Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Эта книга вышла в свет при содействии монастырь Кутлумуш, что на Святой Горе Афон и Православного Сестричества во имя Преподобномученицы Елизаветы. Называется она «Афонский старец Тихон (Голенков). Духовник преподобного Паисия Святогорца». По словам кафигумена монастыря Кутлумуш, архимандрита Христодула, «богословие становится отвлеченным, когда предается бумаге, вкладывается в академические штампы, ограничивается школьными определениями. Оживает оно и становится подлинным лишь в том случае, если человек являет своей жизнью, подтверждает своими делами то, о чем он говорит. Истинными богословами могут быть только люди святые, которые нелицемерно смирили себя и подвизаются войти в тесные врата. Их жизнь — это и есть богословие.
2. Святые водятся Духом Святым, подражают добродетелям Христовым, которые есть плоды Духа. Святые делаются общниками Божества и соединяются с Богом посредством нетварных энергий. Поэтому простые слова, смиренное поведение, рассудительные советы и само их сокрушенное сердце есть благоухание Духа, которое орошает и услаждает нас, и в то же время — огонь, который согревает и просвещает наши души. Для святых пустыня является подлинным домом, воздержание — радостью и ликованием, и мир для них — это рай, где все люди добры, потому что святые стали причастниками Божественной Любви. Их житие и малейшая черта их подвигов есть подлинное богатство для нас». О замечательном подвижнике, которого знавшие его люди единодушно называют святым, - и рассказывает эта книга.
3. В предисловии, составитель иеромонах Серафим (Захаров) отмечает, что первая книга, посвященная памяти старца - «Отец Тихон. Цветок из сада Богородицы», была издана митрополитом Николаем Халкидским в 1972 году. Владыка описал в ней то, что слышал от преподобного Паисия Святогорца. В 1977 году преподобный Паисий и сам записал то, что помнил о своем наставнике. Так появилось полное жизнеописание старца, которое впоследствии вошло в книгу «Отцы-святогорцы и святогорские истории». Прп. Паисий рассказал в ней о старцах, с которыми был знаком сам или о которых слышал. Ему хотелось, чтобы мирские читатели ощутили святоотеческий дух, которым еще недавно изобиловала Святая Гора. Аскетичный святогорский стиль его повествования, лаконичный язык как нельзя лучше подходят для описания того, что постигается сердцем. Именно преподобному Паисию удалось наиболее полно раскрыть образ старца Тихона, к которому он испытывал глубокое благоговение, почтение и благодарность. Эти воспоминания и открывают данный сборник.
4. Вторым по значимости жизнеописанием можно считать книгу иеромонаха Агафангела Иверита «Мои воспоминания об иеромонахе Тихоне», вышедшую в 1982 году. Она впервые была переведена на русский язык для настоящего сборника. Книга основана на оригинальном материале и почти не повторяет воспоминаний преподобного Паисия. В ней подробно описывается жизнь о. Тихона на Карули, впервые рассказано о его путешествии в Иерусалим и посещении скита Новая Фиваида, о встрече с митрополитом Никодимом (Ротовым), а в приложении опубликованы письма старца, которые можно отнести к 1955-1968 годам. Письма были написаны по-новогречески и также переведены для этого сборника.
5. За одним исключением они адресованы весьма известному на Афоне подвижнику о. Афанасию Ивериту и, несмотря на краткость, прекрасно дополняют воспоминания о старце и дают уникальную возможность услышать его живое слово, прикоснуться к тайне его души, стать общником сокровенных мыслей, которыми он делится со своим другом и сотаинником. Вместо сурового аскета с насупленными бровями перед нами предстает жизнерадостный человек с тонким чувством юмора. Глубокое богословское высказывание, от которого захватывает дух, соседствует у него с шутливой фразой. Долгое время книги преподобного Паисия и иеромонаха Агафангела были единственным источником сведений о старце и не переводились с греческого.
6. В 2011 году в Греции вышла книга «Из аскетического и исихастского предания Афона», которая включала и рассказы людей, знавших о. Тихона. В основном это воспоминания монаха Мелетия Капсалиотиса, представителя, как сейчас говорят старого Афона и хранителя исихастского предания святых отцов. В восемнадцать лет он стал учеником и послушником старца и жил с ним в келлии Честного Креста. Сейчас ему девяносто лет, он до сих пор подвизается на Капсале и сохранил удивительную ясность ума и юношеское остроумие, что свидетельствует о подлинно духовной жизни, так же, как и его нелицемерное смирение и терпение в скорбях (у старца огромная опухоль, но все упование он возложил на Бога и просит лишь молиться о нем). К сожалению, - пишет отец Серафим, - русский перевод книги отца Мелетия, сделанный в 2013 году, содержит множество досадных неточностей. Поэтому для данного сборника глава «Пустынник иеромонах Тихон» была переведена заново.
7. При подготовке книги мы, - говорит составитель, - встретились с монахом Мелетием, чтобы уточнить некоторые моменты, и он сообщил нам новые сведения, не оставляющие сомнений в святости великого афонского подвижника Тихона Русского. Этот уникальный материал также переведен и почти полностью вошел в настоящее издание под названием «Воспоминания о старце Тихоне Русском». Кроме того, в издание вошел рассказ архимандрита Григория (Зумиса), игумена монастыря Дохиар о его встрече с о. Тихоном в 1967 году. А еще в сборник включены описания тропинок, ведущих к каливе, где жил старец, самой каливы, архондарика и церковки Честного Креста, взятые из книги иеромонаха Исаака (Аталлаха) «Житие Старца Паисия Святогорца». Читателям будут интересны и заметки русского паломника, побывавшего на могилке старца Тихона.
***
Иеросхимонаха Тихона (Голенкова) почитают не только в России и на Афоне. Вот, к примеру, что говорил о нем митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий: «В этом старце, который шестьдесят лет прожил там, в пустыне, было столько смирения! У него язык был смесь церковнославянского, русского, греческого, это был какой-то эсперанто, на котором только и говорил старец Тихон, но душа... Его глаза мне не забыть! Такое смирение бесконечное, такая любовь, такая чистота души! Такая радость, которая осталась в моей душе от встречи со старцем Тихоном!» В настоящее время материалы к прославлению о. Тихона готовятся на информационном портале Горы Афон, где ранее приводились высказывания афонских старцев о том, что есть воля Божия канонизировать подвижников. Надеемся, - говорят издатели, что и наша книга послужит этому благому делу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Утреня с чином погребения Святой Плащаницы 3 мая 2024 года
Утреня с чином погребения Святой Плащаницы 3 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!