Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

17 февраля 2024 г.

Сегодня протоиерей Владимир Волгин, настоятель храма в честь Софии Премудрости Божией, что на Софийской набережной, продолжает свои беседы.

– Прежде всего я хочу поздравить дорогих наших телезрителей, братьев и сестер, с великим христианским православным праздником Сретения Господня. Мы его праздновали два дня назад, тем не менее этот праздник оставляет след в нашей жизни на очень долгое время.

Напомню это событие, связанное с удивительным чудом. Один из семидесяти толковников Священного Писания Ветхого Завета переводил на греческий язык Книгу пророка Исаии. Пророк не мог ничего сказать от себя, поэтому убежденность и сила слова сохраняются в его словах. Но когда Симеон столкнулся со строчкой: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14), – он засомневался, как Дева может родить Сына. Он вычеркнул слово «Дева» и написал «Жена». Из-за того что Симеон усомнился в этих пророческих словах, ему было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока сам не увидит Сына, рожденного от Девы.

По преданию, Симеон Богоприимец (Богоприимец он потому, что принял Бога на руки свои) жил 360 лет в ожидании исполнения пророчества. Когда Богомладенца Иисуса Христа принесли в храм, чтобы посвятить Его Богу, туда же, по наитию Духа Святого, пришел Симеон Богоприимец. Младенца Христа принесли в храм Пресвятая Богородица и Иосиф, ее мнимый муж. Почему мнимый? Потому, что Иосиф исполнял миссию мужа только духовно, а по плоти они не жили вместе. Мы прекрасно знаем, что Пресвятая Дева Богородица зачала не от Иосифа, а от Духа Святого.  Архангел Гавриил сказал Марии: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35).

Тем же Духом Святым Симеон Богоприимец был направлен на встречу со Святым семейством. Тем же Духом Святым он познал, что это именно Тот, о Котором он знал через Книгу пророка Исаии. И Духом Святым Симеон был утвержден в том, что Пресвятая Дева родила, не познав мужа.

Будучи 360-летним старцем, Симеон взял Младенца на руки и произнес те величественные, замечательные слова, которые мы слышим во время вечернего богослужения в церкви: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

Ведь подвиг Иисуса Христа заключался в том, чтобы спасти сначала богоизбранный народ. Но, к сожалению, иудейский народ не принял Христа. Как и до сих пор многие из израильского народа не принимают Христа.

Произнеся такие замечательные слова, Симеон отошел и почувствовал, что силы его оскудевают. И в этот же день он предал душу свою Господу.

Вот мы стремимся к долгожительству, а праведный Симеон Богоприимец, видимо, уже устал от жизни. Мы встречаем порой глубоко пожилых людей, уставших от жизни. Может быть, они и не хотят смерти, как и все мы этого не хотим. Мы хотим продолжения жизни в жизни будущего века, где нет старения (я сейчас говорю условно), где мир обновляется, любовь не оскудевает, а умножается. Блаженство, которое испытывают праведники, безусловно, не может сравниться ни с какой радостью, ни с каким счастьем в этой земной жизни. Здесь все радостные моменты проходят, исчезают, вместо них появляются какие-то темные страницы; и так все перемежается. Но такого счастья, блаженства, к которому все мы призваны, никто не испытывает в этой земной жизни.

Я хотел бы пожелать всем нам стать в конечном итоге богоприимцами. Ведь цель христианской жизни, по слову преподобного Серафима Саровского, заключается в стяжании Духа Святого. А это, если хотите, и есть богоприимство. Потому что Духом Святым Святая Троица основывает в чистой и светлой душе человека Свою обитель, и человек становится богоносцем. Такой человек уже не может укрыться от людей, потому что свет, который заключен в его душе, выплескивается на окружающих людей.

Поэтому желаю всем нам быть стяжателями благодати Духа Святого и стать в своем роде богоприимцами. Поздравляю всех!

– Спасибо большое, отец Владимир! Сердечно благодарю за такие теплые, назидательные, очень приятные и глубокие слова. Теперь продолжим нашу беседу.

– В прошлый раз я очень конспективно обозначил основные (но далеко не все) вехи общественного служения Иисуса Христа. Я думаю, нужно чуть-чуть внести пояснение. Конечно, это напрямую не относится к толкованию Священного Писания Нового Завета, тем не менее это касается жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И я хочу напомнить о событиях, связанных с жизнью Господа, которые произошли две тысячи лет назад.

Господь Иисус Христос выходит на общественное служение. Этот период включает в себя время от 30-летнего возраста Христа до первой пасхи. Каковы же события этого периода?

Иоанн Креститель свидетельствует о Господе Иисусе Христе. Иоанн выходит на реку Иордан, к нему стекаются очень многие люди из Иерусалима и других местностей, чтобы принять от него крещение, и он, обращаясь к ним, говорит: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния (Лк. 3, 7–8). Ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2).

У читающих Священное Писание может возникать недоумение в связи со словами, что приблизилось Царство Небесное, Царство Божие. Как приблизилось? Его что, не было раньше? Оно было, но было закрыто для любого человека в связи с первородным грехом Адама и Евы. Они не послушались Господа, запретившего им вкушать плоды от древа познания добра и зла, забыли об обещании Господа, что, если вкусят, станут смертными. Ибо заповедал Господь: от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 17). Они искусились, поддались соблазну змея-искусителя, дьявола, который сказал Еве: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3, 4–5).

По всей видимости, дух тщеславия, гордыни, стремления к превосходству оказался и в душе Адама и Евы. В современном мире (да и не только) многие дети хотят превзойти своих родителей в талантах, образовании и так далее. Вот так Адам и Ева захотели, как и дьявол, сравниться с Господом, Который их сотворил. Поэтому они не удержались, сорвали плод с древа познания добра и зла.

Господь спросил их, не вкушали ли они от этого древа. Он протянул руку помощи Адаму и Еве и оставил бы их в раю, если бы они исповедовали свой грех и покаялись в нем. Но, к сожалению, Адам и Ева отринули эту помощь. На вопрос Бога ответил сначала Адам, и, мне кажется, звучит великая дерзость в его ответе: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 12). Адам говорит как бы с упреком, с дерзостью: дескать, Ты Сам виноват, Господи, потому что жена, которую Ты дал мне, дала вкусить от этого древа. Когда Господь обратился к Еве, она свалила вину на змея. Они были изгнаны из Царствия Божьего. С тех пор врата в Царствие Божие были закрыты.

Господь Иисус Христос, Сын Божий и Сын Человеческий, пришел для того, чтобы искупить этот грех и снова открыть врата в Царствие Божие для падшего человечества. Ведь люди, несмотря на всю свою святость и праведность, не могли в то время стать гражданами Царствия Божьего. Господь совершил подвиг искупления, пригвоздив ко кресту первородный грех человеческий; вознесшись на небеса, Он снова открыл врата в Царствие Божие.

Поэтому Иоанн Креститель (а вслед за ним Христос), обращаясь к народу, говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». Какой путь в Царствие Божие? Путь покаяния. Только через путь покаяния мы можем стать гражданами Царствия Божия. Не об исповеди я сейчас говорю, а именно о покаянии. Например, человек понял, что является блудником, и с этого времени больше не совершает этого греха. Или человек раскаивается в том, что он вор, и возвращает то, что своровал. Если не почитал родителей своих, то отныне будет почитать всеми силами своей души. Напоминаю, что эта заповедь с обетованием, ибо сказано: почитай отца твоего и мать, да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.

Уже не говорю о любви к Богу, Творцу всей Вселенной и всех нас, и о любви к человеку – это основная заповедь, которая нас приближает к Богу, сокращает расстояние между человеком и Богом. Не говорю и о других заповедях: не лжесвидетельствуй, не завидуй… Особенно сейчас, в современном мире, к сожалению, страсть зависти доминирует в душе человека. Мы завидуем благополучию друг друга, забывая о том, что единственным Подателем благополучия является Господь. А Господь благотворит только к тем, кто Его любит и исполняет волю Его.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать