Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Когда мне говорят, что в церкви все хмурые и грустные, я думаю: где вы встречали таких людей? Меня всегда потрясает удивительная лучезарность лиц молящихся людей. Это что-то совершенно неописуемое, и это очень красиво. Очень красиво видеть, как человек с работы торопится в храм Божий, чтобы вместе с братьями и сестрами, с батюшкой помолиться, попеть. Откуда эта потребность? Есть премудрые люди, которые говорят, что это, наверное, городское одиночество, или был разрушен архетип отца, или еще какие-то причины. Я не знаю, как это описать, но мне кажется, нас влечет таинство красоты, которую мы видим в храме Божием. Таинство красоты, которое вызывает особое состояние и для которого в церкви есть специальное слово, забытое в светском обиходе, но очень важное – благоговение. Может быть, оно звучит не так изящно, как другие более тонкие словеса, но без этого слова нам никак нельзя.
В прошении мирной ектении, с которой начинается каждая церковная служба, есть это слово. Само прошение всем очень хорошо знакомо: «О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся».
Мы молимся о святом храме. В греческом тексте это прошение звучит несколько иначе. «Хюпэр ту хагиу оику туту» – «о святом храме сем»; τούτου (туту) – это указательное местоимение: «сем». «Хагиос» – «святой», oikos (или «икос», как больше знакомо нашему слуху) — «дом». То есть в оригинале говорится: «о святом доме сем». Хотя славянский перевод правильный, потому что храмом раньше и назывался дом. Храмина – комната. Например, я сижу в храмине и записываю эту программу. Церковь – это святой дом, храм Божий.
«С верою, благоговением и страхом Божиим…» Что это за слова такие? На самом деле это синонимы. В греческом тексте звучит: «Кай тон мета пистэос... Греческое слово πίστεως (пистэос) – «вера». Далее: εὐλαβείας (эвлабэйяс). Первый корень εὐ (нам знаком из слова «Евгений», например) – добрый, благой, добротный. «Эвлабэйя» – это, скорее, «уважение», «осторожность», но самый лучший перевод – «благоговение». Благоговение и есть уважение, но только уважение перед святыней, чувство сакрального.
«Кай фобу Тхеу». Греческое слово «фобос» мы прекрасно знаем, оно означает «страх». Фобос («страх») и Деймос («ужас») – спутники Марса. Греческие слова: φόβου Θεοῦ («фобу Тхеу») – «страх Божий»; εἰσιόντων ἐν αὐτῷ («эйсионтон эн авто»): εἰσ – означает «в», то есть «входить». То есть: с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь... Это очень важный ориентир; он звучит в начале каждой службы как настрой, как своего рода камертон. И можно задавать себе вопросы: а я в храм вошел с верою, благоговением и страхом Божиим? есть во мне страх Божий?
Эти три определения на самом деле являются синонимами. То есть быть верующим – значит быть благоговейным и иметь страх Божий. Иметь страх Божий – то же самое, что быть верующим и благоговейным. Благоговение и есть страх Божий, а также вера, которая хранится в нашем сердце.
Но здесь говорится о входящих в святой храм Божий. Обратите внимание, когда мы входим в церковь, происходит то, над чем мы обычно никогда не задумываемся, – мы всегда останавливаемся. Невозможно представить, чтобы человек забежал в церковь. Нам обязательно нужно остановиться, чтобы выказать знак благоговения, уважения к этому святому месту.
Откуда это идет? Мне кажется, это евангельский мотив, если хотите. Или, может быть, то состояние, которое хорошо схвачено евангельским мотивом знаменитой притчи о десяти девах (Евангелие от Матфея, 25-я глава). Эту историю о девах, которые встречали Жениха, все хорошо знают. Из них было пять мудрых, пять юродивых. Юродивые не запаслись маслом. Когда пришел Жених, у них светильники угасали. Они срочно побежали покупать масло, а когда пришли – затворены быша двери.
Для нас эта притча звучит даже с моментом какого-то отчаяния – кажется, что эти юродивые девы стучат в двери, а Жених им говорит: «Отойдите, не знаю вас». Но святоотеческое осмысление этого текста несколько иное. Великим постом всегда поется: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Тоже присутствует мотив дверей. Это двери, перед которыми мы останавливаемся: двери храма, двери милосердия Божьего. «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице...» Закрытые двери – это не наказание; эти двери милосердия обязательно откроются.
И мы, входя в храм Божий, становимся в позицию этих кающихся дев, если хотите, потому что кожей чувствуем, что вступаем в границы великой святыни. Храм Божий – это большая святыня; там люди себя по-другому ведут. В храме мы обнажены ото всех своих масок, поз, которые позволяем себе в жизни (например, на работе, в карьере, межличностных отношениях). Перед Богом сердце наше обнажено. Поэтому мы входим в храм Божий как эти юродивые девы.
«Покаяния отверзи ми двери...» У меня была знакомая матушка, схимница (она уже давно умерла), которая всегда, входя в храм, читала эту молитву. Еще читала (даже пела) тропарь: «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий...» Вот такой у нее был интересный обычай.
Вхождение в церковь – это, оказывается, очень важное таинство. Это может показаться банальным, но мы всегда останавливаемся, входя в церковь, чтобы стряхнуть с себя суету и войти в храм Божий с верою, благоговением, страхом Божиим, надеясь на милосердие Божие, очень любя эту святыню; и как люди, уязвленные этой удивительной красотой. Красоту храма нельзя свести к пению или иконописи, благообразному священнику или, может быть, горению свечей. Нет; это какая-то внутренняя красота, на которую все это только указывает. Именно она касается нашего сердца, именно она вызывает и веру, и благоговение, и страх Божий.
Поэтому человек интуитивно останавливается у дверей храма, чтобы сделать поклон, осенить себя крестным знамением, – сердце просит благоговение и страх Божий выразить в каком-то самом простом жесте. Но именно с этого жеста благоговения и начинается все самое важное в нашей духовной жизни: и молитва, и чтение Писания, и размышление, и многие другие духовные упражнения. Именно об этом говорит мирная ектения: она настраивает нас правильно на удивительный строй благоговения, страха Божьего и веры.
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!