У книжной полки. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова). Игумен Марк (Лозинский)

13 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В светлый день Пасхи 1867 года епископ Игнатий (Брянчанинов) служил свою последнюю литургию. Спустя две недели, 13 мая, в праздник святых жен-мироносиц, он мирно отошел ко Господу, оставив христианам свои духовные труды. Для современного человека, желающего серьезно проводить духовную жизнь, творения святителя Игнатия являются незаменимым руководством. В них сосредоточен предшествующий опыт святоотеческой аскетической мысли, и этот опыт святитель воплотил в собственной жизни. В 1967 году, к 100-летию со дня кончины святителя Игнатия, игуменом Марком (Лозинским) была написана магистерская диссертация, которая ставила своей целью познакомить читателя с жизнью и учением епископа Игнатия о духовной жизни мирянина и монаха. Эта диссертация послужила основой для книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.

***

1. Магистерская диссертация игумена Марка (Лозинского), а вернее ее второй том, под названием «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова)», вышла в свет в издательстве Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Текст публикуется по машинописному оригиналу диссертации из архива Московской Духовной Академии. Издание адресовано широкому кругу читателей, которые интересуются вопросами духовной жизни, историей Православной Церкви. Как отмечает игумен Марк в своей работе, изучая жизнь и творения святителя Игнатия (Брянчанинова), невольно склоняешься перед величием его духовного образа. В нем мы видим редкое сочетание многих естественных дарований и приобретенных целожизненным подвигом христианских добродетелей.

2. Был святитель Игнатий причастником и благодатных даров. От природы он имел светлый ум, любвеобильное сердце и поэтический талант. Эти дарования Брянчанинов не принес в жертву суете и тлению, а посвятил Богу и близким. Он от юности отдал себя с редким самоотречением на службу Господу и Его Святой Церкви. Всецело руководствуясь в своей подвижнической жизни нравственным преданием Православной Церкви, святитель-аскет опытно постиг подвиг покаяния, преуспел в умном делании, стяжал любовь к ближним и Богу и приобрел редкую рассудительность и многие другие добродетели. Его же непоколебимая детская вера, по словам автора, достойна благоговейного удивления. Способность владыки Игнатия видеть состояние человеческих душ и руководить их ко спасению, а также его проникновение в будущую судьбу Церкви являются дивным и благодатным даром.

3. Все перечисленные и многие другие дарования владыки Игнатия привлекали к нему людей, имевших жажду духовной жизни. Лучшие современники видели в нем истинного светильника христианства и всей душой стремились прилепиться к нему. Многие ревностные иноки, религиозная интеллигенция и простой глубоко религиозный народ составляли большую духовную семью богомудрого архипастыря. Духовный авторитет и влияние Владыки среди своих пасомых были велики. А он сам одним из существенно необходимых занятий признавал служение словом – утверждение ближних в вере и христианской нравственности.

4. Поистине, еп. Игнатий всю свою жизнь и был тем живительным корнем, который возбуждал духовную жизнь множества людей, которые затем зеленели, цвели и плодоносили на древе Российской Церкви. По собственному признанию Владыки, служение словом было его основным занятием, которому он отдавал все свои силы. Подвиг служения ближним словом назидания было для него источником радости и утешения на поприще его многоскорбной жизни. Служение еп. Игнатия словом назидания не прекратилось с его кончиной. Учение Владыки о духовной жизни христианина, изложенное им в его творениях, служит спасению христиан всех последующих поколений.

5. В этой книге, которая разделена на две части, автор, исследуя творения святителя Игнатия, составляет картину духовной жизни, как мирянина, так и инока. Здесь говорится о вере, молитве, посте, о евангельских заповедях и блаженствах, о покаянии, смирении, борьбе со страстями, любви к Богу и ближним и т.д. В начале первой части отец Марк отмечает, что «епископ Игнатий был невысокого мнения о христианстве своего времени. Он всей душой любил свою Родину, свой народ и от всей души желал ему всестороннего процветания. Но когда вопрос касался религиозно-нравственного состояния всего русского общества, то здесь Владыка с болью в сердце всегда признавал, что общество его времени далеко отступило от первохристианских идеалов.

6. Своим духовным взором Святитель видел то, что обычному человеку было неприметно – грех во всем его ужасающем многообразии глубоко проник во все слои общества того времени: от крестьянской избы до царского дворца. В великосветском обществе ревнитель благочестия видел лицемерие, постоянные интриги, карьеризм и полное безразличие к религии. Среди интеллигенции процветал нигилизм, скептицизм и наряду с ними грубые суеверия. В простом народе Святитель видел крайний недостаток в духовных познаниях, приверженность к форме, суеверия, ослабления вековых христианских устоев, страсть к винопитию, понижение нравственности, следствием чего всегда бывает отступление от веры.

7. И в своем взгляде на положение Церкви епископ Игнатий был не одинок. Лучшие представители духовного мира того времени также видели эти недуги, которым было подвержено христианское общество. Подвижник Никифоровской пустыни старец Исаия в откровенной беседе однажды сказал архимандриту Игнатию: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено, в частности, спасаться людям, желающим спастись». Сознавая внешние и внутренние трудности своего времени, епископ Игнатий из опыта собственной жизни видел, что при почти полном оскудении духоносных наставников единственными руководителями в духовной жизни для христиан остаются на все времена творения святых отцов.

8. Во второй части автор рассматривает духовную жизнь монаха по творениям и письмам епископа Игнатия. Свой взгляд на монашество святитель раскрывает в нескольких статьях своих «Аскетических опытов». Пятый же том его творений полностью посвящен монашеству его времени. В нем епископ-аскет изложил свой опыт монашеского делания, основанный на учении св. отцов и опытно проверенный своей жизнью. Много ценных советов о монашеской жизни содержится и в переписке епископа Игнатия с монашествующими.

***

Как отмечает игумен Марк в своей магистерской работе, «написанием, а затем изданием своих сочинений, преисполненных святоотеческим духом и имеющих практическую цель – помочь христианам на трудном пути духовного совершенствования, святитель Игнатий показал свой оптимистический взгляд на будущие времена. Несмотря на все трудности окружавшей его жизни, он видел перед собой многих истинных христиан; многих из них он сам воспитал и направил по истинному спасительному пути, и, несомненно, Святитель верил, что и в будущие времена найдутся люди, которым его творения послужат». И эти чаяния святителя Игнатия исполнились, и его творения стали любимым чтением благочестивых людей, духовным руководством на пути к Богу и вечной жизни.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать