Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Как отмечают издатели, эта военно-историческая книга, несколько необычная для церковного издательства, вполне соответствует ему по духу. Оборона Севастополя, характеры его героев, то, как автор описывает события, происходившие в России более чем полтора века назад, вызывают у каждого человека чувства причастности к великой православной державе, ее воинству, всему тому, что происходит на войне, о которой современным читателям, особенно людям молодым, мало что известно. Этот пробел в какой-то мере восполняет эта книга, впервые увидевшая свет в начале прошлого века. Редакция посчитала возможным предварить книгу вступлением, составленным по архивным материалам, современным публикациям, посвященным эпохе Николая I, Крымской кампании, ее итогам.
2. К этому вступлению мы сейчас и обратимся. Как отмечают издатели, к событиям 1853-1856 годов, ставшим поворотными в истории России, западные историографы применили термин «Восточная война». Академик Евгений Викторович Тарле, говоря о приблизительности подобного определения, отмечает, что под углом зрения русской географии название „Восточная война" — очень неточное». Равно как и наименование «Крымская» не объемлет все театры военных действий, но лишь справедливо указывает, что в Тавриде происходили наиболее важные события той эпохи, той очередной попытки, уже в Новое время, расчленения России, задуманного в Европе.
3. Причин развязать войну было достаточно. Это и соперничество за влияние на Балканах, Черноморском побережье, Ближнем Востоке, в Закавказье. Не последнюю роль играла и традиционная неприязнь либеральной Европы к «варварской», усилившей при Николае I свою государственную мощь России. Поводом для столкновения послужил спор о палестинских святынях. В 1852 году султан передал контроль над ними католическому епископу, таким образом, удовлетворив притязания Наполеона III и лишив православных греков владения ключами от храма Воскресения Господня. Николай I, справедливо считавший, что Россия должна быть покровительницей славян и православных подданных султана, направил в Стамбул посольство во главе с князем Александром Сергеевичем Меншиковым. Переговоры не имели успеха.
4. В июне 1853 года российский император повелел занять Дунайские княжества (Молдавию и Валахию), «не начиная действий, а лишь для вразумления султана в том, что за святое право и обязанность царей русских защищать Православие и Святую Церковь мы не усомнимся при крайности обнажить меч». Турция не пошла на уступки, и в октябре начались военные действия. Английские и французские эскадры вошли в Черноморские проливы, демонстрируя поддержку султану. Таким образом, русско-турецкий конфликт очень скоро перерос в войну Великобритании, Франции, Турции и Сардинии (часть нынешней Италии) против России. Каждое из этих государств совершило грех предательства, так как все они в недавнем прошлом были обязаны России как оплоту стабильности, как последней надежде на выручку.
5. Надо ли говорить, насколько ошеломило Николая I коварство «просвещенных», когда-то признательных ему за помощь, европейских правителей. Но ничего не поделаешь: на войне как на войне, и император российский стал в истинном смысле вдохновителем русского воинства. После поражения под Альмой на начальных этапах кампании (даже после поражения!) он великодушно пишет главнокомандующему князю Меншикову: « Благодарю всех за усердие, скажи нашим молодцам морякам, что я на них надеюсь на суше, как и на море. Никому не унывать, помнить, что мы, русские, защищаем родной край и веру нашу...»
6. Во время Крымской кампании особое напряжение, можно сказать, сосредоточенность, потребовалось не только от императора, воинства, ратников-ополченцев, но и от архипастырей. Что до «рядовых» священнослужителей, то в письме к жене офицер-севастополец Чебышев говорит: «Здесь есть славные священники и монахи, которые во время бомбардировок ходят с крестом, а после каждой бомбардировки на своем бастионе служат молебен и панихиды». В записках военного писателя Петра Кононовича Менькова, современника тех событий, читаем: «Дивен русский солдат. На битву кровавую идет он беззаботно, как на пир веселый...» Смиренно принимает он все, что уготовано ему волей Божией, и к смерти относится как к чему-то само собой разумеющемуся: надевает перед атакой чистую рубаху, отказывается от чарки спиртного, потому как предстать пред Господом «навеселе» негоже православному.
7. Если говорить об отцах-командирах, то в книге подробно и эмоционально рассказано об офицерах-армейцах, снискавших любовь среди рядовых бойцов. Это и бесстрашный, презирающий всякую опасность, но при этом нежно заботящийся о своих солдатах Владимир Иванович Истомин. Из адмиралов - это и Владимир Алексеевич Корнилов, и «любимец Черноморского флота» Павел Степанович Нахимов - «вожатый моряков к славе», «утешитель в горестях и бедствиях», как отзываются о нем его подчиненные. Из генералов — это и Васильчиков, и Хрулёв, и Тотлебен. Прямо противоположные мнения бытовали среди севастопольцев о главнокомандующем морскими и сухопутными силами князе Меншикове.
8. На бастионах Севастополя, который стал, по словам поэта, «чудотворной крепостью», погибли и Нахимов, и Корнилов, и Истомин вместе с тысячами рядовых безвестных бойцов. Город держался только благодаря их стойкости и мужеству, благодаря геройству тех, чьи имена остались в истории - это матрос Кошка и хирург Пирогов, сестра милосердия Даша Севастопольская и великая княгиня Елена Павловна... И многих других — крестьян, купцов, ремесленников — простых жителей славного Севастополя. О них и рассказывает эта книга.
***
«Пади там ниц, место бо сие свято есть», - сказал в 1855 году знаменитый проповедник, святитель Иннокентий Херсонский, посетив осажденный Севастополь. Каждый, любящий свое отечество, должен знать имена, тех, кто обагрил эту землю своей кровью. В этом может помочь и книга Клавдии Владимировны Лукашевич, повествующая о героической обороне Севастополя в Крымскую войну 1853-1856 гг. Здесь приведены интересные факты не только боевой, но и повседневной жизни защитников города. Познавательно, интересно и доступным языком описаны прекрасные образы мужественных героев — адмиралов, офицеров, солдат, матросов, священнослужителей, хирургов, сестер милосердия и простых жителей Севастополя. Всех тех, кто душу свою положил за други своя.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!