Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

9 декабря 2023 г.

Сегодня в нашей передаче принимает участие протоиерей Владимир Волгин, и мы записываем программу в храме Софии Премудрости Божией, что в Средних Садовниках, настоятелем которого является отец Владимир. Храм находится на Софийской набережной, напротив Московского Кремля. Это один из самых красивых храмов Москвы. Он был построен в XV веке (может быть, даже и раньше), сначала был деревянным, в XVII веке был перестроен в стиле московского барокко, который так любил царь Алексей Михайлович. Очень красивый, дивный храм. Здесь вы увидите огненные языки, иногда их называют кокошниками.

Особенно примечателен храм своей колокольней, которую построил в XIX веке очень известный архитектор Козловский. Эта колокольня перекликается с архитектурой Московского Кремля, построена в русско-византийском стиле, у нее три яруса и замечательный храм внутри колокольни в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

Надеюсь, вы обязательно найдете время прийти в этот храм в воскресный день, потому что по воскресеньям здесь служит сам отец Владимир Волгин, и у вас будет удивительная возможность присутствовать на литургии, которую он возглавляет.

Храм охраняется государством как памятник архитектуры федерального значения. Сейчас в храме восстановлены росписи, которые были замазаны, уничтожены после войны. Как ни удивительно, росписи храма осуществлялись до войны, после революции, не менее знаменитым живописцем графом Комаровским. Сейчас часть икон, принадлежащих кисти этого замечательного иконописца, тоже восстановлена.

Так что с большой радостью и удовольствием приглашаю всех в этот храм. Я совсем чуть-чуть рассказала о нем, потому что формат нашей передачи не позволяет мне говорить больше, но, уверяю, вы получите настоящее удовольствие и от архитектуры храма, и от отношения к прихожанам. Здесь открыта трапезная. При храме есть лавка «София», где можно найти замечательные подарки для близких к Новому году и Рождеству. Еще раз приглашаю всех в храм Софии Премудрости Божией, который находится напротив Кремля, на Софийской набережной.

А сейчас, батюшка, начнем нашу беседу.

– Я поразился, как много существенного Вы рассказали в своем кратком слове о нашем храме Софии Премудрости Божией и о колокольне, которая является доминантой архитектуры и перекликается с Кремлем...

Прежде всего хочу поздравить всех с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. Все люди сейчас образованные, очень много книг при церквях распространяется среди прихожан, и та информация, которую я вкратце изложу, безусловно, всем знакома.

Иоаким и Анна решили посвятить младенца, который у них родится, Богу. Обычно, когда младенцу исполнялось два года, его приносили в храм для посвящения Богу, чтобы он проживал при храме до некоторых пор. И вот Иоаким и Анна, по обету, привели Марию к храму. К храму вела лестница в пятнадцать ступеней. Пресвятая Богородица, будучи трехлетней, очень легко взобралась на эти пятнадцать ступеней и была вселена в храмовую обитель. Она часто пребывала во Святая святых – таинственное, особо почитаемое и обладающее особой святостью место, куда даже священники не могли входить, только один раз в году могли входить первосвященники для каждения. А Пресвятая Богородица очень часто пребывала во Святая святых. И мы знаем, что Пресвятая Богородица часто кормилась из рук ангелов. Она все время пребывала в молитве.

Опираясь на свой личный опыт, могу сказать: когда я ощущаю штиль в голове, в своем сердце и нет ни одного помысла, ни одной мысли, тишина полная, я начинаю Иисусову молитву – и тут же обрушивается шквал разных помыслов, воспоминаний и многого другого, что совершенно не касается христианской жизни. Это мечты о каком-то будущем, о том, что не состоялось, воспоминания каких-то бесед, событий. Все понимают, о чем я говорю. Наверняка внимательные люди в той или иной степени испытывали то же состояние, что и я. Только святые люди были избавлены от этого благодаря воздержанию и нахождению в течение многих лет в тишине, в молитве, когда сердце наполнено только Богом, только молитвой. Для них не было ничего ближе, чем соединить свою душу с Богом.

Приведу пример человеческих отношений: когда любящие друг друга люди находятся в разлуке, у них мысли только друг о друге. То есть любимый человек всегда находится в сердце.

Так вот, такое знаменательное событие произошло с Пресвятой Богородицей, Которая в будущем станет Матерью Бога. Потом произойдет Благовещение, когда Архангел Гавриил благовестит Ей прекрасную, удивительную весть, что Она станет Матерью Бога. Это же невозможно представить простому человеку! И Пресвятая Богородица удивилась: как будет это, когда Я мужа не знаю? Архангел сказал: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35).

Событие Введения Пресвятой Богородицы во храм мы переживаем с особым духовным настроем. Сравнивая свою жизнь (да простит меня Господь) с жизнью Пресвятой Богородицы, я думаю: «А вошел ли я в храм?» Я служу в храме и совершаю, по милости Божией, Божественную литургию, но вошел ли я в то состояние души, духа, в котором находилась Пресвятая Богородица? Ведь с какой радостью Она взошла на эти пятнадцать ступеней! И Она пребывала в таком состоянии духа и души, что постоянно углублялась в молитву и созерцание Бога.

– То есть для нас главный смысл праздника – в каком состоянии мы входим в храм?

– Конечно. Нужно анализировать, что еще нужно побороть, удалить, подшкурить в своей душе, чтобы соответствовать тому служению, в котором ты находишься, находясь в храме. Мы все приходим в храм, находимся на богослужениях, на Божественной литургии, причащаемся Святых Христовых Таин. Но важно проверить, как глубоко мы находимся в храме. Когда мы входим в храм, перестает ли мир нас касаться и тревожить? Как глубоко мы бываем сосредоточены на Господе, к Которому должна стремиться каждая душа?

Ведь не случайно в декалоге (десяти заповедях Божиих) первая заповедь – возлюбить Бога всем сердцем, всем помышлением и всей крепостью своей души, а уже потом возлюбить ближнего, как самого себя.

Желаю всем нам возлюбить Бога всем сердцем, всем помышлением и всей крепостью души. И тогда, думаю, мы испытаем на себе многие благодатные дары, которые испытывали святые, прославляемые нашей Православной Церковью.

Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что те люди, которые думают о монашестве, не представляют, какие скорби, какие состояния, какие мучения испытывает душа, которая посвящает себя Богу. Но если бы мир знал, какое блаженство, какую радость испытывает душа, переступив через порог монастыря, тогда весь мир стал бы монастырем.

– Я как-то снимала фильм об одном из монастырей и беседовала с одной монахиней. Она большая молитвенница, давно в монашестве. И она сказала: «Знаете, монашество – это хорошо, но схима – это блаженство». И через какое-то время она приняла схиму, стала схимонахиней, схимницей. Это в подтверждение Ваших слов.

– Мне это не грозит, потому что я отношусь к белому духовенству, у меня есть замечательная матушка, которая является моей схимой...

В прошлый раз мы говорили о начальной проповеди Иисуса Христа: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Откровенно говоря, многие годы, читая Евангелие, я никогда не обращал особенного внимания на эти слова. Я понимал, что нам нужно каяться, но я не ощущал и не понимал того тонкого момента и той связи, что приблизилось Царствие Божие, но для тех, кто приносит покаяние. Покайтесь – вот что необходимо нам для спасения.

Конечно, у нас есть сопутствующие средства: молитва, Божественная литургия, исповедь, причастие. Исповедь – это и есть покаяние. Только после исповеди, если мы достойным образом и глубоко исповедовались священнику в своих грехах, для нас действительно приблизится Царствие Божие. Бывают разные искушения в душе, но тот человек, который принес искреннее и глубокое покаяние, после Причастия испытывает какую-то особую радость, особое блаженство, особую легкость, он как бы начинает парить над этим миром, устремляясь вверх, к небу, к Царствию Божьему.

Господь Иисус Христос проповедовал три года. В 30 лет Господь вышел на проповедь. Почему же Он не выходил на проповедь раньше? Потому, что по иудейскому закону только в 30 лет человек мог стать учителем... Покайтесь – самый главный ключ к Царствию Божьему.

Так вот, Господь Иисус Христос в 30 лет вышел на проповедь, а в 33 года был распят. Важно, что Господь был на земле, был с нами и проповедовал слово Божие, говорил нам, как возможно спастись. За три года Он совершил огромное количество чудес в этом мире. В Евангелии от Иоанна сказано: если перечислять все чудеса, которые Господь Иисус Христос совершил, и самому миру не вместить бы написанных книг (см. Ин. 21, 25).

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 мая: 03:00
  • Суббота, 11 мая: 13:00
  • Среда, 15 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать