У книжной полки. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий

14 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня мы продолжаем знакомить вас с книжной серии «Путь умного делания», публикация которой стала значительным явлением в церковной жизни наших дней. Книги из этой серии привлекают пристальное внимание всех, кто неравнодушен к исихастской тематике, кто всерьез интересуется вопросами молитвенной жизни и аскетической духовной практики. Авторская книжная серия Николая Михайловича Новикова состоит из ряда самостоятельных, но внутренне связанных между собой единым тематическим стержнем изданий. И прежде всего это обширная четырехтомная монография «Молитва Иисусова: Опыт двух тысячелетий». И сегодня на нашей книжной полке первая книга четвертого тома этой монографии, ее мы и предлагаем вашему вниманию.

***

1. Прежде всего, напомним вам, что первые два тома монографии «Молитва Иисусова: Опыт двух тысячелетий» посвящены вопросам более общего характера, здесь собраны наставления и размышления пастырей и аскетов, хранимые Преданием от глубокой древности, и вместе с тем предоставлена возможность сопоставить их с поучениями отцов нашего времени. Третий и четвертый тома конкретизируют и развивают темы, непосредственно связанные с молитвенной практикой. В книгах рассматриваются закономерности духовного развития и принципы руководства святоотеческими писаниями. Особое значение придается проблеме перехода от словесной молитвы к умно-сердечной. Обсуждаются искусство трезвения и внутренней брани и многие другие актуальные темы, имеющие отношение к молитвенной жизни.

2. Четвертый, заключительный том проекта издается в двух книгах. Тематически он также делится на две самостоятельные части. Первая из них, раздел «Самопознание», посвящен основам святоотеческой антропологии. Ведь как отмечает автор, разговор об умном делании, о молитвенной практике, прежде всего, предполагает ознакомление, хотя бы в самых общих чертах, с устроением человеческой души, с нашим внутренним миром. Ибо «если не познаем, какими сотворил нас Бог, то не узнаем, как изменил нас грех», - говорит прп. Григорий Синаит. А прп. Марк Подвижник утверждает, что «не знающий себя не может познать Бога». Таким образом, без самопознания трудно надеяться на успех во внутреннем делании. Поэтому в первом разделе книги автор уточняет те краткие, но необходимые сведения о природе человека, которых он уже отчасти касался в других изданиях этой книжной серии.

3. При этом автор отмечает, что в его задачи не входит изучение антропологии или аскетики как таковой. Эти богословские дисциплины интересуют его лишь в связи с практикой умно-сердечной молитвы, лишь в тех аспектах, которые затрагивают область внутреннего делания. Поэтому он рассматривает только некоторые стороны святоотеческого учения о человеке, причем не в богословском, а в аскетическом ракурсе, в русле традиции исихазма. Православное богословие, - говорит автор, - и в частности антропология, - явление совершенно особое, это ни в коей мере не кабинетная наука. Источником знаний в этой области бывает Божественное откровение, которого удостаиваются подвижники святой жизни в созерцательном богообщении, потому как, по словам прп. Макария Египетского, «только при содействии Духа Святого открывается и обретается понятие и точное ведение о душе».

4. В отличие от научной психологии, святым отцам, подвижникам благочестия была доступна для изучения не только поверхность души, но самая суть души была предметом их созерцания... Также и исихасты в своем упражнении в умном делании достигали не только нравственного очищения, но и внутреннего созерцания своей сокровенной сущности. На пути богопознания от человека требуется, прежде всего, самопознание, что немыслимо без преодоления гордостной самонадеянности, не позволяющей в разум истины приити. Ибо «превозносящийся не знает себя самого. Если бы он видел свое безумие и немощь, то не превозносился бы», - говорит прп. Марк Подвижник.

5. Основным инструментом постижения своей нищеты духовной, по словам автора, искони был и остается поныне исихастский метод умного делания. Им отверзаются очи духа, он позволяет проникнуть за завесу незримого, посвящая нас в сокровенные тайны собственной души, и именно им мы возводимся к богопознанию. Отсюда непременным условием благодатного просвещения является личный подвиг аскезы, практика стяжания бесстрастия и высокой созерцательной молитвы. Краткий обзор, который познакомит с аскетическим учением, укорененном в традиции исихазма, читатели найдут в первой части книги. Здесь автор рассматривает закономерности и особенности различных молитвенных состояний сознания.

6. Начало второго раздела «Чин и метод» находится в этой первой книге четвертого тома, а его продолжение и завершение составит вторую книгу. Этот раздел, начиная с главы «Первый фронт», знакомит с самыми разными аспектами практической стороны умного делания. Здесь представлен детальный анализ опыта стяжания умно-сердечной молитвы, обсуждается традиционный в исихазме метод художественной молитвы, исследуются психофизические приемы, способствующие соединению ума и сердца, подробно рассматриваются их назначение и практика применения.

7. Важная тема второго раздела - это создание правильных условий для занятий умной молитвой, отчего во многом зависит успех во внутреннем подвиге. Здесь же обсуждается все, что касается искусства владения своим душевно-телесным организмом, включая способы контроля над телом и основы трезвения - техники ведения мысленной брани. Понимание взаимосвязей внешнего и внутреннего позволяет, владея организмом физическим, управлять началом психическим и в результате совершать делание духовное. Не менее важен материал по удержанию молитвенного состояния в условиях повседневной жизни. Как отмечает автор, без особой внутренней работы на этом фронте человек теряет все те благие обретения, что по крупицам накапливает в келейном бдении, и не способен возрастать в молитве. Справиться с этой задачей помогают соответствующие приемы и методы.

8. По словам автора, сложность тематики вынуждает его в чем-то иногда повторяться, напоминая суть некоторых моментов аскетического учения, возможно уже знакомых читателю, в частности, по другим изданиям этой серии. Но это, во-первых, способствует ясности и глубине понимания очень непростых подчас истин. А во-вторых, автор учитывает положение тех, кто, открывая четвертый том, не имеет при этом других книг серии. Забота помочь обрести им цельное представление об учении исихазма побуждает автора напоминать отдельные его положения.

***

Немалый срок потребовался Николаю Михайловичу Новикову для подготовки такого рода публикации. Более сорока лет назад Иисусова молитва вошла в его жизнь, став со временем ее неотъемлемой частью. Почти полувековой опыт исканий, падений и стяжаний на пути умного делания позволяет обобщить некоторые наблюдения, осмыслить их и поделиться с читателями накопленным материалом. Материал этого проекта разносторонен, и каждая тема настолько важна, что требует хотя бы краткого рассмотрения. В результате формат четырехтомника оказался для автора слишком тесен, что и вынудило издавать этот последний том поэтапно, разделив его на две книги. Сегодня мы познакомились с первой из них.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать