Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. В эту книгу, выпущенную в свет издательством Терирем, вошли два произведения владыки Вениамина, посвященные богослужению Православной Церкви, а именно – «Строй православного богослужения» и «Литургия верных». В центре их повествования — смысл и внутреннее содержание богослужения, «жизнь души за Литургией», по удивительно точному определению автора.. Исследователь жизни и трудов митрополита Вениамина, профессор Алексей Константинович Светозарский отмечает, что «обращение к теме православного богослужения требует от автора-публициста наличия фундаментальных знаний в различных областях духовного наследия Православной Церкви.
2. Это Священное Писание Ветхого и Нового Завета, догматика, патристика, церковная история, богослужебный устав. А главное, конечно, - это постижение внутреннего содержания наших богослужебных текстов, литургического богословия Православной Церкви. Оно возможно лишь при особом опытно-богословском подходе к исследуемому материалу, при наличии веры, свойственной человеку глубоко церковному (ведь богослужение - это голос Церкви), и любви к Божественной Истине, которая Церковью возвещается. Любовь к Церкви, любовь к богослужению – вот, по мнению Светозарского, отличительные черты духовного склада владыки Вениамина, и они являются неотъемлемыми составляющими его нравственного облика.
3. Детские впечатления Владыки – яркие , красочные, схранили в его памяти и торжество Святой Пасхи в сельском храме, и "славленье" Воскресшего Христа, которое совершалось приходскими батюшкой и дьячком в домах верующих. Большое значение имел и тот факт, что в благочестивой семье Федченковых обыденная, бытовая сторона жизни, весь ее уклад были подчинены, как и во многих русских семьях того времени, алгоритмам жизни общецерковной, они ориентировались на периоды литургического года. Великий пост, Пасха, Вознесение, Троица, Петров пост, Успенский, осенние праздники и снова пост - в ожидании Рождества Христова. Так проходил год, начинался новый, - а в сознании ребенка с самых малых лет запечатлевались основные, наиболее яркие особенности праздников, в том числе и особенности богослужения этих дней общецерковного торжества.
4. Потом были годы учения - от уездного училища до Санкт-Петербургской духовной академии. В этот период жизни будущий иерарх получил необходимые богословские и церковно-исторические знания, практические богослужебные навыки. Он прислуживал за богослужением, в том числе - и за архиерейским, с увлечением пел в хоре и регентовал. Постепенно он стал активным участником, а с принятием священного сана - и совершителем богослужений. Большое впечатление на студента Федченкова, побывавшего вместе со своими товарищами по академии в Кронштадте, произвела встреча со всероссийским пастырем и молитвенником святым праведным Иоанном Кронштадтским. И уже впоследствии, когда молодой иеромонах Вениамин вновь побывал у "батюшки отца Иоанна" и сослужил ему во время Божественной Литургии, он еще больше поразился его манере служить, проповедовать, общаться с народом.
5. Впоследствии он так вспоминал об этом: «…«Чудо - его богослужение, особенно ежедневные литургии. Дело даже не в том лишь, что он служил их ежедневно, а в том, что он возрос духовно до этой церковной высоты - до литургии. Литургия есть вершина и средоточие всего христианства, литургия есть полнота и завершение всех прочих богослужений. И если кто дошел до этой вершины и жил ею (а не служил только), тот, значит, дошел до вершины церковной жизни! Вот это еще более высокое чудо! И если бы не знали ничего больше об отце Иоанне, как лишь об этой высоте его литургического богослужения, и тогда мы могли бы сказать о нем: Это был святой служитель Церкви Божией!». Конечно, и тогда, и особенно впоследствии владыка Вениамин понимал, что личности такого масштаба, как отец Иоанн Кронштадтский, - уникальны и неповторимы. Но путь следования за ними возможен, и это путь следования в главном, в основном, а не во внешнем подражательстве. И для владыки Вениамина святой праведный Иоанн Кронштадтский - великий благоговейный совершитель литургии - стал идеалом священнослужителя и пастыря.
6. Все последующие годы долгого служения Святой Церкви владыка Вениамин хранил в своем сердце образ приснопамятного всероссийского пастыря и молитвенника и стремился претворить в жизнь преподанные ему, тогда еще юному студенту-богослову, уроки веры и благоговения, молитвенного горения и любви к Богу и людям. Труды, посвященные богослужению Православной Церкви, составляют значительную часть в творческом наследии митрополита Вениамина (Федченкова). Это касается и работ, составивших настоящий сборник, посвященных богослужению суточного круга: вечерне, утрене и Божественной Литургии. Так, «Строй православного богослужения» - это небольшая по объему работа, требует, с одной стороны, от читателя некоторого знакомства с основными литургическими терминами, с ходом храмового богослужения, как требует и наличия определенного опыта литургической жизни. Но, с другой стороны, этот труд несомненно полезен тем, кто только начинает свое знакомство с богослужением Православной Церкви.
7. В этой работе владыки показана внутренняя логика богослужения, без понимания которой весь богатейший богослужебный материал как бы распадается на отдельные составляющие: тропари, стихиры, каноны, иерейские молитвы, возгласы, псалмы, кондаки и так далее. А в «Литургии верных» автор открывает перед нами, конечно лишь отчасти, самые сокровенные мысли о самом дорогом, чем с юных лет жила его душа. И у читателя тоже есть возможность прикоснуться к этому сокровенному и дорогому миру – он описан в книге «О богослужении Православной Церкви».
***
Митрополит Вениамин любил совершать богослужения, церковная служба была его родной стихией, которую он превосходно знал, в которой он черпал силы для прохождения жизненного поприща. Приняв крест архиерейского служения, он одной из главных архипастырских обязанностей почитал заботу о состоянии церковного богослужения, о церковном благолепии. Известно, что он стал епископом в годы русской смуты, и затем, после поражения Белого движения, четверть века провел на чужбине. Но и в своих скитаниях по странам и континентам, среди треволнений житейского моря, он всегда заботился об устроении литургической жизни православных общин, монастырей и учебных заведений. Ведь православное богослужение - великое сокровище, это «непочатое богатство» – было бесконечно дорого владыке Вениамину.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!