«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Сотворение человека

26 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 (В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

Я приветствую вас на телеканале «Союз» на передаче «Страсти и борьба с ними». Напоминаю, что у нас с вами идет цикл передач «Оглашения», который просто жизненно необходим для того, чтобы подойти к вопросу обсуждения борьбы со страстями: что это, как это делать по святоотеческому учению, учению нашей Церкви. Уже несколько встреч мы с вами обсуждаем очень важные вопросы, чтобы у каждого христианина было правильное христианское мировоззрение (мировоззрение  – это взгляд на мир) и не оказалось так, что по основным, базовым вопросам у нас с вами какие-то разногласия. Если у нас будут разногласия, значит, будут разногласия с учением Церкви, а это для христианина невозможно.

У нас восьмая беседа, и мы будем говорить о сотворении человека. Спасибо тем телезрителям, которые посоветовали писать на доске название темы. Это просто, но очень полезно. На прошлой передаче мы говорили о сотворении мира. Я зачитывал строки Библии, и мы видели, каким образом Господь создает мир, что наш Бог Всемогущий – Он из ничего создает все: видимый мир и невидимый (ангельский) мир. И сейчас мы с вами приступаем к тому, чтобы прикоснуться к этим святым строкам и узнать, как Господь сотворил человека. 

Перед этим мы должны обсудить такой немаловажный вопрос. В прошлых передачах я говорил, что с точки зрения светского естествознания вопрос о появлении мира – вопрос нерешенный, это только гипотезы. Мы должны понимать, что наша вера в то, что Господь сотворил мир, это не вера безграмотных людей, а истина, которую мы знаем из Священного Писания и которую невозможно никакими научными гипотезами разрушить.   

Потому что научный способ познания мира – не совершенный. Не надо думать, что если человек с научным знанием, званием, степенью сказал, что считает по-другому (хотя среди ученых, которые занимаются химией, физикой, много верующих христиан), что не Бог все сотворил, а был большой взрыв, то это не означает истину в последней инстанции. Невозможно посмотреть духовный мир через микроскоп, в телескопе не увидишь ангелов.

Да, это способ познания мира, но очень ограниченный, узкий, а вера дает понять и узнать то, что инструментами науки познать невозможно. Поэтому не надо думать, что если мы верим, что Бог сотворил человека и мир, то мы будем этого стесняться, вовсе нет. Это наше право, наша возможность больше узнать о мире, чем у человека, который через микроскоп смотрит на окружающих.

Так вот, вы прекрасно знаете эту распространенную не одно десятилетие гипотезу светского естествознания о том, что человек появился от обезьяны. Я прекрасно помню советскую школу, кабинет биологии. Когда я раскрываю эту тему на огласительных беседах, то перед моими глазами стоит картинка, такая панорама (я думаю, все вы, кто учился в советской школе, ее помните): сначала был какой-то микроб, потом этот микроб превращается в рыбку, рыбка превращается в какого-то тритончика, тритончик выползает на сушу, потом какая-то мышка, мышка превращается в обезьянку, обезьянка превращается в первобытного человека, а первобытный человек сразу в космонавта. Мне всегда было интересно: а где же мы? Вроде бы не с молотком, топором и вроде бы не в скафандре. Мне всегда было смешно. Не потому, что я верующий человек, а потому, что по логике было смешно, что нас нет – простых людей, у которых нет скафандра.

Понятно, что здесь преследовалась цель показать школьникам развитие. Школьникам внедрили эту идею. Но если мы научно подойдем к этому вопросу, то это не доказано. Этим занимается наука палеоантропология. Есть какие-то костные останки, как мы можем предположить, еще абсолютных обезьянок, которые ползали по земле, ходили, и потом уже появился человек.

Промежуток этот только гипотетически можно предполагать, что якобы из обезьянок появился человек. На самом деле это не доказано даже сейчас. Находок много, материала, казалось бы, много, но наука – это же не только гипотезы, это доказательства. Так вот, доказать это невозможно.

Давайте поговорим о нашей вере. Понятно, что мы сталкиваемся со светским, окружающим миром. Верить, что ты потомок обезьян, или верить, что ты сын Божий, – это выбор каждого человека, это дело веры. Давайте коснемся вопроса, как Господь сотворил человека.

Прошлую передачу мы закончили на такой важной теме: почему Господь сотворяет человека последним. Ответ на этот вопрос проистекает из нашей бытовой жизни. Когда мы готовимся к рождению ребенка, мы готовим комнату, кроватку, все необходимое для того, чтобы обеспечить ему жизнь. Так же и Господь, по любви создавая этот мир, творит человека последним. Сначала Он приготовил для него среду обитания, дом, все необходимое, а потом творит человека, потому что это самое главное и самое любимое творение Божие.

Нам не надо этого стесняться. Все создано для человека: звезды, солнце, луна и весь окружающий мир, земной шар, все планеты, вся Вселенная. Мы верим, что Бог нас так любит. Каким образом совершалось сотворение человека, мы можем прочитать в Библии. То, что нам открыто, полезно, что мы можем вместить. Я сейчас вам прочитаю эти строки, и мы о них сегодня поговорим. Наверно, я раскрою эту тему на основании слов Библии.  

Итак, вторая глава Библии. В прошлый раз я давал вам задание ее прочитать и надеюсь, вы это сделали.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

Смотрите, как интересно. Это не какой-то единомоментный акт, как Господь говорит: «Да произрастет трава» – и она произросла по всей земле. «Да произведет земля душу животных» – и они появились. Когда Господь творит человека, Он делает несколько операций. Давайте подробнее разберем.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни…

Слово «вдунул» – очень интересное. Библия – очень старый текст. В древних языках и у древних народов дыхание ассоциировалось с жизнью. Это понятно, человек перестает дышать и перестает жить.

Но тут еще примешивался мистический момент: мы не просто выдыхаем углекислый газ и вдыхаем кислород, а еще выдыхается жизненная сила человека. В этом тексте этими словами обозначается, что Господь не только сказал: «Пусть будет», а напрямую  в этом поучаствовал. Передает, конечно, не частичку Себя, но что-то такое важное, что не совсем свойственно всему остальному сотворенному миру.

и стал человек душею живою.

Мы здесь видим, что Господь берет плоть, вдыхает дух, и в человеке соединяются два мира. У ангелов нет тела (в нашем понимании). Они очень ограниченные существа, один ангел не может находиться в нескольких местах одновременно. По отношению к нам они бестелесные, но по отношению к Господу, Который везде пребывает, они, скажем так, условно телесные – все равно у них какое-то духовное тело есть.

Животный мир материальный, телесный. Человек находится на стыке двух миров, в нем соединились мир духовный (когда Господь вдунул дух в человека) и мир телесный. Этот интересный вопрос сложной природы человека выражается в том, что у христианских богословов, мыслителей можно встретить разные точки зрения на состав человека. Кто-то считает, что природа человека двухсоставная: душа и тело. Кто-то из святых отцов, церковных писателей говорит, что трехсоставная: дух, душа и тело.

Я думаю, когда вы читаете книги о сотворении Адама, о человеке, вы с этим сталкиваетесь. Противоречие это или нет? Давайте об этом тоже поговорим. Я думаю, что не противоречие. Запишем:

Одни писатели говорят, что в человеке: дух–душа–тело. Другая версия: душа–тело. Я это подробно разбираю для того, чтобы эти вопросы, когда вы столкнетесь с ними, не вызывали у вас смущения. Это не противоречащие друг другу концепции, это просто разный взгляд на одно и то же.

Я приготовил картинку для наглядности:

   

 Мы видим, что человек наливает из кувшина в стакан воду. И говорим: «Вода – необходимое для жизни вещество». А если посмотрим с точки зрения химического состава? Есть молекула воды, она состоит из трех элементов, это: два атома водорода и один атом кислорода. Это мы знаем из школьной программы. Два представления: просто вода и ее химический состав – противоречат друг другу? Нет, не противоречат, речь идет об одном и том же.

В этих двух концепциях – дух–душа–тело и душа–тело – противоречий нет. Когда говорят о двух элементах человеческого естества (дух–душа), речь идет о душе. Под словом «душа», как под словом «вода», более подробно рассматривается состав души. Оказывается, в нас есть не просто душа, свойственная каждому живому существу, а еще есть дух, который появляется в человеческом естестве, когда человек был сотворен. Это особый дар, особое свойство человеческой души, переданное Господом в акте творения, когда Он вдохнул в человека дух Свой, дух жизни.

Поэтому мы понимаем, что это не противоречие, просто  разный взгляд с увеличением. Чтобы нам было понятно, в чем разница, давайте еще об этом поговорим. Мне не очень близка теория некоторых наших современных богословов, которые  разделяют акт творения: сначала как-то существовало тело, само по себе (обезьянки существовали), а потом появился человек. Мне это не нравится. Мне более близко другое мнение: что Господь это в один момент создавал. Поэтапно, но в один момент (не так, что человек в виде обезьянки долго-долго существовал). Нам не надо примирять светскую гипотезу и библейскую истину – это совершенно разные вещи.

У нас есть тело. Понятно, что мы, будучи жителями этого материального мира, по химическому, биохимическому составу, молекулам мало чем отличаемся от животного мира. В нас есть все те же микроэлементы… Тело – понятно: мы живем, нас видно, мы можем пощупать себя. А как же пощупать душу? За что в человеке отвечает душа? Каким образом мы воспринимаем душевную нашу деятельность? Мы слышим музыку, реагируем на нее. Мы видим, оцениваем. Мы ощущаем дружбу, любовь, огорчение, печаль. Эти чувства относятся не к телу, правда? Они относятся к душе. Это наша душевная деятельность.

 Поэтому когда человек сходил на концерт симфонической музыки и получил какие-то душевные впечатления, то это не духовная, а душевная жизнь и, может, где-то телесная. Если это связано с игрой чувств, то это где-то на грани двух частей, из которых состоит человек. Так вот, душевная деятельность – это впечатления, чувства, которыми мы в этом мире оперируем. И они берутся через тело.

Можно так сравнить: представьте исследователя океана. Он же не может нырнуть и там долго находиться – нужен скафандр или какой-то аппарат с различными инструментами, который должен измерить температуру воды, давление, состав воды. И вот человек погружается в этот аппарат и только потом сможет попасть на дно моря. И получается, эти самые инструменты позволяют человеку понять, что вокруг происходит. Так же и для души тело является таким скафандром, через который душа получает впечатления.  

А что такое дух? Святитель Игнатий замечательно сказал: как у тела есть сердце, так и дух как сердце души – неотделимая от души часть. Дух без души существовать не может. Это действительно сердце нашей души. Поэтому он нечто такое, что я не могу понять, пощупать в себе.

Если душа в нашем падшем состоянии ориентирована на падший мир, его впечатления, то дух направляет всю жизнь человека к Богу. Поэтому  духовная жизнь – это не когда мы послушали симфонический оркестр, посмотрели на творения художников, а когда мы помолились. Вот духовная жизнь. И дух, помещенный в человеческое естество Богом, освящает и душу, и тело. Это сердце, сердцевина его естества, через которую благодать Святого Духа освящает все творение. И вот Адам, находясь в раю, при своем сотворении получил и благодать, и бессмертие. Если бы он не согрешил, смерть не коснулась бы его. Мы это подробнее потом рассмотрим.

Такой состав у нас с вами, у каждого человека. У нас есть тело (мы его видим), душа (мы ее ощущаем) и дух (который у каждого человека присутствует, но не каждый человек дает себе в этом отчет и идет за призывом Господа). Поэтому можно сказать, что человек состоит из души и тела, а можно сказать, что он состоит из духа, души и тела.

Мы видим, что Господь сотворил человека интересным, необычным, сложным, соединяющим мир духовный и мир телесный. Куда Он его помещает? Родившегося ребеночка мы помещаем в лучшее место, в кроватку, и Господь не просто помещает Адама на землю, которая сама по себе была раем, а это очень интересно: И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

Святитель Игнатий в «Слове о человеке» (рекомендую вам прочитать это интересное произведение, там много вопросов, которых мы будем касаться: о сотворении человека,  его предназначении, о том, как произошла трагедия грехопадения Адама) передает интересное предание об Эдемском саде. Представьте, что вся земля – сад. А тут нужно было особое место. Эдем был столицей всего рая – того райского сада, который покрывал всю нашу планету. А на Востоке (такое интересное мнение, предположение) означает «над землей». Просто красиво: сад, столица над землей. И туда помещает Господь только что сотворенного Адама.

И что же в этом саду? Тоже очень интересно.

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

Этих интересных вопросов мы коснемся позже. Эта тема сотворения человека показывает большую любовь Бога к человеку. Ведь не просто Он по капризу, по нужде его создает. Господь говорит: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. Сотворяет последним как любимое существо, помещает в особое место – в столицу, где прекрасный сад, деревья произрастают, приносят плоды для жизни человека. Все для него готово. Адам в раю ни в чем не нуждался, все у него было. Это мы нуждаемся в одежде, деньгах, работе, заботе, лекарствах, жилище. В раю надо, чтобы человек был с Богом. Сотворенный Адам был там. Ему там было замечательно. Но как интересно говорит Господь: поместил его в сад, дал заповеди, о которых мы поговорим в следующий раз.

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

И Господь сотворяет Еву человеку, чтобы он действительно был счастлив в раю, чтобы Ева помощницей была. Подробности мы обсудим потом. Заканчивая нашу передачу, самое главное, что мы должны сказать: Господь все дал человеку, чтобы он был счастлив: и помощницу, и место обитания, и задачи в виде заповедей, очень интересные и глубокие, и великое предназначение. Бог наш Великий, Всемогущий и источник всякой милости.  

Дорогие братья и сестры, спасибо вам за внимание и терпение. Особо благодарю тех наших телезрителей, которые присылают отзывы. Я в них действительно очень нуждаюсь, чтобы знать, понятно ли я объясняю, нужно ли как-то по-другому, нужно ли что-то поменять (потому что какой смысл заниматься тем, что непонятно и не нужно?). Спасибо, что смотрите нашу передачу. Ваши отзывы можно отправить на электронный адрес нашей почты: kanev@tv-soyuz.ru

Хочу пожелать вам Божией помощи, чтобы мы в вопросах веры не путались, были единодушными и понимали, что никакие земные человеческие концепции, основанные не на вере в Бога,– не абсолютны, не могут поколебать нашу веру в то, что Бог сотворил мир и человека.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​