Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Эта книга вышла в свет при содействии двух издательств – Киевского «Горлица» и Рязанского «Зерна». Она построена в форме беседы иеромонаха Константина (Ковальчука) и Валентины Анатольевны Сериковой. Так было и раньше: человек приходил к старцу, вопрошал - и получал ответ, благодаря Бога за вразумление. В данном случае издатели сочли правильным сохранить этот естественно сложившийся жанр. В книге «Слова пустынника» есть не только духовные наставления, батюшка также поделился опытом выживания в условиях дикой природы Восточной Абхазии, где расположены самые высокие горы.
2. Предваряет вопросы-ответы следующая предистория, которую в книге рассказывает Валентина Серикова. Полвека назад по дороге к храму встретились и познакомились два юноши. После богослужения в киевском Владимирском соборе завязалась у них беседа - живая, серьёзная, как будто давно начатая. Сказанное ими имело один характерный почерк. О таких говорят: одного духа. Общим было ещё то, что оба получали медицинское образование и оба носили имя Михаил. Младший из них вырос в семье ревностных христиан, а родители старшего потеряли веру, как многие в советские годы. Но судьбы Господни - бездна многа. По Его слову оживают иссохшие древа и души, как случилось и с названным юношей.
3. Та встреча, по словам Валентины Анатольевны, стала не только частным эпизодом их жизни, но событием, устроенным Промыслом Божиим для продолжения задачи особого назначения. И хотя дело происходило в глухие безбожные времена, спустя некоторое время по благословению старца два Михаила бежали от мира и того, что в мире, и прибыли на Кавказ, где в 1973 году стали пустынниками в горах Абхазии. Принимал их в пустынь духовник братства, преподобный глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов). Пройдя положенный искус, они были пострижены в монашество с наречением имен в честь святых братьев-мучеников Давида и Константина, князей Аргветских. Двенадцать лет братия вместе подвизалась в горах в районе озера Амткел. Поздней осенью 1985 года отец Давид погиб при загадочных обстоятельствах: предположительно, его убили в горах местные охотники, затаившие неприязнь на монахов. После смерти друга отец Константин три года провёл в полном уединении...
4. Очевидно, - говорит Валентина Анатольевна, - существует два вида истории человечества. Одну сочиняют люди, перелатывая её нужными купюрами под очередную идейную злобу своего дня. А другую - ведут небесные летописцы. Они ведают Божий замысел о создании рода человеческого и от начала отмечают его духовный выбор. В этих хрониках не найти имён тиранов и вождей, дававших свои имена эпохам. В подлинной истории записаны имена праведников и святых, своей молитвой избавлявших мир от истребления, подвижников и неведомых миру пустынников, своими слезами переменявших Божий гнев на милость. Святителей, своим словом упасавших словесных овец, священство и монашеский чин, призванных в монастыри трудиться для спасения народа, исповедников и мучеников, своей кровью продливших земной век до сего дня. Их молитва и труды держат мир, как позвоночник - дряхлое, больное тело. И вот в этой истории встреча двух юношей, думается, записана с красной строки...
5. Только Евангельскому Сеятелю, ведающему всё о Своих семенах, известно, какое из них что может претерпеть и какой дать плод. «В руку бо Его и мы и словеса наша, и всякий разум и дел художество» (Прем. 7:16). В положенное время Он выбирает тех немногих, кто пригоден для условий пустыни и способен усвоить аскетизм древних отшельников. Таковые промыслительно приводятся в безлюдные горы, глухие леса и потаённые пещеры, укрепляемые на подвиг. Там в духе смирения, отсекая свою волю, избегая всякой почести мирской и духовной, они подвизаются, неведомые миру. Жизнь их проходит в непрестанных молитвах и трудах, в безропотном послушании, перенесении скорбей, искушений и лишений с благодарностью Богу.
6. Горнило гор выдерживают немногие. Из тех, кто выдерживает, одних Господь сохраняет от внимания людей до конца, а на других исполняются слова «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5:15). Последних открывают для утешения и назидания верующих. Так было и есть с первых веков христианства до наших дней. Начало подвигу пустынничества положили в III-IV вв. первые великие отцы, основатели монашества: Антоний Великий, Павел Фивейский, Макарий Великий, Онуфрий Великий и другие. Места подвижничества древних отшельников Фиваида, Нитрия, пустыни Келий и Скита, Каппадокия - стали символами торжества христианства и вершиной аскетического подвига во славу Божию. Господь благословил аввам сих пределов стать живыми духовными маяками для ищущих Истину и спасение во Христе и утвердил, чтобы свет продолжателей их делания не угасал до конца века.
7. Дело святых Фиваиды и Нитрии продолжается доныне в горах Кавказа. Абхазские горы, положенные десницей Зодчего монументальной грядой вдоль Чёрного моря, издревле привлекали пустынников. Встать в ряды этого братства может только тот, кто возлюбил Христа до смерти и имеет на то особое призвание Божие. Давид и Константин имели такое призвание. После кончины Давида его собрат продолжал подвизаться в горах. Со временем он основал в горах Абхазии скит в честь Пресвятой Троицы, пустынное братство которого живёт под его руководством и духовным окормлением. Практически полвека иеромонах Константин посвятил освоению пустыннической науки, получая духовные советы и наставления великих старцев нашего времени. Своим жизненным и духовным опытом, уникальными историями из жизни делится он с читателями со страниц этой книги.
***
Как могла состояться эта встреча и беседа с пустынником? Чтоб ответить, по словам Валентины Сериковой, надо будет написать отдельную главу невероятного содержания. Но лишь можно сказать: Бог дал. Теперь несомненно, что была Его благая воля на эту встречу и в итоге на книгу, которой не значилось ни в планах издателей, ни даже в мыслях. Но у православных 21 века скопилась такая критическая масса неразрешимых вопросов и недоумений, что Господь внял им. Обычно искатели, подымающиеся в горы, берут проводника, которому хорошо известен маршрут. А есть которые опытно знают тропу из мира горного - в Горний. Отец Константин из тех, кто сподобился стать преемником святых отцов прежних дней, кто опытно знает заповеданный узкий путь из мира горного - в Горний и ведёт им. По словам автора, можно перевернуть страницу этой книги и проследить, как идёт тропа...
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!