Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Почему бы и нам с вами тоже сегодня об этом не поговорить? Потому что для человека верующего действительно есть такая опасность – угроза секты. Эта угроза обычно мыслится нами как нечто, что приходит извне. То есть существуют какие-то условные сектанты, которые мечтают нас поработить, захватить в свои сети, перетащить на свою сторону, и мы должны этому всячески сопротивляться, обличать это, приглашать известных религиоведов, сектоборцев и всячески сопротивляться этим угрозам.
Я не специалист по сектам, я обычный православный священник и эту проблему воспринимаю с большей тревожностью как проблему не внешнюю, а внутреннюю. Потому что по моим наблюдениям любая церковная община (монастырская, приходская или, может быть, некоторое общественное движение, но религиозное, церковное, православное) всегда находится под угрозой превратиться в секту. Абсолютно любая община.
Специалисты обычно насчитывают пять признаков секты, которые можно разобрать. Хотя есть разные образы кодификации, описания сектантского движения. В общем-то, нет единообразия в том, что вообще считать сектой. Один специалист скажет, что это секта, а другой возразит, сославшись на такие же серьезные источники, как и его оппонент.
Среди признаков секты самый первый и самый понятный – наличие тоталитарного лидера. Когда мы слышим фразу «тоталитарный лидер», смотрим на своего духовника или настоятеля своего прихода и пытаемся понять, тоталитарный он лидер или нет. Можно ли сказать, что община, приход, монастырь стал тоталитарной сектой из-за того, что батюшка очень волевой, требовательный, обличающий правду, требующий дисциплины? Нет, это еще не делает его тоталитарным лидером. В секте или той общине, которая может стать сектой, культивируется обычно поклонение лидеру, то есть самый настоящий культ личности, когда вы незаметно приходите к мысли, идее, ощущению, что единственный священник на земле – именно этот батюшка, единственный авторитет в богословии – этот батюшка, единственный критерий православности – только этот батюшка.
Здесь можно вспомнить некоторые эпизоды нашей современной церковной истории за последние тридцать лет, в которых появятся портреты таких старцев, гуру, что с течением времени были обличены как сектанты, тоталитарные лидеры, создатели секты. Чаще всего, когда говорят о таких тоталитарных лидерах, имеются в виду традиционалисты, например, борцы с ИНН, разного рода царебожники и прочие. Например, люди, которые исповедуют жесткое, суровое монастырское православие.
Но это только часть правды, потому что скатиться в сектантство могут не только правые православные, но и православные либерального толка, «левые» православные. То есть ваш священник тоже имеет соблазн стать тоталитарным лидером, несмотря на то, что у него хорошее богословское образование, что он сам, может быть, пишет книги и является прекрасным богословом, знаком с известными мыслителями, очень хорошо говорит, принят в сообществе известных авторитетов в области литературы, философии, искусства. Это еще не делает его человеком, который может избежать культа личности. И такие эпизоды внезапного появления или обращения хорошего священника в тоталитарного лидера возможны. Это обычное явление, ничего с этим не поделаешь, историй таких немало, в начале XX века особенно, когда подобные факты хорошо документировались и описаны в разного рода мемуарах.
То есть соблазн даже хорошему священнику стать тоталитарным лидером всегда остается. Причем этот соблазн идет не только изнутри, когда, например, человека распирает гордыня. Мы с вами живем в такой культурной ситуации, когда гордыня вообще не считается грехом. Гордыня есть признак мотивированности, успеха, веры в себя. Что ж, это только поощряется. И на самом деле это вещи хорошие: вера в себя, самооценка, здравомыслие, таланты, мотивированность, даже амбициозность. Ничего в этом плохого нет, если человек не переходит некую грань, за которой появляется настоящее высокомерие и гордыня, пренебрежение к другим людям, вера в собственную исключительность.
Очень часто у таких тоталитарных лидеров, православных священников, мыслителей, богословов эту веру в исключительность подпитывают фанаты, сторонники, которые объединены вокруг этого человека.
Второй признак тоталитарной секты – наличие внешнего врага. Это самое сильное средство к единению людей. Есть вера в собственную исключительность, есть особый лидер, особый батюшка, который говорит не как все, а мы собраны вокруг него, потому что Церковь же погибает, это же очевидно! Масоны или косные традиционалисты угрожают Церкви, а мы ее спасаем, потому что, например, возвращаемся к духу святых отцов, соблюдаем устав, как говорит нам наш батюшка. Если это левоправославное сектантство, например, то они говорят, что возвращаются к духу апостолов и имеют дело с косной и невежественной массой, с людьми, которые не читают тексты Керна, Мейендорфа, Шмемана и даже не знают таких имен. Мол, о чем можно с ними говорить? Вот наш батюшка – по-настоящему продвинутый в этом смысле, а кругом – враги. И единственный островок спасения православия и подлинной веры – наша община.
И здесь включается в работу третий признак тоталитарной секты – наличие гонений. Любая критика в адрес такой общины воспринимается как гонение. А у русского человека, в его культурной исторической памяти, отложено особое внимание, милосердие к гонимым. Если человека гонят (прав он или не прав – потом разберемся), значит, мы должны быть на его стороне. Такого тоталитарного лидера может критиковать церковное начальство, например, или какие-то люди извне задают неудобные вопросы, и это всегда воспринимается как гонение. Вот на эту эмоциональную удочку попадаются часто очень хорошие, очень умные, образованные люди, которым эмоции застилают глаза и отключают здравый смысл.
Еще один признак подобного рода движений – стройная финансовая пирамида, которая почему-то непременно появляется в этих тоталитарных движениях. То есть был приход как приход, обычная православная община, но тут появляется требование обязательной десятины, или «двадцатины», или каких-то других отчислений, которые тяжким бременем ложатся на адептов. Это может быть какая-то трудовая повинность, особое послушание в скиту, или в общинном доме, или в монастыре, где человек обязан за послушание своему лидеру, безгрешному и совершенно не подверженному критике, трудиться, тратить силы, время, отписывать квартиры и прочее. Почему-то непременно этот момент примешивается даже к самой изысканной гордыне – обязательно рядом находится жадность, очень сложные «тесные» финансовые отношения, которые, кстати, можно наблюдать и в обычной приходской жизни, необязательно тоталитарной. У нас масса проблем бывает с этим. Но в тоталитарном сообществе, в приходе, который незаметно превратился в такое сообщество, эти вещи переживаются более драматично.
Последний и не всегда заметный признак такого движения – особый язык, особые знаки, которые отличают этих людей. Этот язык существует, во-первых, для контроля адептов, во-вторых, для того, чтобы отличать своих от чужих. У них есть свои определенные маркеры: книги, которые они читают; жесты, которые себе позволяют, разного рода условные фразы, названия, оговорки и прочие вещи, якобы отличающие их от косных, невежественных, заблудших и подчеркивающие их исключительность.
Можно говорить о том, что все эти признаки так или иначе можно разыскать в полном объеме или в рассыпанном виде в любом приходе, общине. Но сам дух сектантства появляется незаметно, и об этом нужно помнить. В поисках истины, будучи человеком, который готов отстаивать истину, готов идти на все ради своего батюшки (из большой любви или благодарности к нему, например, за то, что он вытянул вас из алкоголиков или наркоманов), вы закрываете здравый смысл и начинаете обожествлять этого священника. И незаметно ваша община превращается в самую настоящую секту.
Еще раз подчеркну, что такое искушение и соблазн есть абсолютно у любой религиозной общины; мы в одинаковой степени подвержены этим «инфекциям». Но надо стараться устоять перед ними. Почему это происходит? Потому, что внутри каждого из нас вместо стремления к свободе заложено какое-то удивительное чувство или жажда рабства, мы очень хотим кому-то поработиться, чтобы нами кто-то владел. А вот Господь призывал нас к свободе. Апостол Павел, наш великий богослов, – первый человек, который восставал против деления на Павловых, Аполлосовых, Кифиных. Только за Христом, за Господом нужно идти, не создавая деления, свои маленькие секты. Этот человек призывал нас к свободе, к тому, чтобы избавиться от религиозного лакейства.
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!