Таинства Церкви. Толкование Евангелия святыми отцами. Беседа с прот. Владимиром Волгиным

18 июля 2020 г.

– Сегодня протоиерей Владимир Волгин продолжает разговор о толковании трудных мест Евангелия. У нас вторая программа, посвященная этой очень сложной теме.

Отец Владимир, еще раз хочу Вас поблагодарить, что Вы решились говорить на эту очень сложную тему. Вы сказали, что будет несколько программ, памятуя о том, что несколько лет мы делали программы по таинствам Церкви. Надеюсь, эта тема тоже будет развиваться достаточно долго.

Очень интересной была прошлая программа. Я для себя сделала важные выводы; думаю, наши зрители тоже. Мы ждем продолжения.

– Вернемся к толкованиям Лопухина. Множество истолкований, о которых я говорил в прошлой передаче, очень поверхностные, неглубокие, не раскрывающие, по сути, смысла и сути Священного Писания. Это полное толкование Ветхого и Нового Заветов впервые было напечатано к празднованию 1000-летия христианства на Руси. Не это ли праздник для Руси? Швеция предоставила эти книги России в бесплатное пользование, это были как подарки. Кто-то, может быть, и продавал эти три тома; во всяком случае, мне несколько экземпляров достались совершенно бесплатно.

Удивленный толкованиями Лопухина, я задал вопрос об этом трехтомнике нашему духовному отцу, старцу архимандриту Иоанну (Крестьянкину): «Батюшка, как Вы относитесь к этому трехтомнику?» Он ответил: «Отец Владимир, лучше эти три тома держать на нижней полке книжного шкафа, чтобы никто не видел. Для каких-то научных познаний это, может быть, будет полезно». С тех пор у меня Лопухин на нижней полке и находится.

– Но Вы его прочитали?

– Невозможно такую галиматью читать. Некоторое время я читал заинтересованно, но увидел, что это разворовывает мою душу, а не созидает.

Один священник радовался некоему французскому богослову, толковавшему чудо, сотворенное Господом при ловле рыбы. Имеется в виду эпизод, когда Господь будущим апостолам сказал: «Закиньте снова сеть по правую сторону». До этого апостолы ловили всю ночь, но ничего не поймали, а теперь они едва вытащили сети, наполненные рыбой. Это ли не чудо Божественного Промышления? Так вот, этот французский богослов истолковывает это чудо следующим образом: Христос прекрасно знал географию Галилейского моря, знал место скопления рыбы, поэтому и сказал: «Закиньте сеть по правую сторону лодки и поймаете». Видно, они ловили по левую сторону.

– Очень легковесное толкование.

– Я просто удивляюсь. И достаточно серьезный священник радовался этому толкованию. Другие экзегеты, толковники вычищают (зачищают) Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета от чудес. Каким образом?

Израильский народ, выйдя из Египта и направляясь в землю обетованную, идет по пустыне. Это после того, как они перешли Чермное (Красное) море. Им хочется есть. Продуктов питания никто не продает. Армия Израиля большая. И вот Господь посылает им манну небесную. Она падала на землю каждый день, вплоть до субботы, а в пятницу евреи могли набирать для себя двойную меру пропитания, чтобы и на субботу хватило. Из манны они делали лепешки, которые были похожи по вкусу на ячменные. Этим израильский народ питался; это было основное питание на протяжении сорокалетнего путешествия еврейского народа в землю обетованную. Они так долго шли, потому что в процессе этого шествия часто отпадали от Бога. Господь раздражился на них и некоторые не вошли в землю обетованную, даже Моисей, великий пророк, который вывел еврейский народ из земли Египетской.

Так вот, некий богослов говорит, что это была вовсе не манна, которая падала с неба, а в пустыне произрастал кустарник тамариск, который покрывался белой жемчужной россыпью и был съедобен. Якобы этот сок тамариска и назвали в Библии манной небесной. Я попытался представить себе, как этот тамариск мог пропитать израильский народ, целую голодную армию. Думаю, израильтяне съели бы не только сок тамариска, но и сам этот кустарник.

Или эпизод, когда горькая вода обратилась Моисеем в сладкие источники вод. Горькую воду пить было невозможно, а народ погибал от жажды. Моисей бросил некое дерево в эту воду, и вода стала сладкой. Богослов свидетельствует, что Моисей знал способность некоторых деревьев обращать горькую воду в сладкую. Или источение воды из камня богослов толкует так, что Моисей знал, куда, по какому месту ударить камень, чтобы истекла вода. В общем, подобными несуразностями наполнены толкования; это люди, не верящие во всемогущество и чудеса Пресвятой Троицы.

Четыре Евангелия, четверица. Святые отцы говорят о том, что это не случайное число. Пророк Иезекииль видел таинственную колесницу в видении, в которой находились: один подобный человеку, другой подобный тельцу, третий – орлу и четвертый – льву. Надо сказать, что каждый из них стал образом одного из евангелистов. И это имеет свое истолкование святыми отцами. Так как евангелист Матфей раскрывал человеческую природу Христа, ему был присущ образ человека. Как мы помним, он начинает свое Евангелие с родословия Господа Иисуса Христа по человеческой линии. Да, он говорит о многих чудесах, связанных со Христом, но в основном говорит о человеческой природе Христа, не забывая, конечно, Его Божественную природу.

Евангелисту Марку приставили эмблему льва… Сделаю некое отступление. Помню, митрополит Антоний (Блум), разуверившись в жизни и думающий о самоубийстве (уходе из жизни насильственным образом), однажды услышал проповедь некоего старца, приехавшего к ним в гимназию и говорившего о несовместимых с жизнью вещах этого мира. Он говорил о нищете, когда мир стремился к богатству. Он говорил о целомудрии, высокой нравственной жизни, когда мир катился по пути к разврату. Это его настолько удивило, потрясло, что он решил на всякий случай прочитать Евангелие. И выбрал самое короткое, чтобы особенно не утруждать себя чтением. И он свидетельствует, что когда читал Евангелие от Марка, почувствовал по другую сторону стола Христа; он как бы узрел Его образ своими духовными очами. С тех пор он стал верующим человеком. Это опыт человека, ставшего потом монахом, митрополитом, очень известным богословом Русской Православной Церкви.

Поэтому для тех людей, которые не читают или не читали Евангелие, но ищут веры в Господа Иисуса Христа, рекомендация: прочитайте самое короткое Евангелие от Марка, и, думаю, каждый убедится в том, что Господь Иисус Христос был, есть и будет.

Евангелист Марк повествует о силе и мощи Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, о Его мгновенных чудесах, совершаемых Им как власть имеющим, Который показал в Своем образе, в Своей жизни могущество Божественной природы.

Евангелист Лука – врач; образ тельца. Он показал священническое служение Христа, принесшего Себя ради спасения людей в жертву. Как тельцов в Ветхом Завете приносили в жертву и кровью омывали, защищали человека от грехов, от власти дьявола, так Христос через принесение Себя в жертву защитил человечество, дал возможность защититься от погибели, от ада.

Три первых евангелиста, которых я перечислил, относятся к синоптикам, они написали синоптические Евангелия. Эти Евангелия повествуют о земной жизни Христа, Его Богочеловеческой природе и в основном о проповеди Христа в Галилее.

Четвертое Евангелие стоит особняком; оно называется у нас духовным Евангелием. Как орел очень высоко парит над землей, так евангелист Иоанн возвысился духовно над этим миром, познав тайны Божества своего возлюбленного Учителя, Который в равной степени отвечал любовью по отношению к Иоанну Богослову. Сам Иоанн Богослов очень скромно, ненавязчиво свидетельствует, что он был любимым учеником Христа. Возлежавший у груди Христа во время Тайной Вечери, он вопросил Христа: «Кто предаст Тебя?»

Евангелист Иоанн Богослов повествует преимущественно о проповеди в Иудее – сердцевине израильского народа, среди носителей веры в Истинного Бога, но так и не нашедших ее. Об этом тоже евангелист Иоанн Богослов в своем Евангелии свидетельствует: Пришел к своим, и свои Его не приняли. Вот трагедия израильтян, трагедия еврейского народа, восклицавшего: «Кровь Его на нас и на детях наших. Распни, распни Его!» Среди этого народа Господь Иисус Христос совершил множество чудес: исцеления, воскрешения, очищения от проказы, изгнание бесов и многое другое. И этот народ так бесстыдно, так неблагодарно кричал о том, чтобы Господа Иисуса Христа распяли на кресте как последнего разбойника.

Четверица. Таинственная колесница Иезекииля: четыре ангела в разных видах. Четыре стороны света. Ведь Евангелие было проповедано и проповедуется по всему миру, на четыре части света. Четыре стихии природы: вода, огонь, земля, воздух. Четыре разных ветра, дуновения которых мы испытываем и во время тихой погоды, и во время бурной погоды. Четыре конца Креста Господня, тоже указующие на многое. С одной стороны, вертикальная перекладина, которая ведет человека к небу из земли, от плотского человека до небесного человека. С другой стороны, это распространение проповеди по всей Вселенной, на все четыре стороны света.

Видите, как таинственно и как глубоко. Божественное избрание именно четырех евангелистов, написавших о Христе, о Его жизни, Его проповеди.

Еще сделаю один акцент. Евангелие переводится на русский языка как «Благая Весть». О чем? О том, что приблизилось Царствие Божие. Господь пришел искупить первородный грех. Доселе Царствие Божие было закрыто для каждого из нас, даже для святого человека. Евангелие написали разные люди, но это одно и то же Евангелие, потому что это благовестие было от Христа, принесенное Христом, но зафиксированное евангелистами. Поэтому и названы они: Евангелие от Марка, Евангелие от Матфея, Евангелие от Иоанна, Евангелие от Луки.

Двое из евангелистов – Матфей и Иоанн Богослов – видели Христа. Один из двух других евангелистов был учеником апостола Петра, другой – учеником апостола Павла. Некоторые задаются вопросом, почему же существует некоторая разница в изображении одних и тех же событий. Да потому, что ты видишь одним образом, другой – по-другому, а третий видит совершенно по-иному. Даже если художники будут рисовать портрет одного человека, получится у всех по-разному. Наверное, на этом сегодня закончим нашу передачу.

– С огромным нетерпением буду ждать нашей следующей беседы, потому что мне очень интересно. Я уже неоднократно говорила, что благодарна Вам за программы о Божественной литургии, потому что я по-другому начала воспринимать литургию, по-другому, более осознанно, в ней участвовать. Думаю, теперь и к чтению Евангелия мы будем относиться по-другому.

Батюшка, меня очень просили передать Вам поклон, пожелать доброго здоровья и спросить, как Вы себя чувствуете.

– Слава Богу! Во славу Божию!

– Думаю, все зрители успокоились. Спасибо! До следующей встречи!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 31 октября: 03:00
  • Суббота, 31 октября: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​