Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

18 ноября 2023 г.

Сегодня отец Мелхиседек продолжит отвечать на ваши вопросы.

– Дорогие телезрители увидели новый формат: мы находимся в каминной. По сообщениям Гидрометцентра, в ближайшие две недели солнца и тепла не намечается, поэтому светите и грейте самостоятельно. Что мы и решили сделать, чтобы вы, глядя на живой огонь, чуть-чуть согрелись душой и телом. Кстати, на горящий огонь, текущую воду и на то, как работает другой человек, можно смотреть бесконечно...

– Первый вопрос: «Правда ли, что Христос исполнял все заповеди?»

– Да, правда. Все. Послушлив быв даже до смерти, делает акцент апостол Павел. И Господь о Себе сказал: Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин. 10, 17–18). То есть самопожертвование было даже до смерти.

Что такое любовь? Любовь – не только чувство; любовь – это прежде всего действие. В данном случае действие заключалось в отдаче самой жизни. Господь говорит: заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 13, 34). А Он возлюбил до смерти.

Сейчас люди говорят, что им не хватило терпения. Проживут пять, десять, двадцать лет в браке, а потом говорят: «Мое терпение лопнуло». Но надо настраиваться на всю жизнь; ты за человека должен жизнь отдать.

В таинстве Венчания есть слова: «пока смерть не разлучит». А люди поспорили из-за дачи, или машины, или вообще неизвестно из-за чего – и всё, терпения нет. Господь жизнь отдал, а мы потерпеть не можем. Сказано: друг друга тяготы носите (Гал. 6, 2).

– Следующий вопрос: «Живу в Швеции, причащаюсь в лютеранской церкви, поскольку ближайший православный приход очень далеко. Считается ли это причастие действительным?»

– Нет. У нас нет евхаристического общения. Лучше причаститься два раза в год (на Рождество и Пасху), съездив в ближайший православный приход. Как далеко? Это Европа. Кругом автобаны...

– Вопрос: «Как нужно себя вести после причастия?»

– Старец Амвросий говорил: «После причащения читайте Евангелие от Иоанна, Апокалипсис или Послание к Ефесянам; все они таинственные». Причастие, когда человек находится в благодати, будет помогать познавать Священное Писание. Совет старца Амвросия в том, чтобы, пользуясь моментом особой благодати, дальше углублять свое христианство. То есть не надо сразу устраивать обеды, пикники...

– А именно так и получается.

Не хлебом единым жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Дорожи этим временем. Тебе дали свечу, фонарь – узнай, как дальше идти.

– То есть прочитать хотя бы несколько глав?

– Мысль такая: побыть под благодатью Причастия как можно больше времени, насколько от тебя зависит. К примеру, если женщина – мама, она причастилась и идет в семью готовить, кормить...

– Стирать, убирать.

– Нет; в воскресенье мы не стираем, не убираем. Все-таки нужно попробовать откинуть все рабочие дела, совещания и сделать этот день днем души, но не днем тела.

– Вопрос: «Как бороться с зависимостью от ставок на спорт?»

– Надо понимать, что всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34). Здесь работает такой закон: сколько заработаешь – столько и проиграешь. Поэтому это иллюзия, что на ставках можно что-то заработать. Русская поговорка говорит: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». А тут захотелось заработать, не работая. В этом уже грех. Надежда, ничего не посеяв, что-то пожать. Но это иллюзия.

– В продолжение темы вопрос: можно ли покупать лотерейные билеты, играть в «Спортлото» и так далее?

– Лотерейный билет, наверное, можно купить. Если вдруг что-то выиграешь, потратить на добрые дела.

– Когда речь идет о ставках, как правило, это уже игромания, которая ничем хорошим не заканчивается, начинают всё из семьи тащить.

Следующий вопрос: «Как не "геройствовать" (в кавычках) новоначальным христианам?»

–  В Священном Писании есть такие слова: «Обретший друга обрел сокровище» (см. Сир. 6, 14). «Своя воля и учит, и мучит – сначала помучит, потом чему-нибудь научит». У новоначального христианина обязательно должны быть друзья, которые предостерегут от крайностей.

К примеру, человек хочет сдать на права. Прочитал инструкцию, прочитал про движок, прочитал о правилах дорожного движения, но ездить без инструктора он все равно не может. Если он сядет в машину и скажет: «Я все понял, все знаю, надо просто ездить по правилам», – обязательно куда-нибудь врежется.

Хорошо, когда есть священник, с кем можно посоветоваться (и надо придерживаться его совета), друзья-христиане, которые что-то подскажут. В основном какие у людей проблемы? Пост, или необщительность, замкнутость в общении, или неряшливость в одежде, или семья побоку. Все это крайности. Старец отец Иоанн (Крестьянкин), с которым я имел счастье лично общаться и о котором написал небольшую книжечку «Всероссийский духовник», говорил: «Найдя Христа и Церковь, начав воцерковляться, ничего резко не меняйте во внешнем…» Обычно как происходит? Женщина надевает платок, перестает краситься, за собой ухаживать. То есть была леди, стала «монашкой»…

– И муж заброшен. Очень часто так бывает.

– Через год, два – развод, потому что муж нашел другую. А кто виноват?..

Надо иметь внутренний мир. Пока я не пришел к вере (до 17 лет я никакого отношения к вере не имел), был поиск, чему посвятить свою жизнь. Когда я прочитал Евангелие, все открылось. Но это длинная история. И я сам себя спрашивал: «Павел, с чего должно начаться твое христианство? Вот ты надел крест. С чего начать?» И первая мысль: перестать ругаться матом.

– А Вы ругались?

– Конечно. Но при девушках, при одноклассницах – никогда. То есть внутренне надо меняться. Христианство начинается с внутреннего: с мыслей, посылов.

– Вопрос: «Как правильно преодолевать трудности в семье?»

– Терпение, терпение и еще раз терпение. Друг друга тяготы носите. Я молодоженам и семейным людям говорю: как не бывает рыбы без костей, так не бывает человека без недостатков. Мы кости у рыбы выплевываем, мясо съедаем. Мы не рассматриваем кости, не делаем на них акцента. Ты прощаешь ее медлительность, она прощает твое сумасбродство. Ты прощаешь ее неряшливость, она прощает твою гордость и вспыльчивость. Все время друг другу приходится что-то прощать.

Всегда надо ставить себя на место другого человека. Если это твоя половина и ты ее обижаешь, получается, сам себя обижаешь. Кто-то из мудрых людей сказал: победа над близким человеком – это твое поражение. Ты перекричал, переубедил, перетащил на свою сторону. Доволен? А на душе кошки скребут. Да, тебе уступили. Почему уступили? А что с дураком спорить, бодаться? Всегда надо стараться прийти к общему решению. Не получилось сразу – значит, потерпеть.

У меня есть друг – Владимир Горбик, замечательный композитор, дирижер классического симфонического оркестра. Он был регентом на лаврском подворье. Они с супругой (кстати, они вместе 30 лет) как-то были у меня в гостях, и я спросил у них секрет счастливой семейной жизни. И он мне сказал потрясающую вещь, я таких советов еще не слышал. Он супруге уступал во второстепенных вопросах, в мелочах давал ей право выбора, чтобы она решала: например, какие шторы купить, куда поехать, что приготовить. Но когда дело касалось вопросов серьезных, настаивал на своем. Уступчивостью в мелких вопросах он зарабатывал банк доверия. И жена уже не могла сказать: «Все время по-твоему». Какая мудрость!..

Я потом этим советом воспользовался. Когда я уезжал из Оптиной пустыни в Москву, отец Леонтий Никифоров, знаменитый батюшка, который прослужил 60 лет на одном месте (в селе Нижние Прыски, рядом с Оптиной), мне сказал: «Запомни, бабушки любят послушных батюшек. Слушай всех, а делай то, что Бог велит».

Например, у нас в храме недавно было голосование. Наш регент, идя вечером в храм на всенощное бдение, упал на брусчатку и сильно разбился (три шва накладывали). Когда сейчас (особенно ноябрь, декабрь) идешь на вечернюю службу, уже очень темно. И мне пришла мысль, почему бы всенощную не сделать в 16 часов, когда еще светло. Мне показалось, что это во всех отношениях удобно (сейчас не буду перечислять, в чем удобство), и это решение я отдал на совет. Попросил всех оставить в свечном ящике бумажки, выбрав время, которое удобно: 16 или 17 часов.

Когда мы подвели итог, за 16 часов проголосовало в два раза больше людей. Это голос народа, народ это принял. Кстати, прошел уже месяц, и в 16 часов на всенощную ходят столько же, сколько и раньше. Люди говорят, что приходят домой и еще можно что-то успеть сделать. В основном ведь приходят на службу жены, бабушки. Потом еще можно ужин сделать, с семьей посидеть. Самое главное, служба начинается засветло. Поэтому надо всегда советоваться.

– Вопрос: «Что делать, если стесняешься сказать о каком-то грехе священнику?»

– Надо написать. Об этом Оптинские старцы говорили. Во-первых, трудно сосредоточиться, когда начинаешь исповедоваться; не все могут выразить свои мысли. Поэтому можно записать грехи заранее, на исповеди лучше их читать самому, но если стесняешься (особенно если первая исповедь, когда вспоминаешь грехи блудной, развратной жизни), отдать священнику. Самое главное понимать, что священник – не судья, священник – свидетель твоей исповеди...

Отцы говорили: лучше один раз постыдиться на исповеди, перед крестом и Евангелием (потому что через покаяние Господь прощает грех), чем потом стыдиться перед всем белым светом. На Страшном Суде все про всех узнают всё.

– Вопрос: «Стоит ли вмешиваться в семейную жизнь других людей, чтобы указать им на их ошибки?»

– Слово «указать» свидетельствует о том, что человек хочет именно указывать. Посоветовать можно, а указывать не надо. Если у вас есть тенденция указывать, то лучше помолчите. Если спросят совета – скажите, не спрашивают совета – не лезьте.

– Вопрос: «Как можно помочь родственникам, страдающим алкоголизмом?»

– Во-первых, когда вы что-то вместе отмечаете, сделайте себе сухой закон. А то мы хотим, чтобы они не пили, а сами в праздник на стол ставим и говорим: мол, понемножку. Нет; чтобы в семье категорически этого не было. Алкоголизм – страшная вещь...

– Особенно женский.

– И никакой крик, никакая истерика здесь не помогут. Только слезы Богу.

– Вопрос: «Возможно ли по одной встрече определить, что человек тебе не подходит для серьезных отношений?»

– Достаточно бывает и одной встречи. Все зависит от того, как человек себя ведет. Если человек совсем дуралей, хам, циник, сексуально озабоченный или в нетрезвом виде, то достаточно и одного раза. И наоборот: абсолютно недостаточно одного раза, чтобы узнать человека. Есть такое выражение, что пуд соли надо съесть.

Если собрались с человеком связать жизнь, изменить свою судьбу на всю жизнь, отец Иоанн (Крестьянкин) советовал: годик святой дружбы. Почему годик? Потому, что пройдет цикл: зима, весна, лето, осень. Бывает весеннее обострение, бывает осеннее обострение. За год дурь обоих будет видна, что-нибудь обязательно вылезет. Или, наоборот, за целый год люди станут только более дружными.

– Вопрос: «Как выбрать крестных родителей, если в окружении совсем нет верующих людей?»

– Обратиться к священнику, чтобы он познакомил с прихожанами прихода, которые боголюбивые, чадолюбивые, сердобольные, заботливые, чтобы они стали путеводителями для ваших детей. Девяносто процентов людей выбирают родных и близких родственников, чтобы они были крестными, а они абсолютные нули в данном вопросе, никакого участия в воспитании ребенка не принимают. Задача и забота крестного – молитва о своих крестниках, а люди далеки от Церкви, от Бога, даже молиться не могут. Главная роль крестного – молитва. Молиться может только верующий человек. Поэтому батюшке нужно объяснить проблему, он порекомендует, найдет, кто возьмет на духовный буксир ребенка.

– Вопрос: «Как Церковь смотрит на браки с большой разницей в возрасте между супругами?»

– В письмах отца Иоанна (Крестьянкина) говорится о разнице в пять лет (в ту и другую сторону). Духовник может еще пять лет добавить. Большая разница в возрасте все-таки не приветствуется. Разве супруг хочет оставить свою жену вдовой на много лет? Особенно не рекомендуется, когда старше жена. Чаще всего муж старше.

– Вопрос: «Есть ли работа или бизнес, которыми не стоит заниматься христианину?»

– Если есть напрямую нарушения евангельских заповедей, надо категорически оставлять такую работу. И работу, где есть соблазн вступить на путь нарушения евангельских заповедей.

– Многие спрашивают о работе в табачных лавках. Или если бизнес связан с табаком. Как к этому относиться?

– Одна прихожанка нашего храма работала на табачной фабрике. Проработала два года и молилась о том, чтобы все это оставить. И Господь послал нормальную работу.

– Бывают ситуации, особенно в маленьких городах, когда и не найти работу.

– Например, где торговля, там обязательно есть алкоголь. Но нужно подходить к работе с рассуждением и человеколюбием, а не работать только ради денег, ради бизнеса. Одно дело, когда покупают бутылку алкоголя в семью на праздник; другое дело, когда уже пьяный человек покупает или малолетний. За этим надо следить.

– То есть оставаться христианином в любой ситуации... Батюшка, большое спасибо! Не на все вопросы ответили, продолжим отвечать в следующей нашей передаче.

– В семейной жизни желаем терпения не воз, а целый обоз, как говорил старец Амвросий Оптинский.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 мая: 03:00
  • Суббота, 11 мая: 13:00
  • Среда, 15 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать