«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. О свойствах Божиих

24 июля 2020 г.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Я рад приветствовать вас на телеканале «Союз» в рамках передачи «Страсти и борьба с ними». Сейчас у нас идет цикл огласительных бесед, которые, напомню, очень необходимы, чтобы правильно подойти к теме: «Борьба со страстями».  

На каждой передаче я прошу вас писать комментарии. Они важны не только для того, чтобы вы написали о своем впечатлении, хотя это тоже по-человечески интересно, но и для того, чтобы вы задали вопросы, высказали недоумения, написали, что понравилось или не понравилось. По тем вопросам, которые приходят, можно точно сказать, что этот цикл бесед нужен. Кто-то пишет: «Я пытаюсь бороться со страстями, но у меня не получается. Может, это Бог хочет, чтобы я падал в грехи?» Или человек пытается бороться с какой-то страстью, и ему приходит на ум мысль, что, может быть, Богу нужно, чтобы были алкоголь, наркотики или другие злоупотребления: «Откуда они появились? Значит, Бог это создал».

Такие вопросы приходят регулярно. У человека не будет успеха в борьбе, потому что изначально заложен неправильный фундамент. Поэтому мы с вами кратенько обсудим основные вопросы.

Был у нас один интересный отзыв, который заставил меня задуматься о том, чем мы с вами занимаемся. Человек написал, что слишком много слов, что мы растекаемся и можно было бы все дать кратко. Да, можно было бы дать кратко, чтобы вы просто, братья и сестры, все это сами прочитали. Я ничего нового вам не даю. Но мы договорились с вами о том, что будем разбираться медленно, постепенно. Так нужно, чтобы материал был усвоен всеми.

Если кому-то кажется, что это слишком медленно, то можно обратиться напрямую к творениям святых отцов, к догматике Церкви, догматическому учению. На самом деле то, о чем мы с вами говорим, не открытие. Это первый класс, детский сад, который мы с вами должны пройти. Итак, давайте приступим.

Прошлая наша, одиннадцатая, встреча была посвящена обсуждению образа и подобия Божия в человеке. Мы говорили о том, какие признаки образа Божия есть в человеке, Адаме и в нас с вами, во всех людях. А сейчас давайте поговорим на тему, которую я вам давно обещал, о свойствах Божиих, о том, каков Господь.

Когда мы говорим про луну и видим ее светящейся на небе, мы прекрасно знаем, что она не сама по себе светится, а отражает свет солнца. Так и когда мы говорим об образе и подобии Божием в человеке (что в человеке есть что-то особенное, что отличает его от животного мира), мы понимаем, что это отсвет, отблеск того Божественного дыхания, которое Господь вдунул в персть земную и сотворил Адама. Поэтому давайте поговорим о солнце. О луне мы уже поговорили.

Что мы с вами можем сказать о солнце? Мы его видим на небе, оно круглое, яркое, видим его свет, ощущаем тепло. Когда появляется солнце, у нас появляется хорошее настроение. Говоря о солнце, можем ли мы понять сущность солнца? Мы можем увидеть сущность солнца в том, что оно светлое, теплое, что оно дает нам хорошее настроение, что оно находится на небе. Солнце восходит, и у нас начинается рабочий день, мы можем что-то делать. Растения растут благодаря свету и теплу.

Когда мы говорим о солнце – это понятно, хотя это всего лишь описание признаков: свет, тепло, шарик на небе. Но что реально происходит на солнце, мы можем узнать только благодаря современной технике. Свет и тепло – это следствие очень серьезных физических, химических реакций, которые происходят на солнце. Оно не близко, а далеко. Солнечный свет как-то к нам долетает – это мы можем узнать только благодаря технике и вычислениям.

Мы не можем познать сущность солнца напрямую, зрением, слухом, осязанием.  Мы можем только по признакам узнать, что это солнце. И когда какому-нибудь человеку мы загадываем загадку: «Что на небе такое круглое, от чего свет, тепло, поднимается хорошее настроение?» – он говорит: «Конечно же, это солнце».

Но говоря о Боге, мы не можем познать Его сущность ни с помощью наших органов чувств, ни тем более с помощью техники. Это сделать невозможно, потому что Бог непознаваем. Мы на Него настолько не похожи, что узнать, каков Он, какая у Него Божественная природа, мы не можем.

Бог непознаваем. Но неужели Он совсем непознаваем и мы о Нем ничего не можем знать? Представьте, что мы не видим лучей солнца, не можем увидеть свет (потому что в нашем греховном состоянии мы это сделать не можем), не можем почувствовать тепло.

Что-то невидимое нашему глазу, неосязаемое, неощущаемое происходит здесь, но мы можем увидеть это в чувствах (когда они правильные). Способность чувствовать Божественную благодать не связана с тем, что мы можем сделать на уровне душевных ощущений. Но тем не менее Бог непознаваем. Как мы можем о Его свойствах говорить? Человеку с Богом хорошо. Потерял Бога – все, духовное состояние стало плохим. Но, оказывается, можно узнать свойства Божии по тем признакам, о которых мы с вами говорили.

Каковы признаки Бога и откуда мы можем узнать о Нем? Бог открывает их Сам в Священном Писании. По такому признаку, что у человека правильное духовное устроение. Бог непознаваем, Его сущность непознаваема, но мы можем о Нем узнать по тому, как Он Себя проявляет в мире.

  1. Бог есть Дух.

Мы это узнаем из Священного Писания. Бог есть Дух, Который не имеет тела, очень просто устроен. Это слово «просто» мы слышим в богослужениях по отношению к Господу, Он прост. Слово «просто» в нашем современном языке относится к чему-то элементарному: «он простой парень» или «он простой человек». Имеется в виду не тот, кто академию окончил. А здесь имеется в виду по естеству, по составу.

Мы с вами, братья и сестры, не простые существа. Не потому, что мы хитрые или какие-то по поведению непонятные. По составу. У человека есть дух, душа, тело. Наше тело состоит из множества химических элементов, там происходят такие процессы, что, не будучи специалистом, даже не подозреваешь, что они есть. Мы сложные существа, поэтому мы от многого зависим: от природы, от состояния своего организма. Мы зависим от материальной природы из-за своей сложности.

А Бог прост. Он есть Дух, у Которого тела нет. Это важно понимать: раз у этого великого Существа нет тела, значит, есть другие признаки. И когда нам говорят люди, решившие посмеяться над христианством, или люди языческого склада мышления, что Бог, как некий дедушка, на небе, на облачке сидит, это карикатура и даже кощунство. В Священном Писании говорится, что Бога никто никогда не видел, потому что Он Дух, у Него тела нет. Совершенно отличное от нас Существо.

Из Священного Писания мы можем понять, что Бог вечен.

  1. Вечен.

Не было такого времени, когда Бога не было. Мы читали с вами о том, что Господь в определенное время, когда решил сотворить мир, сотворяет солнце, луну, звезды, и говорится так, что это для определения времен. В том числе это касается определения текущего времени, в котором мы живем. То есть была точка, откуда это время начинает двигаться. Мы говорим, что есть вечность, заканчиваем молитву: и ныне и присно и во веки веков. «Во веки веков» – это вечность.

Есть время: секунды, минуты, часы, годы – это все движется. Вечность – это когда нет движения, времени нет. Мы говорим, что после смерти начинается вечность. В вечности нет текучести, изменяемости. Господь сотворил время, его текучесть для нас с вами, земных существ. Сам Он в ней не находится. Не было такого времени, когда Его не было, Он всегда существует и всегда будет. Он находится вне этого времени. Это важное свойство Божественной природы – вечность.

В связи с этим другое важное свойство: неизменяемость. Почему это важно? Нам важно знать, что Бог всегда такой же, в любое время. Мы не можем сказать, что раньше Он людей любил больше, а сейчас меньше; что когда Он сотворял мир, у Него было много сил, а сейчас стало меньше (ведь зла становится больше). Это неправильное рассуждение. Бог вечен, находится вне времени и неизменяем: Его природа, качества, свойства не изменяются.

Отметим, что дух – это не просто такое качество, как бестелесность. Мы должны понимать дух как очень важное свойство личности. Не просто такое, грубо говоря, облако. Он личность. Это очень важно понимать. В наше время можно встретить такие рассуждения: «Я верю в Бога, это нечто надо мной». Это «нечто» имеет к тебе какое-то отношение или нет?

Это некая сила? Электричество – тоже сила. В аккумуляторе тоже находится энергия. У компьютера есть способность вычислять – на интеллект похоже, хотя это не интеллект в полной мере. Но это нечто безличное. А Господь – это Личность. И Он со своими детьми выстраивает личные отношения.

Когда Господь Иисус Христос говорит нам молиться: «Отче наш…», – это об особых отношениях человека с Богом. Это не отношения между электрическими проводами и лампочками, а отношения между Отцом и детьми, это личностные отношения. Бог есть Дух и Личность. Причем Личность неизменяемая. И сколько у Бога было силы, когда Он сотворял мир, она до сих пор такая же.

Почему у нас не всегда получается бороться с грехами, почему мы не меняемся? Это связано не с Богом, а с нами. Потому что у этого процесса – борьбы со страстями – есть две направленные силы: Божественная – Бог желает, чтобы все спаслись, пришли в истину и вернулись к Нему, и человеческая, когда человек говорит, что хочет бороться со страстями, но ничего для этого не делает (еще страсти любит или пока еще не готов к борьбе).

Поэтому Господь ждет духовного роста, помогает этому росту, и не всегда это получается с трех щелчков: раз – изменился и стал хорошим. Это долгий процесс. Мы с вами говорили, что исправление – это долгий процесс, он занимает всю жизнь. И смысл в этом стремлении, а не в результате, что пришел к Богу и говоришь: «Я прекрасен, я очистился от всего». Без Бога невозможно это сделать. Но это свойство неизменяемости мы обязательно должны иметь в виду. Потому что и сила, и любовь, и милость, и суд, и справедливость – все есть в Боге, и это все неизменяемо. В любое время будет так. Это очень важно.

  1. Беспредельность.

Это важное свойство. Оно касается того, что мы говорим о вечности: Господь вне времени. Так и беспредельность: нет в мире чего-то такого, что могло бы Его остановить, ограничить. Господь вне времени и пространства. Он не зависит от наших законов физики, которые Он сам установил и поддерживает. Он от них не зависит, Он им не подчиняется. Но, установив законы химии, физики, материального мира, Он их поддерживает и не нарушает.

Иногда Он вмешивается чудесами, потому что Он это может делать, но Сам не нарушает, потому что таков закон: установил и должно работать. Ты же не лезешь каждый раз в механизм часов и не меняешь настройки. Если все работает, то и работает. Поэтому беспредельность – это тоже важное свойство. Господь существует независимо от этого материального мира и пространства.

Еще одно свойство Божие:

  1. Всеблагой.

Мы должны понимать, что когда говорится в Священном Писании, что Бог есть любовь, – это правда. Но любовь, понимаемая нами не как человеческая, душевненькая, а другая. Господь милостив, милосерден, любит человека, у Него есть различные качества, говорящие о милости и любви, раскрывающие понятие: Бог есть любовь. Эти качества входят в это свойство: Всеблагой. В Боге источник совершенства всех благих качеств, которые Он желает изливать на сотворенный мир и человека.

Поэтому когда нам с вами лукавый, после того как толкнет нас на грехопадение, начинает рисовать образ Бога злого, гневливого, обиженного за то, что мы отвернулись от Него, споткнулись, он, конечно, лукавит, как обычно это делает.

Господь – Всеблагой. Помните, эти свойства друг с другом связаны. Всеблагость никогда не изменяется, она всегда такая. У всеблагости есть другое свойство, не менее благое (нам, может, не очень приятное): Он и всесправедлив. Но в том числе и любовь. Мы говорим: почему Господь поступает не по справедливости? Мы не видим его Божественной справедливости в мире (сколько коррупции в мире, бандитов!). А давайте к себе отнесем. Представим, если бы Бог по отношению к нам поступал справедливо. Вспомним наши грехи, какие-то злодеяния и падения и представим, если бы Господь к нам отнесся не по любви; по принципу: сделал – получи. Мы за то, чтобы Господь по любви к нам отнесся.

А с другой стороны, есть такое свойство Божие: быть Судьей – праведным, справедливым. Про праведность мы еще поговорим. Поэтому переживать, что не наказаны грешники, сейчас не надо. У Господа все рассчитано премудро, праведно. Самым великим грешникам, пока они живы, Он дает время на покаяние. Если они не покаются, то, конечно, по заслугам получат и будут вразумлены. В этом вопроса нет.

Эти все благие качества не противоположны в Боге. Мы можем или миловать, или наказывать. У нас часто это похоже на крайности, но у Бога не так. У Него суд с любовью. И любовь не такая, как нам кажется. Когда Он дает нам какие-то скорби, они нам неприятны, но они по любви к нам.

Следующее свойство.

  1. Всеведущий.

Ведать – это знать. Всезнающий – не в плане академического знания. Бог, конечно, Сам установил эти законы мира, Он знает, как они действуют. Давайте отнесем это к человеку. Часто в приходской практике встречается (я думаю, у многих священников спрашивают): «Вот ты споткнулся, почему ты не пришел сразу?»

Человек говорит: «Ну, Богу ведь не до меня. Чего я буду у Него просить... Он там, я тут. Он – Великий, а я недостойный грешник, не могу Его ни о чем просить». Это неправильно, потому что всеведение – это значит, что Он знает каждого человека, живущего на земле, не только сейчас, а во все времена. Эти свойства неизменны. Все эти миллиарды людей, которые жили за все время, со времени творения человека, Он знает. Каждого знает.

Знает не просто, как знает участковый полицейский жителей своего района, а знает каждую секунду жизни человека, что он в эту минуту думал, хотел, делал. Каждую долю секунды абсолютно каждого человека.

Это важные свойства Бога. Если человек думает, что Богу не до него, то он идет путем лукавого. Только лукавому нужно, чтобы человек от Бога прятался, и ему выгодно растоптать человека, оставить его один на один с этими мыслями, которые от страсти гордыни. Это гордыня – нежелание принять Бога таким, каким Он открывает Себя человеку. Да, Он знает тебя, Он знает, что ты в данный момент хочешь, чувствуешь, и знает наши тайные желания, которых мы порой в себе не знаем или в которых себе не признаемся. Он насквозь нас видит и прекрасно нас знает.

Дорогие братья и сестры, в следующей передаче мы продолжим наш с вами разговор. Не хотелось сжимать его. Это важное знание, которое мы должны принять и правильно настроиться, чтобы дальше изучать эту тему: «Борьба со страстями». Я еще раз благодарю тех зрителей, которые оставляют отзывы, пишут на электронный адрес: kanev@tv-soyuz.ru

Действительно, это важно. Письма приходят очень глубокие, серьезные. В рамках нашей передачи я постараюсь на них отвечать. Если вопрос конкретный, серьезный, то постараюсь на него ответить сразу на ваш электронный адрес. Еще раз вас благодарю. Спасибо, братья и сестры. Помоги вам Господь! До следующей встречи на телеканале «Союз».

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​