У книжной полки. Евангелие Великого поста. Вместе с современными отцами

27 марта 2024 г.

Преподобный Серафим Саровский, который в течение каждой недели прочитывал все Евангелие, Деяния и Послания апостолов, так говорил про чтение Священного Писания: «Через это не только душа моя, но и самое тело услаждается и одухотворяется. При чтении Св. Писания я беседую с Господом, содержу в памяти моей жизнь и страдания Его и день и ночь славословлю, хвалю и благодарю Искупителя моего за все Его милости, изливаемые к роду человеческому и ко мне, недостойному». Каждый христианин, подобно святому Серафиму, должен любить Евангелие, перечитывать его постоянно и размышлять над ним. А о чем нам напоминает Евангелие в дни Великого поста? Об этом вы узнаете из книги, которая вышла в свет в издательстве Никея и называется – «Евангелие Великого поста. Вместе с современными отцами».

***

1. «Евангелие Великого поста. Вместе с современными отцами» — это издание, включающее в себя фрагменты из Евангелия, которые принято читать в Великий пост. В книге представлено 20 отрывков, а чтобы читатель смог проникнуться глубиной евангельских текстов, они приведены на русском и церковнославянском языках. Комментируют их современные священнослужители: епископ Феоктист (Игумнов), протоиереи Павел Великанов и Андрей Андронов, священники Дмитрий Барицкий и Стефан Домусчи. Чтение этой книги, по мнению издателей, поможет понять суть Великого поста и провести это время осознанно, с пользой для духа и души. 

2. В предисловии книги протоиерей Павел Великанов пишет: «Великий пост потому и назван Великим, что это исключительное время для любого верующего христианина. Время, когда корабль нашей жизни плавно разворачивается к самому оптимальному маршруту. Но те его составляющие, которые мы привыкли выделять особо: строгость пищевого воздержания, обилие молитв, частое посещение богослужений, резкое ограничение любых развлечений, - всего лишь средства, инструментарий для выделки наших душ. Настоящая борьба происходит внутри, в самом теле нашей жизни. Речь идет о более сложном, глубоком и весомом изменении нашей сущности и главной цели Великого поста - о покаянии.

3. А иначе, как отмечает отец Павел, можно весь Великий пост соблюдать как следует, регулярно исповедуясь и причащаясь, а прийти к Пасхе пустым и глухим. Чтобы уберечь нас от такого печального итога, Церковь предлагает нам еще и еще раз возвращаться к Евангелию. Вспоминая события земной жизни Спасителя, размышляя о том, чего стоило Христу развязать нас от пут диавола и греха, мы сумеем увидеть, чего именно Он ожидает от нас самих. Не предвкушение великопостных подвигов мы должны испытать, а стыд и страх перед Ликом Христа, Который за каждого из нас не пожалел отдать Свою безгрешную жизнь.

4. В этом стыде и страхе мы, по мнению священника, можем увидеть грядущий пост по-иному. Не как средство маркировать себя православным, увидеть в себе истинного подвижника. Не как неприятный и напряженный период, который лишь бы поскорее закончился. Мы призваны ощутить пост как наш совершенно свободный, произвольный и сознательный ответ Христу. Как дар Ему. Как форму благодарности Ему. Как исключительную возможность самим сделать то, что Бог вместо нас сделать никак не может. Мы не в состоянии ничего дать Богу, вся Вселенная и так - Его достояние, но мы можем свободно ограничить или даже лишить себя того, чем нам разрешено пользоваться!

5. Как легок пост, - говорит отец Павел, - когда постишься не вынужденно, но произвольно и сознательно, когда ощущаешь этот дар свободы - сделать себя опустошенным ради Христа, вычистить самые потаенные глубины своей души, прикоснуться к самой сердцевине своей личности, не в теории, а на опыте познать свою слабость и нищету, бестолковость и коварство, мелочность и непотребство! Увидеть себя самого в новом ракурсе - неожиданном, неприятном, пугающем. И вот тогда зарождается настоящее покаяние - не привычная жалоба Богу, а глубинный вопль, сильнейшая жажда, острейшая потребность в настоящем вхождении Бога в нашу жизнь. И вот здесь становятся нужны и труды, и пост, и молитва, без которых наше зреющее покаяние может зачахнуть, а мы - снова свалиться в беспросветную суету будней и мелочных удовольствий».

6. Наряду со всеми духовными делами, конечно, необходимо нам чтение Святого Евангелия, в котором содержатся ответы на все вопросы человека, какие только могут возникнуть в его жизни. А дает ответы Сам Господь. Поэтому и читать Евангелие надо с благоговением, вдумчиво, обязательно с толкованиями или с разъяснениями современных пастырей. Комментарии последних мы и находим в этой книге. Собранные евангельские тексты идут в четкой последовательности, что помогает тем, кто не может посетить все службы, увидеть целостный сюжет евангельских событий. Так, к примеру, в минувшее воскресение Святая Церковь праздновала Торжество Православия. В этот день на богослужение читался евангельский отрывок о призвании к апостольскому служению одного из двенадцати ближайших учеников Христа — Нафанаила.

7. Об этом священник Дмитрий Барицкий говорит следующее: «О том, что пророчества исполнились и в Израиль наконец-то пришел обещанный Мессия, он услышал от Филиппа - по всей видимости, родственника или близкого друга. Как человек рассудительный и житейски мудрый, Нафанаил не спешит верить товарищу на слово. Его можно понять - время тогда было смутное, неспокойное. Многие объявляли себя мессиями, да и в Писании четко сказано, что Мессия должен прийти из Вифлеема, причем тут Назарет, который еще и пользуется плохой репутацией? Поэтому на признание друга он просто скептически улыбается. И тут Филипп поступает очень мудро: он просто предлагает Нафанаилу пойти и посмотреть». И затем встреча со Христом и Его слова переворачивают в будущем апостоле всё с ног на голову. Он понимает, что перед ним настоящий Мессия.

8. Как отмечает отец Димитрий, это очень поучительная история для всех нас. Как часто мы горячо молимся Богу, чтоб Он вошел в нашу жизнь, избавил от бед, дал радость и душевный покой. Однако, когда нам нужно сделать что-то конкретное - например, ежедневно читать Евангелие, утренние и вечерние молитвы, то мы становимся тяжелы на подъем. В результате все остается по-прежнему, жизнь нисколько не меняется. Не лучше ли, - говорит отец Димитрий, - следуя примеру апостола Христова, понудить себя встать, пойти, посмотреть и попробовать? И в ответ на наше усилие Бог проявит Себя самым необычным и нестандартным образом, войдет в нашу жизнь оттуда, откуда мы совсем не ожидаем Его пришествия.

***

Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве. «Без чтения душно и душа голодает», - говорит святитель. Феофан Затворник. А тогда, когда наша молитва становится холодной и рассеянной, духовное чтение, а особенно же чтение Евангелия, помогает ее оживить. Великий пост - это время усиленной молитвы и, конечно, чтения Евангелия. В этой книге собраны размышления глубоко верующих людей на евангельские чтения Великого поста. Они призваны помочь нам не превратить Великий пост в ритуальный, но прожить его так, чтобы принести в дар Богу нашу благодарность, веру и решимость остаться с Ним навсегда.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать