***
1. Как говорится в предисловии издания, причиной разделения Русской Зарубежной Церкви стало отношение к Декларации Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Здесь разошлись пути митрополита Евлогия (Георгиевского), оставшегося в подчинении Патриаршей Церкви, и митрополита Антония (Храповицкого), не признавшего Декларацию и отделившегося от Московской Патриархии. По словам преподавателя Тамбовской духовной семинарии, Ростислава Юрьевича Просветова, отношение к власти для митрополита Вениамина не было вопросом теоретическим.
2. Этот вопрос был продиктован самой жизнью в революционное время, во время гражданской войны, в эмиграции и, наконец, в Советском Союзе. Владыка Вениамин вырос в крестьянской среде и с детских лет был воспитан в духе почтения и уважения к старшим и к власти. Первым делом – к родительской, затем – к власти господ, у которых служил его отец, далее – к вышестоящей власти в духовно-учебных заведениях и, наконец, к государственной власти – в то время царской. Такое отношение Владыка напрямую связывал со своим церковным воспитанием. В воспоминаниях он пишет: «…смиренное воспитание, которое давала нам христианская Церковь, учило нас о власти, что она от Бога и ее нужно не только признавать, подчиняться ей, но и любить, и почитать.
3. Царь – лицо особенно благословенное Богом, помазанник Божий. Над ним совершается при коронации миропомазание на служение государству. Он – владыка над всей страною, как ее хозяин, полномочный распорядитель. К нему и его семье мы воспитывались не только в страхе и повиновении, но и в глубокой любви и благоговейном почитании как лиц священных, неприкосновенных, действительно “высочайших”, “самодержавных”, “великих”; всё это не подлежало никакому сомнению у наших родителей и у народа. Так было в моем детстве». Когда встал вопрос о лояльности к советской власти, Владыка каждый день служил Божественную Литургию и после каждой службы записывал все свои мысли, чувства и наблюдения в личный дневник.
4. Вот первая его запись: «Первая литургия. 1927 г. 15 сентября день моего рождения (48-й год) и мирского ангела Святого Иоанна постника, патриарха Царьграда, имя коего я носил до иночества. С нынешнего дня начал служить святой сорокоуст литургий, ибо время переживаю чрезвычайно ответственное. Во время служения литургий бывали и у меня особенно хорошие и ясные мысли. Буду записывать наиболее существенное и назидательное». И далее Владыка отмечает: «Любовь почувствовал я (в своем решении) к теперешнему главе Русской Церкви. Иначе, что же это за любовь к отцу, когда его действиям не веришь, заподозреваешь их в дурных побуждениях и отворачиваешься. Как это должно быть больно отцу... И митрополиту Сергию больно, вероятно. А нужно молча переносить это поношение от родных (по «плоти»), но не родственных еще по духу детей...»
5. «Лишь от Господа, отмечает архипастырь, - нужно ждать оправданий да история, может быть, со временем скажет свое слово правды». «И русский народ нужно любить, особенно живущий там, в России. И это Бог помог мне ощутить ныне снова. Мирно на душе от принятого решения. И даже твердо. И чувствую, как было бы мне трудно, если бы я предпринял иное решение. Это ясно чувствую». Владыка Вениамин мучительно трудно для себя решал вопрос на протяжении сорокоуста и, оторвавшись от некоторых многолетних связей, остался чадом Патриаршей Церкви и принял Декларацию. Отражение этого разделения - в главе «Святой сорокоуст. Мысли по поводу Указов митрополита Сергия».
6. Когда митрополит Вениамин решал для себя сложные вопросы, он, помимо служения Литургии, обращался к творениям святых отцов. Делая выписки из этих текстов, он помогал себе найти правильные ответы на вопросы, касающиеся духовной жизни. Так было и в период, когда явилась необходимость решать оставаться ли с далекой Московской Патриархией. Владыка всегда стремился узнать, почувствовать волю Божию, чтобы поступать согласно ей. Выписки из святых отцов, составляющие следующую главу, были сделаны митрополитом Вениамином в той же тетради, куда он вписывал свои размышления во время служения святого сорокоуста. Завершая записи «в книжечку», включившую и Дневники, Владыка отметил, что их «содержание связано с одной основной идеей: об отношении моем к Церкви, по поводу советской власти. И выборки из отцов - о познании истины - сделаны потому, что я опасался решить вопрос неверно».
7. Вопрос о признании новой власти для митрополита Вениамина был закрыт. При уходе в 1930 году митрополита Евлогия в Константинопольский патриархат, епископ Вениамин остался почти единственным архиереем в Европе, верным Московской Патриархии. Он с немногими сторонниками основал Трехсвятительское подворье в Париже. О нем рассказывает, также на основе записей Владыки, соответствующая глава этой книги. В 1933 году владыку Вениамина направляют в Америку, где 57-летний архипастырь начинает воссоздание Русской Патриаршей Церкви Северо-Американской епархии. В это время он совершает «Сорокоуст недоуменного архиерея. Не уйти ли на покой? 1935 год». Так называется еще одна глава книги.
8. Наконец, в феврале 1947 года митрополит Вениамин возвратился на Родину и был назначен на Рижскую кафедру. Свое «теоретическое» решение о лояльности к советской безбожной власти, принятое им за рубежом, вдали от гонений, Владыка теперь должен был проверить на практике. И это было непростым делом. Легко решать, находясь в безопасности, но трудно подчиняться необходимости жить при атеистической власти. И как всегда в сложные периоды жизни, Владыка служит сорок Божественных литургий, обращаясь за помощью к Господу. Этому посвящена заключительная глава книги.
***
Когда после 27-ми лет эмиграции Владыка вернулся в Россию и, теперь уже на своем опыте ощутил, каково жить под советской властью, - «Сорокоустом на родине» он обрел для себя понимание слов «Богу Богово, кесарю - кесарево». В записях владыки Вениамина, по словам издателей, поражают четкость и ясность в изложении внутренних духовных вопросов и постоянное для себя «взыскание Божией правды» для разрешения недоумений. В одном из писем он назвал свои записи «исповедью сердца». Часть Дневниковых записей владыки Вениамина посвящена очень важному для него и для многих, многих эмигрантов вопросу - о единстве Русской Церкви в России и за рубежом. Понять сложность переживаний этих людей, мучительность представшего перед ними выбора, поможет эта книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!