***
1. В этой книге собраны беседы, наставления, советы великих русских старцев: преподобных Паисия Величковского, Серафима Саровского, Варнавы Гефсиманского, Алексия Зосимовского, святых праведных Иоанна Кронштадского и Алексия Московского (Мечёва), преподобного Силуана Афонского, святых Оптинских отцов и многих других, а также старцев - наших современников: архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и протоиерея Николая Гурьянова. Открывает этот сборник одна из бесед великого старца Паисия Величковского с паломником.
2. Преподобный Паисий, основатель русского старчества, переводчик множества святоотеческих творений, был настоятелем Нямецкой лавры. Слава о мудром старце привлекала в эту отдаленную молдавскую обитель сотни паломников не только из Молдавии и Валахии, но и из других славянских земель, в том числе и из России. И вот в опубликованной беседе святой старец говорит о том, как спастись мирянину. «Советую вам, - говорит прп. Паисий, - прилежнее читать Божественное Писание и учения святых и богоносных отцов наших, которым дано благодатью Пресвятого Духа разуметь тайны Царствия Божия, то есть истинный смысл Священного Писания; в их духопросвещенном учении вы найдете все, что нужно ко спасению». «Православная вера, по словам старца, есть та, которую содержит Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь Восточная; без этой веры православной никак нельзя никому спастись».
3. Последователями прп. Паисия были оптинские старцы, наставления которых также представлены на страницах этой книги. Так, например, в сборник вошли одиннадцать бесед прп. Варсонофия, каждая из которых отвечает на разные вопросы духовной жизни. А одна из них так и называется «Беседа о смысле всей жизни». Как отмечают издатели, «поступив в монастырь в 1891 году, преподобный Варсонофий, по словам преподобного Нектария, «из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божию, стал великим старцем». Уже в 1903 году он был назначен духовником скита, а также духовником Шамординской обители. После кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского и преподобного Варнавы Гефсиманского в Оптину пустынь особенно увеличился поток богомольцев. Преподобный старец Варсонофий ежедневно принимал для духовных бесед лиц самых различных сословий, отвечал на множество вопросов.
4. «О смысле всей жизни» прп. Варсонофий говорит: «На вопрос, как спастись, более благонамеренные отвечают, что надо молиться Богу для спасения, а будешь молиться — и спасешься. А между тем молитва человека страстного не спасет его. Цель, единственная цель нашей жизни и заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположным - добродетелями». Начинать эту борьбу святой старец советует лучше всего так: «хотя нам присущи все страсти, - говорит он, - но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас господствует, и против нее вооружиться». А вести борьбу со всеми страстями, по словам прп. Варсонофия, сразу невозможно - задушат. Лишь победив одну страсть, нужно переходить к искоренению другой и так далее.
5. «Слова мои, - говорит в заключение старец, - просты, понятны и пятилетнему ребенку, но в них заключается смысл всей жизни. Научиться бороться со своими страстями очень важно и даже необходимо. Лучшим руководством будет для вас чтение житий святых. Мир давно уже оставил это чтение, но не сообразуйтесь с миром — и оно много утешит вас. В Житиях святых мы найдем указания, как вести брань с духом злобы и остаться победителем. Да поможет вам Господь!» Это была беседа старца Варсонофия Оптинского о смысле жизни христианской. А кроме того, он говорит о том, как узреть Бога, как избавиться от тоски и скорби, о том, к чему должна стремиться душа, и как получить спасение. Беседы на эти темы вы также найдете на страницах сборника.
6. Во второй половине 19 – начале 20 века было широко известно, пользовалось народной любовью и уважением по всей Руси Православной имя преподобного Варнавы, духовника Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры, которого еще при жизни называли «Старцем-утешителем». К месту его подвигов - Гефсиманский скит - стекались паломники со всей России. Как отмечают издатели, служение преподобного Варнавы Иверской Выксунской обители было для него подобно служению преподобного Серафима Саровского Дивеевской обители. Основав эту обитель в 1863 году, старец никогда не переставал заботиться о сестрах, ввел в ней строгий устав, духовно окормлял сестер в своих многочисленных письмах. Шесть-семь раз в году преподобный Варнава приезжал в обитель и в устных беседах, которые и приводятся в этом издании, показывал себя истинным окормителем своей огромной духовной семьи.
7. В одной из своих бесед старец Варнава говорил: «Об одном вас прошу всегда понуждайте себя на все доброе, да не нерадите о своем спасении... Старайтесь стяжать благодать Святого Духа, потому что без благодати мертв есть человек, а стяжать ее надо молитвой теплой, со слезами горячими и умилением, кротким терпением и смирением и со страхом Божиим. Молитесь за творящих вам напасти и старайтесь всегда читать молитву Иисусову; весь ум ваш да будет в Боге, потому что как птице нельзя лететь без крыльев, так и человек не может приблизиться к Богу без молитвы». Старец отмечал, что «без борьбы и принуждения никому ничего не достается, а тем более душевное спасение, чего и должны мы всеми силами стараться достигать».
8. И завершая обзор этой книги, вспомним слова еще одного старца – прп. Симеона Псково-Печерского, который отмечал, что «в деле спасения важнейшую роль играет Священное Писание и писания святых отцов — это лучшее руководство ко спасению. Через чтение священных книг спасающийся избегает многих опасностей, ошибок и заблуждений, в особенности если он не имеет счастья быть под руководством опытного духовного отца». Таким подспорьем в деле спасения могут статьи и наставления святых старцев, собранные на страницах этой книги.
***
По словам издателей, в этих поучениях указан не только путь ко спасению, но и отражен духовный опыт русского народа, церковные обычаи и предания. Сотни лет верные ученики бережно записывали и хранили поучения своих учителей. Это делалось с надеждой, что слова старцев не потеряются, но будут услышаны всюду, всегда и во все времена. Теперь это бесценное духовное сокровище доступно читателям этой книги. Все старцы так или иначе своими наставлениями дополняют учение старца Серафима Саровского и имеют единый дух и единомыслие. И пример тому, преподобный Севастиан Карагандинский, который часто на вопросы: «Как нам жить?» - отвечал словами Оптинского старца Амвросия: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!