Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

2 декабря 2023 г.

Сегодня протоиерей Владимир Волгин, настоятель храма Софии Премудрости Божией, что в Средних Садовниках города Москвы, и храма Трех Святителей в поселении Воскресенское, продолжает свои беседы.

– Мы уже много говорили и о Пресвятой Богородице, и о Рождестве Господа нашего Иисуса Христа, и о Благовещении. Очень скоро мы подойдем к теме толкования святыми отцами Священного Писания Нового Завета. Человеку, не углубляющемуся в значение смыслов евангельских текстов, кажется, что все понятно. На самом деле существует множество томов толкований Священного Писания Нового Завета, Евангелий разными святыми отцами. Безусловно, мы не будем разбирать огромное количество толкований святых отцов, но будем останавливаться на каких-то центральных моментах Священного Писания Нового Завета. И я думаю, наше содружество поможет нашим слушателям и телезрителям хотя бы отчасти понять Священное Писание Нового Завета, Евангелие.

– Мне кажется, это очень актуально сегодня. Потому что многие современные режиссеры, литераторы, представители различных творческих профессий так или иначе обращаются к теме Христа, к теме Евангелия, но начинают трактовать что-то по-своему, как то или иное художественное произведение. Но это две большие разницы – толковать Евангелие и толковать того же Достоевского, к примеру, или Льва Толстого.

– Конечно. Хочу напомнить, что Вселенский Собор (не помню, Пятый или Шестой) постановил для всех священнослужителей, кто произносит проповедь на тему Священного Писания, основываться только на толковании святых отцов. Никакой отсебятины.

Я наверняка говорил о трехтомнике толкований Лопухина, когда совершенно произвольно толкуются, допустим, заповеди блаженств. Я не буду повторять эти толкования, но они несуразны и не соответствуют глубине Священного Писания, которое написано Святым Духом. Только святые отцы, которые были движимы Святым Духом, могли истолковать все непонятные места Священного Писания.

– Причем Лопухин был очень популярен в свое время, и его книги издавались большими тиражами. По-моему, даже сейчас их можно купить.

– В 1988 году, в год празднования 1000-летия Крещения Руси, шведское издательство достаточно большим тиражом выпустило трехтомник «Толковая Библия» Лопухина и подарило безвозмездно Русской Православной Церкви. Вот так и распространился этот трехтомник.

В свое время отец Иоанн (Крестьянкин), которому я сказал о том, что мы приобрели трехтомник Лопухина, сказал, что этот трехтомник нужно иметь как справочное пособие и лучше держать на дальней полке, чтобы как можно реже к нему обращаться. Вот мнение, а лучше сказать, прозорливое суждение старца отца Иоанна (Крестьянкина)...

В прошлой нашей беседе мы рассказали о том, как родился Господь Иисус Христос. Такое торжество отметили волхвы, принеся Господу Иисусу Христу дары: золото, ладан и смирну. Пастухи, простые, безграмотные люди, которым ангелы возвестили радостную весть о рождении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, тоже пришли и поклонились Христу. Волхвы, известные мудрецы, и простые, безграмотные люди крестьянского происхождения пришли восславить Рождество Иисуса Христа. В прошлый раз я уже говорил, что, в общем-то, это образ нашей православной христианской религии, которая обнимает все слои населения, от безграмотных до самых образованных людей.

Мы знаем, что очень многие ученые веруют в Бога. Правда, я встречал записи некоторых лауреатов Нобелевской премии, пытавшихся доказать, что Бога нет. Совсем недавно я говорил с одним ученым, очень много знающим, который тоже углублен в вопрос, почему, собственно, некоторые светила науки отрицают существование Бога и много ли таких.  Оказалось, таких всего десять процентов. Мне очень радостно, что и просветленные умы какими-то своими путями так или иначе приходят к вере в существование Бога. Мы, слава Богу, не сомневаемся в этом.

Итак, христианство – и для образованных, и для необразованных людей; для совершенно разных сословий человеческого общества.

Христос родился, Христа восславили. Христос воспитывался у Иосифа, мнимого отца, который, несмотря на царское происхождение, занимался древоделанием, был плотником. Пресвятая Богородица была из рода Аарона. Но, несмотря на такие знатные сословия, они жили очень скромно и воспитывали родившегося Господа Иисуса Христа. Пресвятая Богородица все то, что говорили о Христе священники, первосвященники и люди разного образа жизни, слагала в сердце Своем, как написано в Евангелии. Она все запоминала, все анализировала и, просвещенная Духом Святым, делала правильные выводы из всего того, что видела в Своем Сыне Господе Иисусе Христе, чтобы потом поделиться этим сокровенным знанием со всем миром.

Мы знаем, что жизнь Иисуса Христа была прикровенна, сокровенна до 30 лет. Казалось бы, Сын Божий, но тогда в Нем с особой яркостью не проявлялось это Богосыновство. Но это не случайно. Во-первых, по закону иудейскому только человек, вступивший в зрелый возраст (а в Израиле зрелым считался возраст 30 лет), мог выйти на проповедь (если он имел что-либо сказать о Боге, о жизни, о смысле жизни). По особому Промыслу Божиему и по иудейским законам Господь Иисус Христос не являл Себя миру.

Только в одном случае Он явил Себя миру. Иосиф и Пресвятая Богородица вместе с Господом Иисусом Христом пошли в Иерусалим на празднование Пасхи. Как мы читаем в Евангелии, когда они возвращались обратно, не обнаружили Господа Иисуса Христа, думали, что Он идет с другими. Ему было тогда 12 лет. Они стали искать Его и нашли в храме иудейском, где Он беседовал с образованными в области веры людьми: книжниками, законниками, фарисеями. Отрок Господь Иисус Христос поражал их Своими знаниями, Своей просвещенностью. Некоторые из них знали, что Он сын Иосифа, и удивлялись Его разуму, который покорял старцев. Пресвятая Богородица обратилась к Иисусу Христу, сказав: «Мы Тебя искали...» На что Господь Иисус Христос ответил: Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему (Лк. 2, 49).

Тогда в первый раз Он намекнул, чей Он Сын: не только Сын Пресвятой Богородицы, но и Сын Божий. Только в 12 лет Он в первый раз явил Себя как Богочеловек, не открывая того предназначения, которое Ему нужно было исполнить в этой жизни. И только через восемнадцать лет, в 30-летнем возрасте, Господь Иисус Христос выйдет на проповедь.

Кроме этого момента жизнь Иисуса Христа была сокрыта. Думается, это был особый Промысл Божий, оберегающий Христа от врагов, которые, как Ирод, могли искать души Богомладенца, Богочеловека, чтобы не совершилось дьявольского действа преследования Христа и, может быть, насильственной смерти над Ним...

В 30-летнем возрасте Господь Иисус Христос выходит на проповедь со словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». Очень важные слова. Уже в самом начале Господь дает ключ, ведущий к Царствию Божьему; ключ, который может открыть для нас Царствие Божие. Что же это за ключ? Ключ, связанный с покаянием. «Покайтесь». В чем? В своих грехах. Но покайтесь так, чтобы больше их не повторять, – и тогда Царствие Божие приблизится. Только тогда, когда будешь очищен от своих грехов, когда с помощью Божией преодолеешь в себе страсти, ты сможешь стать достойным гражданином Царствия Божьего.

– Огромное спасибо!.. Ждем следующих бесед, следующих передач.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 02 марта: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать