровича, которая оказала решающее влияние на всю последующую жизнь юноши. И об этом свидетельствуют соответствующие письма святителя.

4. Следующая часть книги содержит переписку святителя Игнатия с мирянами. Обращает на себя внимание тот факт, что в эпоху, когда, по словам самого святителя Игна­тия, «так называемый прогресс идет вперед, разрушая все», порождая «общее стремление всех исключительно к одному вещественному», многочисленные корреспонденты Святителя были людьми глубоко верующими, искренно преданными Церкви. В письмах к ним святитель Игнатий касается важных сто­рон духовной жизни, дает наставления и советы по возника­ющим недоумениям. Многие его письма весьма подробны, в них он отдельно останавливается на тех вопросах, которые считает нужным разъяснить или по которым преподать поучение: о необходимости предаться воле Божией, об отсече­нии своеволия, о должном отношении к искушениям, о борь­бе со страстями, о скорбях, наконец, о правильном молитвен­ном устроении.

5. При этом Святитель опирается на собственный опыт, но все же настоятельно рекомендует руководствоваться Священным Писанием и творениями святых Отцов. Тон этих писем покоряет чутким вниманием и благожелательностью: в них нет ничего менторского. «Безмерно милостивый и любве­обильный» — так писал о великом подвижнике один из его учеников. Таким он и выглядит в своих письмах: участливым в скорбях, утешителем в искушениях, добрым, удивительно терпеливым наставником.

6. И еще на одну сторону писем святителя Игнатия следует читателям обратить внимание. В письмах к родным и самым близким людям, которые составили третью часть книги, архипастырь иногда подробно рассказывал о своих обстоятельствах, о своей деятельности, о заботах и переживаниях. Так перед нами раскрываются многие важные факты его биогра­фии, остававшиеся до сих пор по существу неизвестными. В некоторых случаях новые сведения вносят коррективы в изложение тех или иных событий. В результате, значительно обогащая жизнеописание Святителя, эти письма позволят лучше понять и личность автора, и его характер, полнее ощутить его мудрость и проницательность.

7. Взять, к примеру, письма святителя к его сестре Елизавете. К слову сказать, из жития святого отца нам известно, что «в семействе Брянчаниновых, братья и сестры воспитывались вместе, связанные взаимной дружбой». Спустя годы эта дружба не утратила своей силы, но наоборот стала еще крепче, о чем и свидетельствуют письма святителя Игнатия. Так вот, в письмах к сестре епископ Игнатий делился с Елизаветой Александровной своим опытом, прежде всего в области духовной, видением земной жизни человека, как приготовления и пути к жизни вечной. С любовью о Христе, с нежностью любящего брата и вос­приемника при крещении он просвещает сестру евангельским и святоотеческим учением о поврежденной грехом природе человека, о промысле Божием, о спасительности покаяния, молитвы, терпения скорбей и болезней.

8. Так в одном из писем святитель пишет: «Любезнейший Друг и Сестра! Письмо твое получил и отвечаю на твой скорбный голос из моих скорбей. Человек немощен, и невозможно ему постоянно пребывать в великодушии; по временам нападает на человека и малодушие. Тягость, производимая малодушием, заставляет искать утешения, которое заключается в вере в Бога и в предании себя Его святой воле. Вера снова вводит в дом душевное терпение и великодушие: та же скорбь, которая казалась невыносимою, уже кажется весьма удобоносимою». Подобные духовные наставления сопровождают почти все письма святителя, но вместе с тем, в его посланиях содержатся и уникаль­ные сведения об обстоятельствах и нуждах земной жизни святите­ля и его родственников, предстает картина жизни дворянского со­словия середины 19 века.

***

В этом издании опубликованы избранные письма святителя Игнатия, наиболее относящиеся к вопросам духовной жизни, которые, как представляется, будут особенно полезны широкому кругу читателей. Издание опирается на собрание писем, подготовленное игуменом Марком (Лозинским), горячим почитателем святителя Игнатия и усердным тружеником на ниве собирания сведений о его жизни, литературных трудах и особенностях аскетического учения. Письма святителя Игнатия содержат множество ценных наставлений и советов христианину и, по словам игумена Марка, хоть и  в кратком виде, представляют, неоценимое сокровище святителя Игнатия – его учение о духовной жизни христианина для лиц, ищущих духовной пищи.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать