«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Борьба с чревоугодием. Часть 3

19 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

Мы продолжаем цикл бесед, который называется «Борьба с чревоугодием». Напоминаю, что передача состоит из циклов, имеющих друг с другом логическую связь. Поэтому если вы сегодня впервые смотрите наш эфир и вам непонятно, зачем все это нужно, надо обратиться к предыдущим беседам. Итак, сегодня 37-я передача «Борьба с чревоугодием. Часть третья». Мы изучаем святоотеческий опыт борьбы с этой страстью, перекладывая его на современную действительность, в которой живем. Обозначаем основные принципы борьбы с чревоугодием, которые может применять каждый человек. В двух предыдущих беседах мы уже рассмотрели 12 пунктов борьбы. В этой передаче продолжим изучать тему. Частично я попробую ответить на вопросы, которые стали поступать в связи с предыдущими эфирами. Итак, давайте продолжим изучать основные принципы борьбы с чревоугодием.

Боремся со страстью, а не с телом.

В чем тут смысл? Господь нас сотворил духовно-телесными существами. Понятно, что после грехопадения Адама мы находимся в перевертыше, когда тело занимает главное место и часто желудок командует умом. Но это не означает, что тело воспринимается в христианстве как что-то нечистое, ненужное, темница души. Господь Иисус Христос, истинный Бог, стал истинным Человеком, взял плоть в полной мере, обладал человеческим телом и тем самым освятил человеческое естество в Себе Самом. Поэтому мы с телом не боремся. Наша задача бороться со страстью. В предыдущих передачах я обозначил основные проявления чревоугодия. Еще раз напомню, что это не весь список, а основные направления, на которые надо обратить внимание.

Часто человек задается вопросом: а как надо бороться? И начинает закручивать гайки: поститься очень строго, во всем себя ограничивать. Внешне человек вроде бы делает все верно, но результаты у него негативные. Это получается потому, что человек начинает бороться с телом. Как это происходит? Мы устроены так, что должны питаться. Если человек не употребляет элементарных продуктов, жиров, углеводов, витаминов, то начинается бунт тела. Человек ходит злой, на всех бросается и превращается, так скажем, в людоеда. И вот он взял борьбу не по силам. Обратите внимание, если у вас идут опыты воздержания, борьбы со страстью и что-то не так, значит, вы начали войну с телом. А с телом бороться не надо, надо его поддерживать в правильной форме. Надо, чтобы этот «ослик», который нашу душу носит, был боеспособен, мог трудиться, молиться, но ни в коем случае не должен быть из-за наших опытов воздержания больным и немощным.

К нам пришло несколько писем от телезрителей, в которых они рассказывают, что пытаются соблюдать режим питания, но чувствуют нестерпимый голод, срываются. Человек  задается вопросом: почему это происходит – и  начинает думать, что с ним что-то не так, он какой-то неправильный, у него страсть чревоугодия такая, что он не сможет и не будет этим заниматься. Это обман. Я напоминаю, дорогие мои, что я не специалист по питанию, не врач, я гуманитарий, и те правила, которые мы с вами обсуждаем, это святоотеческий опыт и опыт наших прихожан.

Недавно пришло письмо от нашей телезрительницы, которая пишет: «Борюсь, борюсь, ничего не получается, и я срываюсь». Я просил вас в предыдущих передачах записывать, чем питаетесь в течение дня, чтобы потом проанализировать это. И вот сестричка написала, чем она питается, и стало понятно, что молодая женщина, занимающаяся спортом, работающая на производстве, требующем внимания, сил, питается недостаточно. А мы сейчас все хотим быть худыми и красивыми, боимся жиров. Получается, эта молодая женщина увлеклась модным течением борьбы с жирами. И что получилось?

 Голод от недостатка жиров

На прошлой передаче мы говорили о важности жиров для нас, людей, живущих в северных областях. Из жиров мы получаем энергию, которую пускаем в работу. Тот голод, при котором человек срывается, не может потерпеть от завтрака до обеда, с обеда до ужина, происходит от недостатка жиров в пище. Это не значит, что нужно гоняться за жирами. Но важно употреблять в пищу растительное нерафинированное масло, сыр, сливочное масло, животные жиры. Если у человека несбалансированное питание, не присутствуют все необходимые элементы в пище, то человек борется с телом. Телу нужно получить энергию, а человек себя ущемляет (не с аскетической точки зрения, не делая это правильно, не советуясь ни с кем), и получается, что он ходит вечно злой и вечно голодный. Это происходит из-за недостатка жиров. Поэтому наше питание должно быть сбалансированным, в нем должны присутствовать животные жиры (когда не пост). В пост – другое. Если в Великий пост вы взялись сокращать углеводы (картошку, крупы, макароны) и перешли на овощи, то обязательно нужно добавлять масло. Иначе вы будете вечно голодными и все бросите, снова перейдете на картошку, макароны и будете мучиться, что в пост потолстели. Обязательно должна быть сбалансированность.

Почему у нас нет сбалансированности? Из приходского опыта я знаю, что эти опыты невоздержания бывают потому, что нам лень готовить. Проще взять «Доширак» и заварить или пойти в кулинарию и купить полуфабрикаты. Бутерброды с колбасой съесть. Если мы ведем борьбу с чревоугодием, важно, чтобы мы питались нормально. Не фастфудом, не полуфабрикатами, а выделять себе время для того, чтобы приготовить пищу. Не мюсли, не гамбургеры, не пиццу, а нормальную еду. Я не говорю, что надо готовить еду из дорогих продуктов. Будет легкое чувство голода от завтрака до обеда, но оно терпимое. Ты не сонный, в рабочем состоянии. Если у нас голод серьезный, то это от недостатка жиров. И вот сестричка написала, что она питается вкусняшками и только в небольшом количестве нормальными продуктами. В таком случае будет голод.

Еще был такой вопрос от нашего зрителя. Мои слова о том, что не нужно лакомиться, он понял так, что пища не должна быть вкусной. Давайте разберемся.

Вкусно – не значит греховно

 Можно приготовить простые постные продукты, и это будет вкусно. Человек пишет: «Я не могу питаться сухой гречкой». Дорогие мои, вы и не должны питаться сухой гречкой. В этом нет никакого смысла и аскетизма. Это ошибка, которая не приведет к необходимому результату, когда тело должно подчиняться голове. Мы не со вкусностью боремся. Вкусы у всех разные. Брат пишет, что не может одной гречкой питаться, что ему нравится салат с морковкой, из квашеной капусты. Когда я читал письмо, я был голоден, и мне самому есть захотелось, потому что он вкусные вещи перечислял. Бог дал нам чувство вкуса. Поросенок ест что угодно: и помои, и хорошую пищу. Ему все равно. Мы не такие. Если бы Богу было угодно, мы бы не ощущали вкуса. Но поскольку вкус у нас есть, мы его должны держать в норме – это когда человек приготовил себе еду и не объелся, когда ее употребил. Наоборот, я считаю греховным, когда наши уважаемые сестры невкусно готовят своим мужьям. И бывает так, что женщина готовит себе постную еду, а мужу и детям непостную. Но себе с любовью ее делает, а им не с любовью. И часто бывает так, что она приходит с работы и видит, что ее постный супчик съели, а непостные произведения не едят. «Почему?» – спрашивает она. Ответ: «А у тебя вкуснее». Поэтому вкусная и простая еда в постное или непостное время – это не греховно.

Еще я говорил вам про то, что не надо использовать различные современные магазинные соусы. У нас есть традиционные горчица, хрен столовый. Это никто не запрещает, но в меру. Сухой гречкой питаться не надо – это ни к чему хорошему не приведет.

 Традиционная кухня – ориентир

У нас стали появляться вопросы о примерах рациона. Чего бы мне не хотелось, так это превращать нашу передачу в кулинарную программу. С одной стороны, я вас понимаю. Мы говорим о вещах общеизвестных. Многие говорят об этом (правильном питании, различных системах), даже не связывая это с верой, религией. Они внешне совпадают с нами, но отличаются по духовной основе. Для чего мы это делаем? А мы это делаем, чтобы не было страсти чревоугодия, чтобы не было у человека раскисшего, отравленного состояния: когда через чревоугодие входят другие страсти в душу. Поэтому мы себя и держим в норме,чтобы не грешить. Хотя внешне это похоже на современные модные системы питания. Я прекрасно понимаю, что если вы привыкли питаться картошкой и макаронами в пост, а вам говорят, что это неправильно (это сахар, инсулин, углеводы) и нужно сбалансированное питание, то вы не знаете, где его искать.

Все очень просто. Для нас ориентир – это традиционная кухня наших народов. Всё скопировать мы не можем и у нас нет цели возвращаться в XVIII век, но примерно мы ориентируемся. Если есть у нас традиции: супы, сытная пища (особенно зимой), ориентируйтесь на это, но с учетом того, что в пище должны быть жиры.

Приведу пример для тех, кто любит обезжиренные продукты. Возьмем обезжиренный йогурт и обычный йогурт. Какой йогурт будет вызывать инсулин? Обезжиренный. Потому что жир не вызывает инсулин. От обезжиренных продуктов в организме откладывается жир, а от жирной еды – нет. Это надо запомнить. То есть ориентируемся на традиционную кухню. Дешевле купить овощи, приготовить суп, чем питаться фастфудом и пряниками.

Еще был такой вопрос от наших телезрителей. Мы подходим к посту, остаются продукты, а уже заговенье. Что делает христианин? Он думает: пища – это дар Божий. Принятие пищи – это фактически богослужение, перед которым мы молимся Богу. Во время принятия пищи можно молиться. Мы осознаем, что это дар (это так и есть). Человек думает: я уже наелся, но передо мной вот еще что-то лежит и надо доедать, потому что это дар. С этим сталкиваются молодые мамочки. Недавно пришло письмо от нашей зрительницы. Спасибо, что вы пишете. Мамочка пишет, что после детей остается еда. Сама она наелась, но думает, что пища – это дар и ее нельзя выбрасывать. Она за всеми доедает, объедается, а потом чувствует, что ей тяжело, плохо.

 Не доедать пищу

Не нужно доедать пищу, даже если у вас на тарелке осталась еда. Где больший грех, когда мы объедимся или когда мы эту пищу выбросим? Конечно, большим грехом будет объедение. Господь не компьютер, Он видит, что человек не хочет объесться, – и это похвально. Поэтому если за детишками что-то осталось, не стесняемся, Господа за эту пищу благодарим, но не объедаемся. Можно это выбросить. Можно с умом выбросить: кошечке, собачке. Их тоже надо кормить. В Евангелии Господь говорит, что Он их кормит. Может, через ваши руки Он их должен покормить? Всякие мышки, букашки тоже питаются. Поделитесь с ними. Если перед постом у вас осталось достаточно непостной еды, поделитесь с теми, кто не постится. Для них это не будет грехом, они и так не постятся. Они в другой системе координат живут. Поделитесь с ними, но не переедайте.

По еде, я думаю, пока все. Если у вас будут какие-то вопросы, пишите. Но только помните, что я не врач, не диетолог, и все особенности, связанные с болезнями, я понять не могу, связывайтесь  со специалистами.

Чревоугодие – это не только страсть, связанная с принятием пищи и питья. Это еще сон, изнеженность, покой и нега для тела. Давайте об этом тоже поговорим.

Режим сна

Все мы разные. У кого-то ночные смены. Но давайте брать норму. У нас должен быть режим сна. Это то, чем болеют наши современники.

У нас много занятий, гаджеты, телевизоры, компьютеры, смартфоны. Бедные дети. Родители купили ребенку смартфон, оплатили Интернет: наша Машенька будет учиться! И Машенька до утра с кем-то переписывается, потом встает рано, не высыпается, не успевает, зато мы довольны, что у нас ребенок такой, как все.

Что является нормой? Мы читаем, что святые люди спали несколько часов в сутки. Мы с вами новоначальные. Святитель Игнатий пишет, что новоначальные должны спать 8 часов. Это норма. Кто-то высыпается за 6 или 7 часов. Когда мы соблюдаем режим, это уже работа над собой. Господь устроил таким образом, что мы во сне восстанавливаем свои силы. В вечерних молитвах мы читаем: «Ты, Господи, установил сон, чтобы восстановить силы». И это происходит на физиологическом уровне тоже. Если человек лег спать в 22.00, 23.00, то у него включается восстановление гормональной системы. Но так получается, что один гормон включает другой, третий, и человек просыпается утром полный сил. Он способен трудиться, учиться, молиться.  Когда мы не спим, правильные гормоны не появляются. Вместо того чтобы проснуться бодрыми и здоровыми, мы просыпаемся злыми, усталыми. Такое ощущение, что сна не было, а утром тебя еле распихали. Вместо того чтобы быть благодушным, открытым, радостным всему, ты проснулся злой. Причина в том, что ты не выспался. Если мы хотим быть полноценными воинами Христовыми, надо обратить на это внимание и не подражать подвижникам III века, живущим в египетских пустынях. Это не для нас с вами. Давайте поймем свою меру.

Физические нагрузки

Мы живем в такое время и в такой культуре, когда люди мало двигаются. Господь нас сотворил трудящимися. Труд – это отчасти епитимья после того, что сотворил Адам: «В поте лица будешь вкушать хлеб свой». Но бывают такие формы занятости, когда люди сидят на одном месте или мало двигаются. Если хотим привести себя в порядок, мы должны знать, что физические нагрузки – это средство борьбы. Какие это физические нагрузки? Если человек физически работает, то ему они не нужны, он и так двигается и вырабатывает все, что нужно. А если мы сидим, стоим, то у нас нет физической нагрузки, мы только едим и эту энергию не тратим. Потом мучаемся, унываем, гневаемся. Поэтому эти нагрузки должны быть как епитимья. Какие нагрузки могут быть? Зарядка, прогулки. Вместо того чтобы полежать на диване, прошел пару-тройку километров с молитвой. Это может быть какой-то комплекс посильных упражнений. Все надо делать разумно. Нужно заставлять себя этим заниматься, если нет физической работы. Обратите внимание на этот важный аспект работы над собой, чтобы тело было бодрым и послушным.

Постепенность: режим питания – две-три недели; мера сытости – две-три недели; рассматриваем рацион – две-три недели.

В прошлых передачах мы говорили, как нужно двигаться для приобретения нормы в плане питания. Я предлагаю так. У вас это может быть по-своему. У кого-то раньше, у кого-то получится позже. В предыдущих передачах мы говорили о режиме питания. Берем две недели, чтобы войти в режим. Когда получилось войти в режим питания, определяем меру сытости. Обратите внимание, братья и сестры, что это из первой части разговора о борьбе с чревоугодием. Тоже добавляем две-три недели, соблюдаем это в режиме питания, применяем все принципы, о которых мы говорили (полноценное питание в нужное время и в нужной мере). И потом, когда мы привыкнем к режиму питания и узнаем меру сытости, еще две-три недели будем рассматривать рацион. Такой план. И вы будете в норме. Особенно если выровняете режим сна, начнете посильно заниматься физнагрузками, учитывать то, о чем мы говорили, – это будут достаточные условия для того, чтобы мы с вами (простые, неопытные миряне) имели возможность бороться с чревоугодием на таком простом, бытовом уровне.

Дорогие братья и сестры, если будут вопросы, пишите. Я буду рад нашей связи. Сейчас мы будем заканчивать нашу передачу. Вот вам новый план, трудитесь, помоги вам Господь.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​