Таинства Церкви. Беседа с игуменом Сергием (Куксовым)

11 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня мы с вами находимся в знаменитой Вознесенской Давидовой пустыни, мужском монастыре, который расположен в Чеховском районе Подмосковья. А беседуем мы с игуменом монастыря Сергием (Куксовым). Первый вопрос чисто практический. Многие просят сказать, когда открыт монастырь, когда лучше приехать, по каким дням и часам, есть ли возможность где-то остановиться переночевать…

– У нас есть сайт, на котором имеется достаточно подробная информация. Богослужения совершаются каждый день утром и вечером, в будни – в 8 часов, а вечернее богослужение – в 16.45. Поэтому двери обители открыты с 7.30, за тридцать минут до начала богослужения, и закрываются по окончании вечернего богослужения. В воскресенье  одна литургия, в 7.30 открываются двери монастыря, совершается молебен и Божественная литургия;  в 17 часов начинается всенощное бдение накануне праздника или воскресного дня. По окончании богослужения народ уже не допускается. К сожалению, сегодня нет возможности остановиться на ночь. Нам передали здание, которое, с помощью Божией, надеюсь, мы сможем организовать под гостиницу.

– В одном из соборов монастыря покоятся мощи преподобного Давида Серпуховского. Это прикровенный, но очень интересный святой. Вы мне как-то рассказывали о том, что чудеса, которые совершаются по молитвам к этому святому, удивительные. Вы знаете одну семью, в которой жена имела проблемы с деторождением, и неожиданно, по молитвам к монаху, преподобному, чудо произошло. Давайте напомним эту историю нашим зрителям.

– Один из древних случаев помощи преподобного Давида верующему человеку – это помощь в рождении ребенка. Когда купчиха не могла разрешиться очень долгое время, преподобный явился ей и сказал, чтобы она пришла и помолилась. После этого Господь дал возможность ей благополучно разрешиться.

Среди наших прихожан есть две семьи, которые пока не имеют детей. А другие семьи более десяти лет не имели детишек, и по их молитве к преподобному, по их образу жизни, по скромной молитве нашей обители Господь даровал им такое семейное счастье, в которое они сегодня полностью погружены. Некоторые семьи я венчал, еще будучи в Новодевичьем монастыре. Казалось бы, и по времени, и по возрасту все должно было сойтись. Но, может быть, это для того, чтобы привязаться к этой обители, к этому преподобному. Пути Господни неисповедимы. Однозначно Господь всех нас ведет к радости, к счастью.

– Те, кто захочет приехать в монастырь, имеют замечательную возможность поклониться этому святому. Когда я приезжаю в ваш монастырь, обязательно захожу в храм, кланяюсь преподобному Давиду Серпуховскому. Замечательна наша  земля Подмосковья, столько святынь, святых угодников... Святая земля.

– Абсолютно. Еще так получилось, что сейчас детям, которые рождаются, дают имена в честь преподобного Давида. На предстоящей седмице предполагается совершение двух крестин с именем преподобного Давида.

– А это очень хорошо, с моей точки зрения. Действительно, человек всегда имеет возможность поклониться мощам своего святого. Мне кажется, это очень много значит.

– У нас большое количество частиц святых угодников Божиих и частица гвоздя, Креста, частичка одежды Спасителя, ризы Матери Божией. Интересно, что есть мощи преподобного Давида, основателя монастыря, и есть частица мощей его небесного покровителя – преподобного Давида Солунского, греческого святого, в честь которого был назван основатель нашего монастыря.

– Мы с Вами долго выбирали тему нашей беседы и решили остановиться на очень интересной теме: «Что такое счастье?» Что такое счастье в современном мире? Помните, был замечательный фильм «Доживем до понедельника» (многие наши зрители его видели), когда классный руководитель дала такую замечательную тему, что такое счастье, и школьник написал: «Счастье – это когда тебя понимают».

Сейчас те или иные понятия, казалось бы, однозначные, расплываются. Даже понятия добра, честности, чести, справедливости для многих людей приобретают разный смысл. В XIX веке было одно понимание, в XX веке – другое. Сейчас каждый человек, безусловно, имеет свое представление о счастье, но когда-то главные критерии были едины. Как понятие чести было однозначным, а сейчас оно все равно размыто.

– Понятно, что мы, люди верующие, не можем говорить о счастье вне Бога. Для человека, который не нашел Бога, не встретил Его, наверное, существуют такие обманные вещи, которые он может назвать счастьем. И это будут жизненные ловушки, в которых он достигает дна и приходит не к счастливому концу, а к состоянию печали, уныния, разочарования в жизни. Это, конечно, не добавляет радости, особенно близким.

Человек, который имеет счастье или стремление к счастью, – это человек, который стремится к Богу. У человека должно быть понимание, для чего он живет, цель жизни. Когда у человека есть цель жизни, это его счастье и в прямом, и в переносном смысле. Потому что есть правильная цель. А в нашем случае эта цель – Бог. Мы стремимся к этому счастью.

У каждого человека свои пути, но на каждом пути Господь  поддерживает. Мы сегодня с вами заходим в храм и видим там святых угодников, отмечаем их день, для нас это праздник, счастье. И для их близких это было счастье. Многие из них были мученики. Как объяснить сегодня молодому человеку, который сидит в наушниках в Интернете, что счастье – это когда ты идешь к Богу очень сложным путем. Они хотят видеть счастье здесь и сейчас, чтобы  им ничто не мешало. Но они не знают и не понимают, что это их просто опустошает, выбивает у них всё в жизни. И когда они выходят из своего иллюзорного мира, то не могут быть счастливыми. Когда они встречаются с миром другого человека и этот мир богат, они совсем теряются.

Если мы вспомним Ветхий Завет, там будет очень сложно найти само слово «счастье». И в Новом Завете тоже сложно его найти, но там есть другие слова. Сегодня пришло это слово «счастье», но оно от слова «блаженны». Есть заповеди, исполняя которые мы становимся блаженными, счастливыми. Но человеку сегодня очень сложно принять это. И от нас – священнослужителей, родителей, старшего поколения – зависит возможность показать это счастье быть блаженными, стремиться к Богу.

У человека, который сегодня посещает школу, получает знания, понятие о счастье складывается совершенно другое. Буквально недавно у нас проходили Августовские образовательные чтения, на которых я тоже присутствовал. Понимаешь, что сейчас вкладывают совершенно другое понятие в счастье.

– Какое?

– Материальное, какой-то успех, блага этого мира. И при этом не говорят, насколько человек должен потрудиться, принести себя в жертву. Ведь счастье, если рассуждать по-простому, – это когда ты являешься частью чего-то.

– «Счастье» – «у-частие».

– Совершенно верно, «часть». Ты как минимум часть себя должен чему-то или кому-то отдать. Не брать, а отдать. И тогда другой человек, Бог заполнят ту часть, которую ты отдаешь. И это будет крепкая связь, которая даст тебе возможность какой-то надежды, веры. Ведь Господь сотворил человека в раю счастливым. Человек выбрал свой путь. Его право, Бог дал ему эту свободу. Но человек, который идет к Богу, обретает это счастье.

Сегодня счастье для верущего кажется невозможным. Кажется, что верующий человек должен находиться в печали, плакать о своих грехах. Но апостол говорит: «Радуйтесь». А чему радоваться? Что я во грехах нахожусь? Сегодня люди не понимают этой радости, приходят порой на исповедь и начинают каяться в грехах в тяжелом состоянии. Ты пришел на исповедь, а ты понимаешь, что это такое?

– Откуда это уныние? То есть мы не можем понять и принять того, что Господь простит?

– Мы не то что не можем этого понять, мы не видим, что Господь нас прощает, не видим сегодня любви Бога к нам.

– Почему?

– Это и удивляет людей. Человек приходит каяться. С чего он начинает? То и то сделал. Ни одного слова о Боге, о том, что не хватает веры, любви к Нему, благодарности, благоговения, что мы невнимательные, рассеянные. Мы начинаем каяться с того, что нас беспокоит, а не с того, что нас делает счастливыми. Мы хотим здесь раздвинуть эту площадку. Ведь человек, который приходит каяться, понимает, что у него есть грехи. Но он должен понять, что если он грешный человек, но идет к таинству, значит, Кто-то его к этому допускает, терпит, любит его и заботится о нем. Это Бог. Тебе нужно увидеть Его любовь. Начни свое покаяние с радости, что тебя Бог любит. Ведь окружающие могут нас предать, нечестно поступить, обидеть, а Бог не может так поступить. И мы должны всегда видеть эту любовь, тогда и испытания, которые к нам приходят, по-другому переносятся. Мы счастливы, что можем на кого-то опереться, кому-то довериться.

– Может быть, мы сами где-то виноваты, что сделали посещение храмов, монастырей, праздничных литургий чем-то будничным. Посмотрите, как люди в храмах одеты. Это моя больная тема. Все время на женщин показывают, а я хочу пальчиком и на мужчин показать. На босу ногу, кто в шортах, кто в джинсах не пойми каких, в старых, замызганных рубашках. Разве так можно ходить в храм? Мне говорят: «Ты брюзжишь». Может, и так.

– Я не согласен с людьми, которые так говорят. Это говорит об отношении человека к Тому, к Кому он идет.

– Так, может, с этого и начинается? Элементарно с одежды.

– Мы начали немного с другой стороны. У нас воскресная школа (в ней около ста человек), и, конечно, детей в воскресенье поднять на службу бывает сложно. Поэтому мы решили немного им помочь. Первый шаг, который мы сделали, – записки дети воскресной школы пишут бесплатно: одну о здравии, одну об упокоении. Они их пишут, подают, мы в алтаре поминаем и отдаем обратно в воскресную школу. И там уже какой-то балл идет для того, чтобы отметить учащегося.

Когда они немного привыкли к этому, мы сделали следующий шаг – попросили, чтобы дети писали записки дома и художественно их украсили. Мы сделали такой конкурс для детей. Для данной категории прихожан это очень важно.

– Так это делает осознанным написание записки.

– Да. Потом за эту записку ребенок получает какое-то поощрение, а тем самым неосознанно приучается к проявлению любви, к тому, что идет в какое-то особое место, где эту любовь можно получить. У нас достаточно строго, мы, безусловно, не пускаем одетых не по форме. Мы очень строго следим за тем, чтобы люди не доставали телефоны во время богослужения. Монастырь все-таки такое место, что человек должен готовиться, чтобы туда приходить.

– Да, я об этом. Давайте приготовимся, хотя бы с одежды начнем: мы должны уважать и окружающих людей, и место, куда мы идем, и Господа в первую очередь.

– Братья и сестры, мы-то к службе готовимся, у нас-то облачение бывает то зеленое, то красное.

– Это же не просто так, чтобы нас поразвлекать.

– Как приятно, когда на Троицу приходят в зелененьких платочках, на Пасху – в соответствующей одежде, когда Матерь Божию чтят – приходят в голубенькой одежде. Сердце радуется, хочется молиться и благодарить Бога. Ты обретаешь счастье.

– У меня есть один старый альбом, который назывался «Русский народный костюм». Там был раздел «Праздничный наряд крестьянки». Очень красиво. Я начала его листать, потом подумала, для чего был предназначен праздничный наряд крестьянки. Конечно же, для храма.

– Потому что вся жизнь была в этом.

– Даже если это свадьба, то сначала все равно храм. Именины, крестины – все равно идти в храм. Понятно, что крестьяне не очень богаты, и одежда была не самая красивая. Но праздничный наряд крестьянки был хорош. Он был вышит, все было очень красиво. То есть праздничный наряд крестьянки – храмовый. В советское время вряд ли бы написали, что этот наряд для храма, но мы-то понимаем, куда его надевали.

– В праздник в храме видно тех, кто не прихожане. Потому что прихожане уже как-то понимают, у них соответствующая одежда... Все-таки духовный климат здесь присутствует, это радует. И когда люди находят среди прихожан вторую половину, крестных для своих детей, это радует. Когда принимаешь участие в таинствах, эта радость для верующего человека и есть счастье. Счастье не только тогда, когда ты достиг Царствия Небесного там. Господь значительно раньше начинает нас поддерживать и посылать нам радость. Мы ее просто не видим, к сожалению, за этой суетой.

В воскресной школе у нас уже третий выпуск, и первый выпускник – парень, который поступил в Коломенскую духовную семинарию. Причем  отец его занимает руководящую должность (он директор общеобразовательной школы). И мы вместе с алтарниками проводили этого парня. Он идет к счастью своим путем. Надеюсь, он на этом пути встретит Бога и сможет преодолеть те испытания, которые будут.

– Нам, людям мирским, живущим другой жизнью, очень сложно бывает принять и понять, что и монахи могут быть счастливы. Говорят: «Как? Они телевизор практически не смотрят, в кинотеатры не ходят, в рестораны тоже». Вы счастливы, отец Сергий?

– Боюсь этого слова, но да. Чувствую здесь и родительскую молитву, и поддержку владык. Но я благодарю Бога, я счастлив. Еще ни разу не пожалел о том, что Господь дал мне возможность быть на этом пути. А то, что мы не ходим в театры или еще куда-то… Каждая встреча с человеком – это целое театральное действо вживую, где надо и переживать, и поплакать, и порадоваться, поддержать человека. Только жанры у людей стали менее радостные.

– Мы действительно можем понять, как пустынники ушли в пустыню и вполне там счастливы. Сидели в одиночестве и были  счастливые. Сколько мы имеем свидетельств, что они умирали просветленными, счастливыми, проведя там всю жизнь. Может быть, и не нужно, чтобы мирской человек стремился к счастью монаха? Ему и не нужно принимать отшельническую жизнь, он же живет в семье, среди родных, и должен быть счастлив в Боге в семье. У вас своя семья.

– Святые отцы говорили, что монахи тянутся за ангелами, а мирские тянутся за монахами. Когда монах приходит в келью, здесь он понимает, кто он есть. Он понимает свое счастье, чем он занимается, о чем думает, размышляет. Дай Бог, чтобы человек, приходя домой, рассуждал точно так же: для чего он прожил этот день, что хочет попросить, где в этот момент Бог, когда он один остается в комнате. Вот тогда человек понимает, кто он есть. И мы понимаем свою немощь, и средство, которое мы должны приложить для того, чтобы быть счастливыми: быть с Богом. Женатый мирской человек точно так же, оставаясь один дома, должен понять, что ему нужно для того, чтобы он был с Богом. Быть хорошим мужем, заботливым отцом, благодарным сыном или дочерью, и это будет приближать его к Богу, делать счастливым.

– Прошу Вас благословить наших зрителей и сказать им несколько напутственных слов.

– Дорогие друзья, берегите друг друга, найдите в своем сердце любовь, и именно этим богатством делитесь с окружающими. Тогда рядом с вами будут богатые любовью люди. Эта любовь с процентами будет вам возвращаться, и вы будете самыми счастливыми. Где любовь, там будет Бог. Храни вас Господь!

Автор и ведущая Любовь Акелина

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 30 октября: 03:00
  • Суббота, 30 октября: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​