Свет невечерний. Достоинство ученика

22 ноября 2022 г.

Все мы знаем, что, заходя в православный храм, мужчина должен снимать шляпу, а женщина повязывать платок. Мы заходим, совершаем крестное знамение, кланяемся храму и занимаем свое место на богослужении. Для человека молодого, продвинутого, просвещенного эти простые жесты иногда становятся испытанием и вызовом, потому что непонятно, зачем это, какой в этом смысл и нет ли тут какого-то лицемерия. Мол, зачем на глазах у всех это делать?..

У подростков этот протест имеет даже некоторое оправдание. Поэтому я никогда сильно не переживаю, если юноша, подросток вдруг заявляет такие протестантские идеи, открыто бросает вызов установившимся обычаям, обрядам. Так положено подростковому возрасту: пересмотреть какие-то привычные положения веры или обряда, чтобы потом, переварив и приняв их как свое родное, собственное, пережитое, стать по-настоящему христианином, утвердиться верой во внутреннем человеке, сделать эту веру незыблемой, естественной, в такие глубины души погрузить этот евангельский опыт, откуда потом никто не в состоянии будет его вырвать, никакие соблазны, искушения и скорби.

Митрополит Антоний Сурожский, великий проповедник и апостол XX века, человек, так много сделавший для того, чтобы свидетельствовать о присутствии Христа в нашем мире, отличался особой щепетильностью в отношении храма. Во-первых, он постоянно повторял своим духовным детям и слушателям слова преподобного Серафима Саровского о том, что значит находиться в храме и как важно держаться за любое церковное послушание, которое вам доверили, даже если это простое протирание полов. Преподобный Серафим Саровский говорил, что это великое благословение Божие – потрудиться в храме. Не только на клиросе или в алтаре, а собрать букет, помыть посуду, протереть пыль, украсить цветами икону, погладить облачение, постирать стихарь и многое другое, что, казалось бы, не стоит особого внимания. Но, поскольку это совершается в святом месте и ради святого места, это великое благословение Божие.

Владыка Антоний всегда своим прихожанам говорил: когда заходите в храм, пожалуйста, остановитесь на минутку, чтобы до сердца, до ума, до памяти дошло, что вы находитесь в святом месте. Эта фраза является раскрытым определением того, что с древности называли благоговением. Владыка Антоний был уверен, что благоговение надо переживать не только душой, сердцем, умом, но и телом. Тело должно учиться присутствию Божьему. Для нас это кажется странным. Митрополит Антоний Сурожский, интеллигентный проповедник, который цитировал известных философов, дружил со знаменитыми богословами, – и вдруг говорит о теле. Это только бабушки и деревенские батюшки говорят о том, что надо держаться какой-то дисциплины.

Оказывается, у митрополита Антония Сурожского, бывшего военного врача, были особые отношения с дисциплиной. Он вообще считал, что дисциплина не унижает христианина, а, наоборот, способствует преуспеянию в духовной жизни. Это не только потому, что сам митрополит Антоний прошел армейскую школу, но и потому, что его духовник, валаамский старец Афанасий, приучал его к этому. Известны эпизоды их удивительных отношений, когда старец Афанасий испытывал его ревность, его готовность. Видимо, он чувствовал в нем того, кого древние старцы называли делателем, то есть человека, который не просто говорит, а делает что-то. Вот это настоящий мужчина, муж, который идет стопами апостолов ко Христу, преодолевая любые скорби и искушения.

Однажды к митрополиту Антонию Сурожскому пришел на исповедь молодой человек, который жаловался на то, что потерял ощущение присутствия Господа, потерял соль молитвы, уже не чувствует так остро богослужение, начал рассеиваться. Это вопрос, с которым к священникам каждый день подходят прихожане. Мы слышим если не ежедневно, то еженедельно, что оскудела вера, ослабела молитва, рассеялась надежда и любовь, откуда-то пришла разнеженность, апатия к церковной жизни.

Как на этот вопрос должен был ответить интеллигентный батюшка, каким видели митрополита Антония окружающие? Наверное, должен был посоветовать почитать какую-то книгу или, может быть, должен был сказать яркую, пламенную проповедь о молитве, искушении. Но митрополит Антоний был краток. Он сказал юноше: «Иди домой и в течение месяца совершай сто земных поклонов ежедневно».

Что за совет такой от интеллигентного батюшки? Это было совершенно неожиданно для молодого человека, который ожидал совсем другого от этого проповедника-интеллектуала. «Иди домой и в течение месяца совершай сто земных поклонов». Он не сказал читать какую-то книжку, совершать умную молитву, погружаться умом в сердце, тренировать память. Телом совершай какое-то действие. Как такое мог сказать митрополит Антоний Сурожский? Если бы мне это рассказали о другом священнике, я поверил бы. Но не о митрополите Антонии.

Оказывается, это слово услышал не просто праздный зевака или обычный городской хипстер, тусовщик, который заглянул в церковь между прочим. Этот юноша оказался делателем. Выйдя из храма после исповеди, он стал делать так, как ему велел Антоний Сурожский: каждый день клал, сгибая свою спину, сто земных поклонов. И самое удивительное, как потом признавался этот юноша, вернулись и горячая молитва, и удивительное, тонкое, нежное ощущение присутствия Господа в жизни, и тепло веры.

От тела – к душе. Оказывается, нельзя пренебрегать этим простым правилом. Мы должны помнить, и Господь Сам напоминает нам об этом, что мы не просто дух, интеллект, мы не собрание цитат, фраз, событий и впечатлений; мы – тело. И если хочешь научиться молиться, войти в какой-то ритм духовной жизни, ты должен помнить не только о душе, уме и сердце, что тоже очень важно, но и о теле.

Владыка Антоний постоянно говорил о дисциплине тела. Слово «дисциплина» он совершенно законно возводил к латинскому слову discipuli, то есть «ученики», и глаголу disco, что значит «учиться». Мы в Церкви постоянно учимся. Не имеет значения, сколько диссертаций вы защитили на тему богословия Владимира Лосского или отличия сотериологии Мольтманна от сотериологии Сергия Булгакова. Это не важно, если тело не натренировано в молитве так же, как и душа.

Оказывается, когда ты молишься телом, даже если глухо отзывается сердце и ум, уже это само по себе хорошо. Само по себе хорошо просто зайти в храм (даже имея холодное сердце), снять шляпу, осенить себя крестным знамением и сделать поклон. Пусть молится сейчас только тело – не важно; может быть, душе нужен отпуск. Но даже такая малость, как молитва телом, дисциплина тела во время богослужения и молитвы, – это уже большое дело. И этим ни в коем случае нельзя пренебрегать, потому что это тот начальный этап, тот фундамент, который нельзя вынимать из большого строения, иначе все разрушится.

Так говорится в Евангелии о тех людях, которые строили на песке. Поэтому нам, как зрелым людям, ни в коем случае нельзя упускать из всего спектра духовных упражнений в том числе и самые простые, самые банальные, их не стеснялись делать наши предки и на них обращали внимание новоначальные иноки и опытные духовники.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать