У книжной полки. Что нам делать, чтобы лучше жить

4 января 2023 г.

«В конце 19 века к одному из епископов маленькой тогда Сербии привели мальчика, чтобы владыка направил его учиться в духовную семинарию. «А зачем нам он? — сказал владыка, посмотрев на мальчи­ка. — Зачем направлять этого болезненного ребенка? Он там не выдержит, умрет, и мы впустую потратим деньги». Но, заметив, сколь велика у мальчика жажда к учебе, епископ все же направил его в семинарию. … Невзрачный мальчик, такой болезненный, стал великим учителем Церкви Православной, проповедником православной веры, мудрым пастырем, духовным вождем сербов, столпом своего Отечества, апостолом Православия в дальних странах». Так о святителе Николае Сербском писал другой святой 20 века – святитель Иоанн (Максимович). А мы сегодня предлагаем вашему вниманию сборник избранных наставлений святителя Николая.

***

1. Святитель Николай Сербский, по мнению прп. Иустина (Поповича), был «величайшим сыном сербского народа после святого Саввы Сербского!». Он родился 23 декабря (ст.ст) 1880 года в небольшом «Божьем селе Лелич», как он сам его называл. Его родители, Драгомир и Катерина, были простыми крестьянами, добрыми, благочестивыми людьми и глубоко верующими христианами. В доме своих родителей, маленький Никола вместе с другими детьми возрастал телом и духом, впитывая от своей благочестивой матери начальные понятия о Боге и православной вере.

2. Образование маленького Николы началось в монастыре Челие, куда определил его отец. При этом Драгомир хотел, чтобы ребенок научился грамоте хотя бы настолько, чтобы «уметь читать распоряжения властей и отвечать на них», желая затем оставить его в селе как «образованного» человека и кормильца семьи. Но Божий Промысл о маленьком Николе был иным и, без сомнения, лучшим. Он проявлялся уже в том, что будущий епископ с первых дней показал исключительную одаренность и ревность в учебе. Осталось предание о том, как он на школьных переменах, в то время пока другие дети играли и предавались шалостям, уходил в забытый всеми уголок монастырской колокольни и там «отдыхал» в прилежном чтении и молитве.

3. По окончании гимназии Никола хотел поступить в Военную академию, но медицинская комиссия отказала в приеме из-за его физической слабости. Сразу же после этой неудачной попытки, юноша подал документы в Белградскую духовную семинарию, и был принят. Здесь также на протяжении всего периода обучения он был непревзойденным студентом. По свидетельству святителя Иоанна (Максимовича), будущий архипастырь «постоянно размышляя о высоком, черпал мудрость отовсюду: из науки, из природы, из событий повседневной жизни, но более всего просвещал душу светом божественным, питая ее Священным Писанием и молитвой».

4. Однажды, тяжело заболев, Никола дал обет Богу: по выздоровлении принять монашеский постриг. И он поправился. А через некоторое время с именем Николай встал в ряды воинства духовного. И стал известен всему миру, как богослов, переводчик, духовный писатель, видный сербский церковный деятель, благотворитель. В начале XX века святитель Николай обучался в России, был фронтовым священником во время Первой мировой войны. Во время Второй мировой войны он неоднократно арестовывался немецкими оккупационными властями, в декабре 1944 года был помещен в конлагерь Дахау. После войны не вернулся в социалистическую Югославию, эмигрировал в США. Земной путь окончил в русском монастыре Святителя Тихона в Пенсильвании. В 2003 году прославлен в лике святых Архиерейским собором Сербской Православной Церкви.

5. Святой архипастырь оставил после себя богатейшее духовное и литературное наследие. Оно насчитывает 15 объемистых томов, содержащих самые разнообразные по жанру произведения, среди которых - жемчужины мировой православной книжности. Его произведения необыкновенно любимы в православном мире. Самые известные из них «Миссионерские письма», «Мысли о добре и зле», «Поучения на каждый день года». Избранные поучения святителя, взятые из этих и других книг, составили сборник - «Что нам делать, чтобы лучше жить?». Он вышел в свет в издательстве Дмитрия Харченко в серии «Духовные жемчужины».

6. Как обеспечить себе победу в столкновении со злом? Для чего Бог посылает наказания людям? И почему Он никогда не опаздывает с наградой, но и никогда не спешит? На эти и другие вопросы дает ответы святитель Николай со страниц этой книги. Вот, например, как отмечает святитель, «видя несправедливость неправедного, мы часто спрашиваем: почему Бог сразу не поразит его громом и не спасет нас от его несправедливости? Но при этом, говорит Владыка Николай, - мы обычно забываем спросить: во-первых, почему мать не убивает своего ребенка, когда застанет его за злым делом? Во-вторых, почему нас - и меня, и тебя - Бог не поражает громом, когда застает нас за злым делом?

7. В каждом человеке, по словам святого отца, -  имеется вклад Божиего жизненного капитала. Ни один хозяин не вырубает свой сад оттого, что он не дал урожая один год, а ждет с надеждой и второй год, и третий. Несправедливость определенного человека - это неурожайный год, и Бог с доверием терпит и ждет. Иногда ждет напрасно: Иуда остается Иудой. Но часто ждет и дожидается, что неплодный сад дает обильный урожай и что Савл становится Павлом». Другой пример. Мы постоянно жалуемся на какие-то жизненные неприятности, болезни, которые попускает нам Господь. В этом случае святитель говорит: «Не жалуйся. Представь себе кусок железа, который годами лежит в углу кузницы. В конце концов, он начинает просить кузнеца, чтобы тот сделал из него что-нибудь. Кузнец тотчас берет это железо, бросает его в огонь, а затем, раскаленное, кладет под молот. Стоит ли железу жаловаться?»

8. Вот и наши невзгоды и болезни даются нам, по словам святителя Николая, для того, чтобы мы радовались, а не жаловались. «Ибо ты молился Богу, - говорит святитель, - чтобы Он сделал из тебя лучшего человека. И Бог взял тебя в работу, начал закаливать и ковать. Бог в работу взял тебя, больной! Радуйся, ржавое железо из угла кузницы!» Все эти размышления архипастыря касаются сути вещей, окружающих человека. Каким должно быть отношение человека к Богу, к себе самому, к ближним, к природе. Обо всем этом говорит святитель Николай Сербский в своих трудах. Частично познакомиться с ними читателям поможет эта книга.

***

Еще при жизни святителя Николая его проповеди называли небо отверзающими. Написанные удивительно ясным, простым и доступным для понимания языком, они поражают своей силой и глубиной. Христианин, знакомясь с ними, еще более утверждается в своей вере; неверующий человек – видит истину во всей ее красоте, и посредством этого может приблизиться к Богу. Не зная истины, люди блуждают по жизни, как по пустыне, не имея ориентиров и постоянно сбиваясь с пути. Святитель Николай Сербский, будучи тонким знатоком человеческой души и евангельской истины, постарался собрать и предложить нам для нашего спасения эти ориентиры на пути к Богу. Эта книга самых ярких высказываний святителя Николая может стать хорошим подарком любителям творческого наследия выдающегося сербского мыслителя. 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать