У книжной полки. Материнские заметки. Анна Сапрыкина

14 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Престижные гимназии, новейшие педагогические методики, центры раннего и позднего развития. Что выбрать, где отыскать лучшее место для доброго воспитания и всестороннего образования ребенка? Решение многих проблем воспитания и образования детей может оказаться гораздо ближе чем мы думаем. Каждый из нас может сделать свой собственный дом местом гармоничного развития личности, первой и главной школой для каждого члена семьи. Об этом пишет многодетная мама и педагог Анна Сапрыкина в своей книге, вышедшей в свет в издательстве «Вольный странник» под названием «Материнские заметки».

***

1. В сборник вошли статьи Анны Сапрыкиной, в течение нескольких лет публиковавшиеся на портале pravoslavie.ru.  Педагог и мама семерых детей, Анна Сапрыкина показывает, как это можно устроить, чтобы семья стала доброй и эффективно работающей образовательной средой. В этой книге можно найти: размышления о философии семьи и образования, рассуждения о влиянии отношений родителей на воспитание детей, истории из жизни семей знаменитых ученых, опыт воспитания и обучения детей в духе православной традиции, а главное - огромное количество практических идей.

2. В предисловии книги Анна пишет: «В течение нескольких лет я веду колонку на сайте «Православие.ru», которую в редакции назвали «Материнскими заметками». И это действительно получаются заметки – что-то вроде записок на полях. Это не воспоминания опытной мамы о давно прошедшем молодом материнстве и не «советы для родителей» – это именно заметки «с поля действий». Когда мне предложили издать эти «заметки» единым сборником, идея показалась почти невыполнимой. Ведь каждая статья была написана как отдельный текст, и я не предполагала, что весь материал может обрести некоторую последовательность. Поэтому мне показалось уместным выбрать наиболее интересные темы и разложить их по трем разным «полочкам»», которые соответствуют трем частям книги.

3. Первая такая «полочка» – это «Воспитание детей в домашней Церкви», что-то вроде той самой «философии семейного образования». Конечно, как отмечает автор, ее статьи никак не претендуют на всю полноту охвата темы. Это заметки на полях больших и мощных трудов по философии семьи, заметки по пути общения со святителем Иоанном Златоустом, заметки о попытках не только читать богословско-философские труды, но и идти по жизни, руководствуясь этой философией. Однако, как признается автор, из философии у нее получается сплошной мелкий быт: результаты теста на беременность, укладывание детей спать, уборка перед общей домашней молитвой – не сильно возвышенное, не очень философское, но все же… философское.

4. На второй «полочке» оказалось «Домашнее образование: теоретически и исторически». Здесь заметки относительно идеи домашнего образования – и воспитания, и обучения. И в первую очередь, - отмечает Анна, - речь идет об образовании религиозном, о воспитании христианском – о том, что для нас, христиан, оказывается самым главным образованием в жизни, вообще собственно образованием. В конце этого раздела – представлены очень дорогие для автора и важные статьи о реальном опыте семейного образования. Они как раз из области «истории домашнего образования» – истории совсем недавнего прошлого, удивительной эпохи российского образования, когда семья начала играть фактически ведущую роль в деле образования детей.

5. Это эпоха, когда христианское представление о родителях как о главных учителях детей, представление о семье как о важнейшей школе для каждого ребенка оказалось значимой, востребованной идеей. Когда эти идеи воплощались в жизнь – и многие родители начали осознавать себя главными учителями своих детей. Когда ученые, врачи, священники, в тех или иных формах активно взаимодействуя со школой, занимались образованием и своих собственных детей. Это рассказы о людях, которым удалось действительно сделать свою семью пространством образования. Об обучении детей, о роли родителей в образовании и о семейном обучении как раз тоже реальный опыт состоявшегося образования.

6. На третьей «полочке», по словам автора, лежат «Идеи, методики и прочие лайфхаки». Они о том, как предыдущая, «теоретическая» часть может быть реализована на практике. Здесь я, - говорит Анна, - старалась писать о вещах конкретных и практических. О том, что мне самой интересно, о тех идеях и решениях, которые помогают и мне, и моим друзьям заниматься со своими детьми. Речь идет в первую очередь обо всем, что может входить в широкий и условный круг понятия «православная культура»: общая семейная молитва (не совсем обучение, но собственно основа настоящего образования), изучение Священного Писания с детьми разных возрастов, знакомство с церковнославянским языком и такой важный для всяческого духовно-нравственного воспитания предмет, как литература. Это, конечно, далеко не все «предметы», которые могут образовывать наших детей в нашем доме, а как бы «лоскутки» из воспитания-обучения.

7. Заканчивается этот самый большой раздел статьями о детском посте и церковных праздниках. По мнению автора, очень важная составляющая жизни православной семьи – жизнь в ритме церковного года. Именно этот ритм включает нас в пространство православной культуры, соединяет на тысяче разных уровней семью и Церковь. Каждый церковный праздник оказывается изучением Евангелия, ежегодным напоминанием о событиях Священной истории и возможностью буквально «в режиме реального времени» проживать эти события. Ведь Церковь не просто вспоминает о библейских сюжетах: каждый раз и Введение во храм Богородицы, и Вход Господа в Иерусалим происходят «днесь», сегодня. И мы можем приобщить своих детей, даже малышей, и к участию в церковном богослужении, и к бескрайнему изучению бескрайнего Евангелия.

8. Но остается еще один очень важный для ребенка вопрос: культура церковного праздника, культура радости, культура выхода за пределы обыденности. Это яркие впечатления православных традиций, которые захватывают все чувства ребенка – и зрение, и слух, и вкус, и обоняние, и осязание. Все это – драгоценные воспоминания, которые остаются у наших детей на всю жизнь. В этом же разделе о «ритме церковного года» затрагивается непростая тема детского и подросткового поста. Не инструкции по применению, не попытка указать на некие нормы поведения – ни в коем случае: всего лишь возможные варианты проживания поста невзрослым человеком и мысли об этом.

***

«Материнские заметки» - это, по словам издателей, - размышления о том, как сегодня можно построить христианскую семью, об отношениях между детьми и родителями, о том, как многовековые традиции православной культуры могут вполне органично жить в современном доме. Большая часть «заметок» - это практический опыт организации домашних занятий с детьми разных возрастов, проведения церковных праздников в семье. Будущие родители, молодые папы и мамы, родители со стажем, преподаватели основ православной культуры и воскресных школ смогут найти в этих статьях интересные и полезные идеи для собственного педагогического творчества. Я очень надеюсь на то, - говорит Анна Сапрыкина, - что мои «Материнские заметки» окажутся для кого-то поддержкой и помощью.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать