«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Идол сребролюбия. Часть 8

30 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
(В расшифровке сохранены особенности устной речи)

Продолжаем знакомиться со страстью сребролюбия. Прошу всех, кто только присоединился к нам, обратиться к нашим первым передачам из этого цикла. В нем микроциклы. У нас пятьдесят девятая встреча. Рад, что вы реагируете на мои просьбы писать и что-то комментировать, потому что важно знать, нужна эта деятельность кому-то или нет.

Продолжаем рассматривать различные проявления тяжких грехов. Назвал я эту передачу: идол сребролюбия. Действительно, это идол. Человечество, забыв о духовной жизни, о рае, обживая землю, начинает поклоняться материальным ценностям, деньгам (как яркому выражению материальных ценностей). Имея деньги, кажется, получишь все, что хочешь, что твоя душа желает, поэтому деньги становятся ценностью. Человечество начинает поклоняться этому идолу. Это глубокий, серьезный разговор.

Сейчас мы говорим не про это, а про жизнь простых людей, просматриваем проявления, которые могут касаться нас. Не надо думать, что это касается только богачей, олигархов, миллионеров. Идолу сребролюбия можно поклоняться и имея среднюю зарплату, потому что внутри ты служишь ему. Все совершается в сердце человека. Он может думать, что служит Христу, а на самом деле служит сребролюбию. Давайте разбираться.

Одним из проявлений тяжких грехов, которое стало причиной многих других бед (таких, как воровство, взяточничество, коррупция), является стремление к богатству и роскоши. Жизнь в палатке и обед в виде кусочка черствого хлеба – это не идеал христианской жизни, не норма; это больше похоже на подвиг, и, судя по всему, нам такие подвиги недоступны. Что является нормой? Норма, когда человек работает, у него есть достаток (всего достаточно). У него достаточно нормальное жилье. Что значит нормальное? Для меня норма одно, для вас, может быть, совсем другое. Давайте возьмем общераспространенные вещи: у человека должно быть жилье, работа, во что одеться, дома уют. Японский стиль минимализма – прекрасен (он мне нравится), но не для всех является нормой. У тебя есть холодильник, в нем достаточный запас еды, у тебя дети довольны, есть все необходимое – это и есть достаток и норма. Ты что-то откладываешь, планируешь отпуск, можешь купить детям одежду, подготовить их к школе. Это достаток, то есть всего достаточно; не чрезмерно, не дорогостоящее, а по средней некой норме.

Главе семьи стремиться к тому, чтобы в семье был достаток, – это нормально, это не является поклонением идолу сребролюбия, грехом. Достойное, похвальное занятие для христианина, мужчины, что он не лежит на диване, не пьет пиво… Занимается, трудится, работает, у него семья в порядке. Это достойно похвалы. Понятно, что, занимаясь трудами праведными, ты себе какие-то излишества не приобретешь. – И не надо. Есть у тебя честно заработанная копейка, честно заработанная квартира, машина (пусть не очень богатая, но и замечательно) – Бога благодарим, всем пользуемся. Все равно мы здесь временно, понимаем, что с собой в могилу не утащим долларовые счета, дорогущие автомобили, яхты, пароходы, аксессуары...

Туда человек уходит так же, как и родился, – ни с чем. Более того, мы уходим с тем богатством, предстаем на суд Христов с тем, что наработали, с чем духовно обогатились или, наоборот, растратились, – судимся по своим делам. Поэтому если христианин начинает ориентироваться на то, что нужно здесь, на земле, пожить богато, роскошно, пользуясь дорогущими вещами, – он попал в ловушку идола сребролюбия. Это мы должны четко понимать.

Как мы с вами говорили, часто лукавый ловит ум человека за какую-то идею. Человек, приняв ложную идею, начинает неправильно ориентироваться, неправильно выстраивать свою жизнь. В итоге – начинает делать какие-то грехи, поступки, преступления и так далее. Если христианин думает, что он непременно должен быть богатым (не в достатке жить, а именно в богатстве, роскоши), то это не просто идея – пришла и ушла: «Неплохо быть богатым». Человек начинает рассматривать это как цель своей жизни, к которой он стремится. Получается,  у него зарплата, к примеру, тридцать тысяч, а ему непременно хочется какую-то вещь из разряда роскоши, которая превышает его доходы во много раз, потому что какой-то богатый человек ею пользуется (олигарх или бизнесмен)… Он не может себе этого позволить, поэтому начинает страдать. Он еще ничего не сделал, никого не ограбил, не взял взятку, не совершил какую-то коррупционную схему, но страдает потому, что это является грехом. Он начинает искать возможности какого-то незаконного обогащения. Потом получаем нелепые истории.

Сейчас обсуждается имущество одного из силовиков, которого арестовали в одной из областей (не будем по фамилиям). Мы должны пожалеть этого человека, который на государственной службе, призван Богом (он же не случайно туда попал) к тому, чтобы выполнять свою функцию, чтобы в государстве был порядок, но, к сожалению, пал. Вы понимаете, что он не один такой – это общая тенденция, человек начинает стремиться к богатству. Поскольку достичь его не может, начинает брать взятки, участвовать в каких-то незаконных схемах, а потом мы удивляемся: каким образом у него позолоченные унитазы, машины, превышающие по стоимости его зарплаты во много десятков, сотен раз. Или чиновник, выезжающий за рубеж и тратящий свои кредитные карточки в сотни тысяч долларов... Откуда они у него?

Это ли цель христианской жизни? К этому ли надо стремиться? Понятно, что нет. Мы с вами должны понимать, что любая нечестность, любые нечестные схемы по приобретению материальных средств – греховные, за все будешь обязательно отвечать. Кто-то отвечает здесь (в виде чиновников, которые попадаются), кто-то не попадается, но это не означает, что они не останутся без внимания Божьего. У Бога настоящий, справедливый суд. Здесь можно судей обмануть, схитрить, подкупить. Бога не подкупишь никак. Мы должны с вами понимать, что стремление к богатству не норма, а извращение.

Живи честно, на свою копейку, довольствуйся, благодари Бога и будешь свободен. А то уже не свобода, а поклонение идолу сребролюбия. И если мы будем жить по средствам, то и слава Тебе, Господи. Не поедем мы с вами на Мальдивы, еще куда-то – это как-то принципиально изменит нашу жизнь? Хорошо, ты съездил, влез в долги, потратился – как-то особо обогатился духовно, к Богу приблизился? Нет, только потратился, в долги влез. Поэтому Бога благодарим за то, что есть, и не стремимся к богатству и роскоши. Это даст огромную свободу. Думаю, что вы понимаете и поддержите меня в этом: это дает свободу. Ты не ходишь с мерзким ощущением, что проворовался, что-то украл – и сейчас тебя схватят и поволокут в кутузку; и окажется, что все, что ты насобирал, куда пойдет? А когда ты живешь честно – получаешь свободу. Здесь основа христианской свободы. Да, мы живем небогато, скромно, но это то, что нам дал Бог, – будем этим довольны. Мы, верующие люди, понимаем это.

Мне могут возразить: а сами-то вы, духовенство, как живете? Мы знаем примеры (сейчас Интернет позволяет). Тут монастырь за миллион долларов (или рублей) купил дорогущую машину, у того-то яхта, у того аксессуары какие-то миллионные. Когда разговариваешь с людьми, далекими от Церкви, они это ставят в укор священникам, говорят: «А вы такие, сами живете в роскоши». Приходится не то чтобы краснеть за Церковь, но я говорю: «Я это не поддерживаю, с этим не согласен». Это грехи людей, это не учение Церкви, что представители духовенства, иерархии должны жить в роскоши. Это все связано. Возьмем греховную сторону.

Я знаю множество знакомых священников – они живут скромно и по доходам, как и простые инженеры, врачи, имеют скромные машины, квартиры, взятые в ипотеку, в долг. Это правда жизни – подавляющее большинство духовенства живет скромно. Более того, из этой части огромная часть священников живет впроголодь (давайте честно говорить). У нас в епархии существует система поддержки, когда более крепкому приходу дается возможность помогать бедствующему приходу. Мне также получилось помогать одному приходу. Я вник в ситуацию – это реальный кошмар: священник с тремя малолетними детьми, прихожан всего десять человек. Из десяти человек половина или больше пенсионеры. Они при всем желании не могут помочь. Я с ними встречался, общался. Будем трудиться, помогать. Как должен жить священник? Он, естественно, живет в нищете, ему никто там зарплату не платит. Приход должен содержать священника; не для того, чтобы он жил роскошно, а достойно, обычно. Подавляющая часть духовенства живет так – можно сказать: выживают.

Рассказывают историю, что какому-то священнику помогли материально, продуктами. Жена священника в слезах благодарит за то, что они не только на одной картошке будут жить. Это правда жизни. У нас так живут священники. К ним приходят и говорят: «А у вас вот так – яхты, пароходы, самолеты». Не у нас так, Церковь не такая. Это излишки, часть того, что не является ни учением Церкви, ни аскетикой Церкви, ни ее настоящей жизнью. Понятно, что где-то такое есть, но это не норма. Откуда это все рождается? Из поклонения идолу сребролюбия.

Новостная ситуация: показывают дом, в нем все дорого, богато, барокко, роскошь, цыганский стиль. Откуда он появляется? Человек не был богатым, из грязи в князи вышел; и у него такой вкус. К сожалению, бывает так же и среди духовенства, но это не норма. Когда у человека по какой-то причине появляются деньги, он на кого ориентируется? На людей, которые тоже дорого и богато живут. Меняется сознание человека, и ему кажется, что он достоин своего положения, достоин ездить на дорогущей машине, жить в роскоши. Он не задает себе вопрос: а точно ли ты достоин этого, нужно ли это тебе? Представители духовенства, которых потом укоряют за это, к сожалению, ориентируются не на Христа, не на примеры аскетики, а на этих ребят, которые достигли роскоши, богатства и живут ради себя. Это беда, серьезная проблема.

Мы живем с вами по средствам, что есть – и слава Богу. Это непросто, потому что весь мир говорит: «Ты должен быть богат, успешен, обладать какими-то вещами». Все это – туман и пыль. Мы живем не для этого.

С этим закончили, пойдем дальше: не вернули взятое на время. Что имеется в виду? Взяли мы у соседа какой-то инструмент, пошли в библиотеку, взяли книгу. Настолько она нам понравилась – где-то лежит на полке (или инструмент лежит), и мы не возвращаем, присвоили вещь, пользуемся как своей, забыли, что у кого-то взяли. Да, ты не украл, законно у человека попросил, но попросил на неделю, а не возвращаешь уже год. В этом случае что происходит? Тоже грех. Надо возвращать то, что ты взял, слово надо держать, потому что ты, вольно или невольно, подверг человека расходам. Он может стесняться попросить обратно инструмент, ему срочно понадобится, вынужден будет идти покупать или еще у кого-то просить. Таким образом, вы незаконно обогатились, хоть не стали богатыми, но все равно получается незаконное обогащение.

Один из наших зрителей спрашивал: наносить ущерб кому-то – это плохо, является грехом, а возместить ущерб? Мы пострадали, не требуем возмещения ущерба. Грех ли это для того человека, который не возвращает? Конечно, грех.

Давайте сразу же отметим следующий грех: не возмещали нанесенного ущерба. Что это может быть? Простые примеры: мы затопили соседей по неосторожности. Надо постараться возместить людям ущерб. Бывают истории: царапнул машину и уехал – это нехорошо, нечестно, так делать нельзя. Когда мы причинили человеку какие-то неприятности, так или иначе его вещи пострадали – в этом случае нужно по-честному все возместить, чтобы не быть духовным должником. Еще раз повторим эту схему: это не ради дел, тут действуют духовные законы. Государство не нанимает нас, чтобы священники из вас делали законопослушных граждан ради законопослушности. Все имеет духовную основу. Мы соблюдаем законы потому, что их надо соблюдать, и потому, что они для нас, христиан, имеют духовную основу.

Получается, если ты взял вещи своего соседа, не вернул, например, попользовался шуруповертом, сломал его и не отдал – два греха вместе. В этом случае включается тот же самый духовный механизм, который работает, когда происходит кража. Был некий человек, у него злоумышленник украл какие-то вещи. В этом случае он не просто нанес ему материальный ущерб. С духовной точки зрения он принес ему пользу. Какую? Взял часть его скорбей с этими самыми вещами. Хотим мы, чтобы часть наших скорбей человек забрал с собой? Пускай забирает. Мы сами хорошо понимаем, сколько у нас грехов, сколько духовных долгов перед Богом, перед близкими, перед собой. Если кто-то, причиняя нам какой-то ущерб, часть их снимет – это замечательно, пусть снимает.

Но, думаю, никто из нас не захочет себе такого приключения, своих скорбей хватает, чтобы еще чужие тащить. Поэтому мы должны быть максимально внимательными, чтобы не участвовать в этой схеме.

Следующий вариант проявления греха сребролюбия. Человек получает зарплату, но ему не хватает, потому что он этим заражен, ему что-то нужно помимо необходимого. Человек начинает с угрозами, шантажом у начальства требовать выплат, доплат: лишний час отработал – будь любезен заплати. Вызвали поработать в выходной – непременно дайте дополнительно. Вроде по закону можно, но одно дело светский закон, а мы должны понимать духовную составляющую: ты себе требуешь. Не то, что начальник говорит: «Ты хорошо работаешь, я хочу тебя поощрять». Тут все законно, это честная копейка, ты за нее не отвечаешь, она принесет тебе много пользы. А если требуешь, выпрашиваешь, хитришь, обманываешь, то те деньги, которые ты получил (казалось бы, законно, официально, ни у кого не украл), все равно нельзя назвать законным приобретением.

 К сожалению, бывают истории, когда судятся родственники, близкие люди, друзья из-за денег, материального имущества. Мы должны понимать: зачем возмещать какой-то материальный ущерб, нам нанесенный? Тут работают духовные законы: Бог захотел, чтобы ты получил материальный ущерб. Ты потерпел материальный ущерб для того, чтобы очистились твои грехи, а ты пошел в суд, чтобы засудить своего брата, чтобы судебные приставы взяли у него материальные ценности и дали тебе. Что тут получается? Ты не просто отказался от очищения от греха, а еще приобрел грех, потому что отказался от промыслительной, духовной, очистительной ситуации. Поэтому не надо в этом участвовать. Нанесли нам материальный ущерб – слава Тебе, Господи, выживем и так. Тем более не надо это делать с близкими людьми. Бывают суровые ситуации – людей жалко, они сами себя загоняют в какую-то историю. За какую-то лишнюю копейку начинают судиться. Отдай лучше, свободнее будешь.

Присваивали найденные вещи, деньги. Та же ситуация: если нет нужды, не надо ничего подбирать. Если есть нужда – вопросов нет, для тебя лежит, а если нет нужды, пусть лежит для тех, кто нуждается. Я так думаю, братья и сестры, и хотел бы вам тоже такое предложить. Или человек уронил кошелек; может, за угол зашел, а потом вернется...

Получали незаработанные деньги. Вдруг приходит какая-то двадцать первая зарплата, хотя никому не выписывали, а тебе пришла: надо испугаться, озаботиться, выяснить и вернуть, чтобы не быть в этой духовной схеме…

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​