Свет невечерний. Мы здесь Церковь

1 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Торжественная, красивая и очень пестрая Вторая книга Царств заканчивается очень странной для современного читателя историей о переписи населения в государстве Израиль. История трагическая, потому что завершилась большим кровопролитием, множеством смертей, которые пришлись на эту страну как наказание Божие за дерзость переписать народ Израиля.

Мы эти страницы перечитываем с некоторым недоумением, потому что не видим причин так сердиться на обычную попытку царя узнать, сколько подданных в государстве, тем самым просчитать налогообложение, заложить какой-то бюджет, понять, как работает финансовая система в государстве. Что же тут плохого?

Надо помнить, что Израиль был образом Церкви. Израиль был не просто некоторым государством. (Надо сказать, государство было очень маленькое и настолько незаметное, что огромные империи, которые находились рядом, даже не считались с его существованием.) Это был не просто народ, это была икона церковной и духовной жизни. Все, что там происходило, имело иконический, мифический, нагруженный глубокими духовными смыслами момент.

Иудейские толкователи (современные и древние) говорили, что грех Давида состоял не в том, что он пытался наладить жизнь в государстве, сделать Израиль нормальным, обычным государством, а в том, что он выделил из народа отдельных личностей. Само это дерзновение – дробить Израиль – было наказано Господом.

Мы говорим, что Израиль есть образ Церкви. Мы это слышим в церковных песнопениях, и в богословии святых отцов очень часто используется этот образ. Мы говорим, что все мы – Израиль Божий, что Церковь и каждый христианин – часть подлинного Израиля, в котором нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни мужского пола, ни женского, как говорится у апостола Павла. То есть это духовный Израиль.

Если говорить о принципе дробления, можно вспомнить другой образ, который встречается у апостола Павла в Послании к Коринфянам. Он говорит, что пишет это послание потому, что христианская Церковь, этот духовный Израиль, начал дробиться. Внутри единой общины, еще малочисленной на тот момент, вдруг появились партии и группы. Апостол пишет: разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов» (1 Кор. 1, 12). То есть мы видим разные партии, которые себя не просто очерчивают, но и противопоставляют другой группе, соревнуясь друг с другом в подлинности христианского учения. Апостол недоумевает: почему это происходит? Мы же все Христовы. Почему мы дробимся? И не просто дробимся на группы, но даже противопоставляем себя друг другу, и начинаются распри, взаимные обвинения...

Книга Деяний апостолов – прекрасный текст, который говорит о торжестве Святого Духа на земле, о шествии христианства по Римской империи. Но в то же самое время она рассказывает и о распрях, ссорах, недомолвках, подозрительности среди апостолов, боговидцев. Как такое может быть?..

Увы, к сожалению, лежит в нас это семя тли, семя разделения, с которым очень сложно совладать. Не случайно Христос молился в последние минуты Своей жизни на земле в Гефсиманском саду: да будут все едино (Ин. 17, 21). Это была Его большая мечта. Ни о чем другом Он не молился, ничто другое не считал настолько важным, идя на крест, как только единение христиан.

Наши великие русские богословы (такие, как отец Сергий Булгаков, отец Павел Флоренский, Сергей Дурылин, Сергей Фудель) постоянно повторяли формулу, что Церковь – это дружба, единение людей в единой общине. Сейчас мы эту формулу мыслим на современном языке несколько не так, как мыслили ее богословы. Мы мыслим ее мещански: вот есть наша группа, наш батюшка, мы дружим между собой – и с нас достаточно, нас больше ничего не интересует.

Наши великие русские богословы не так мыслили эту формулу. «Церковь – это дружба» – не есть противопоставление единой большой вселенской церковной семье.

Наверняка многие замечают, а некоторые даже раздражаются по поводу того, что в церкви постоянно за богослужением читается молитва «о великом господине и отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле» и дальше идет перечисление митрополитов, экзархов, правящих епископов. У нас в городе Гомеле поминаются четыре архиерея за богослужением. Они поминаются на мирной ектении в начале вечерни, на сугубой ектении на вечерне, потом на утренней службе... Пять раз только за вечернюю службу упоминается эта формула, и на литургии все эти списки архиереев поминаются тоже около пяти раз. Зачем это нужно? Разве они так болеют, что надо за них так молиться? Или, может, эти епископы и патриархи такие немощные, что нужно их имена так часто настойчиво и назойливо поминать?

Дело в том, что эта молитва – не молитва о здравии, не молитва за болящих, не пожелание им многолетия или славы; это некий маркер нашего единства. Маркер и призыв к тому, чтобы мы мыслили Церковь не мещански, не по своему мелкобуржуазному сечению, а как вселенскую семью, как большую дружбу, которая существует до такого горизонта, который мы даже не в состоянии оценить и осмыслить.

Церковь – это большой организм. Церковь – это великий Израиль Божий, Глава которого – Христос. Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Символ этого единства очень простой – верность епископу и верность епископа. Это единство мы определяем, обнаруживаем в очень простых, примитивных вещах: в единении епископов – глав небольших Церквей регионов.

Кажется, что это глупость, чепуха. Зачем нам это вообще знать?.. Израильтяне, евреи не случайно обучались Господом тому, чтобы мыслить себя единым народом, в котором нельзя проводить какие-то грани и черты. Нельзя дробить Израиль. Нужно стараться мыслить Церковь единой.

Наша Церковь тоже должна мыслить себя единой. Мы должны искать все возможные способы, чтобы это единение хранить. Не противопоставлять себя друг другу, не говорить, что, мол, наша община продвинутая, а вы ездите в какой-то «дикий» монастырь. Пусть даже ваши оппоненты с другого прихода или другой общины заблуждаются, пусть вам не нравятся высказывания того или иного епископа – это естественно и нормально, мы всего лишь люди, мы можем ошибаться, мы боримы страстями. Но мы служим Господу, Который очень надеется на нас, верит в нас и молится Своему Отцу о нашем единении.

Мы должны искать единения, испробовать все возможные способы, чтобы быть понятыми, чтобы не потерять братьев и сестер. Мы не должны торопиться кого-то проклинать, вешать на того или иного священника или епископа ярлык сектанта, еретика, отступника. Нужно испробовать все возможные способы, какие только есть, чтобы сохранить единение. Потому что мы – Израиль Божий только в полноте, не по отдельности.

Вот демонстранты кричат: «Мы здесь власть!» А некоторые наши продвинутые христиане (с левой стороны или с правой), может быть, не говорят вслух, но своими действиями показывают: «Мы тут Церковь».

Церковь – это единство всех верующих во Христе, единство всех детей Божиих. Всех тех детей, которых мы даже не замечаем и не видим. Стучать кулаком по столу и говорить: «Мы тут Церковь», – глупо; это выдает богословскую близорукость и мелкость мысли, недопустимую для христиан. Но это простительно, потому что мы – всего лишь люди, нас иногда заносит...

Надо быть скромнее и держаться той истины и задачи, которую Господь нам поставил, – единения вокруг Христа. Всеми силами стараться быть единым Израилем, единой Церковью во Христе Иисусе, Господе нашем.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать