«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Блуд. Темная сторона Луны. Часть 5

16 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи) 

Мы с вами изучаем блудную страсть. Условное название – «Темная сторона Луны», часть пятая. В этом цикле про страсти мы начинаем изучать практику, знакомимся, как проявляется эта страсть. Цель нашей передачи – научиться видеть проявления страстей в себе и (хотя бы в общих чертах) научиться с ними бороться. То, что человек увидел в себе болезнь, – это уже часть выздоровления. 

Давайте будем разбираться, как эти страсти проявляются. Еще раз скажу, что у нас с вами не абсолютный список проявления грехов (думаю, что сложно его сделать), мы разбираем общее направление, как могут проявляться те или иные страсти. 

Давайте приступим. Мы с вами изучаем тяжкие грехи. Напомню, что в каждой страсти есть смертные прегрешения: те грехи, которые однозначно приводят к духовной смерти человека. Есть тяжкие грехи. Если человек не будет их исправлять, то они очень легко переходят в смертные грехи или своим количеством тоже приводят человека к духовной смерти. Давайте будем смотреть, как проявляется блудная страсть. 

Одно из таких проявлений касается христиан. В одной из передач (во второй части про блудную страсть) я говорил с вами, дорогие братья и сестры, о том, что мы должны различать христианскую семью (где муж и жена христиане) и смешанную семью (где один христианин, а другой инославный или атеист). Семья есть, они живут, друг друга устраивают; и все благополучно, кроме того, что один верующий, а другой нет. 

Часто мы можем видеть (на нашем же телеканале «Союз»), как пишут: в пост супружеское воздержание. Правильно, оно должно быть, но это касается только христиан. Не надо экспериментировать в этом со своими супругами, которые не являются христианами; это тонкая и больная тема. 

Мы живем в сложное время. Сейчас из-за средств подачи, получения информации любая блудная тема очень быстро распространяется, ее легко получить в виде фильмов, картинок, текстов, новостей, чего угодно. Допустим, чтобы сто лет назад какой-то взрослый, даже зрелый мужчина мог увидеть обнаженную чужую женщину, такого представить вообще невозможно. Сейчас включи днем телевизор – всякого насмотришься; и малолетние детишки смотрят телевизор, компьютер. Это сейчас не проблема, никого не удивляет. Но то, что тебя это не удивляет, не означает, что это не работает, что вид обнаженного женского тела на тебя не повлияет. Ты такой кремень, суперчеловек? Нет, обыкновенный человек, состоишь из плоти и крови, страсти могут взыграть и тебя победить. 

Давайте сразу договоримся: это касается только христиан, не касается смешанных браков. Мы должны понимать, что в супружеском общении нет никакого греха, не надо выдумывать какую-то нечистоту и делать поклеп на Бога, на Его установления. Дети рождаются в семье, муж и жена дополняют друг друга – это две половинки одного целого. Эти отношения освящены, святы, и их мы не касаемся. Особенно когда нет никаких противоестественных экспериментов у христиан, чего и не должно быть. 

Мы с вами в посты должны пытаться получать опыт воздержания. Это очень интересный опыт. Мы живем в семье, и блудная страсть может ярко не проявляться (потому что есть супружеское общение). Она может быть в виде каких-то проявлений, о которых мы говорили в прошлой передаче: распущенности, шуток. Но получить опыт воздержания 

тоже очень интересно, чтобы посмотреть за собой: во мне же живет эта страсть; как она живет, как работает? Как писал апостол Павел, мы должны договориться. Мы же знаем друг друга, темпераменты у людей бывают разные. Кому-то эти супружеские отношения сто лет не нужны. А бывают люди с очень горячим темпераментом, им это нужно часто, регулярно. Зная друг друга, вы должны договориться: постараемся столько-то недель воздерживаться. Это должен быть ваш график, никто к вам не должен лезть. Возможно, вы не можете, из-за этого чувствуете себя неправильными, греховными, не идете на исповедь, огорчаетесь, опускаете руки, говорите: это не для нас. Но попытка видеть свою слабость, немощь – очень полезна. 

Когда христиане не пытаются получить опыт воздержания – это плохо, мы должны учиться. Пусть не получится сразу, ничего страшного. Не получилось – начинай снова и снова, изучай себя, свое сердце, это интересно. Что касается умеренности, нужно получать опыт воздержания; когда мы это не получаем, то развиваем блудную страсть, даже живя в законном браке. 

Еще одна подпитка этой страсти может быть в чем? Когда законные отношения являются настолько самоцелью, что нет никакой умеренности в этом общении. У нас с вами есть определенные дни, когда мы готовимся к причастию, когда идут какие-то праздники и мы хотели бы причаститься. Когда тема супружеского общения у нас на первом месте, а причастие и исповедь откладываем на потом, то в этом случае у нас появляется неумеренность. Церковь не расписывает, сколько раз мужу с женой общаться. Это ваше личное дело, но есть какие-то общие принципы, которые мы должны соблюдать, чтобы учиться. Опыт воздержания и умеренности нужен не Церкви, а нам как членам Церкви, чтобы мы с вами тренировались, учились. Это очень интересно. И если мы не имеем анализа этой стороны супружеской жизни – это плохо. Еще раз напомню: это касается только христиан. 

Измена в сердце. В Евангелии Господь говорит о таком проявлении страсти: если кто с вожделением смотрит на женщину (это мужской пример, но женщина должна понимать, что она точно такой же человек и у нее все точно так же работает по отношению к мужчинам)... Если ты с вожделением смотришь на лица противоположного пола, то ты в сердце изменяешь. Это повод нам с вами поговорить о том, как мы должны следить за своим зрением, чувствами и что такое «с вожделением». В прошлой передаче я говорил, что это такое. Это особое, оценочное, разглядывание. Давайте вспомним, как получилось у Евы; может быть, это будет похожий пример. У древа познания добра и зла змей пытается обмануть Еву. Она начинает смотреть на плод, прекрасно понимая, что он запретный. В Библии интересно говорится: он стал ей приятен, интересен, притягателен для нее. Она около него ходила постоянно (мы не знаем, сколько они в раю успели прожить), он не волновал ее, она видела – древо познания добра и зла, плоды, которые нельзя есть (все нормально: эти можно, а эти нельзя), можно заниматься своими духовными делами... А когда начинаешь это оценивать – он становится притягательным, пошел, взял, съел – и, что называется, «здравствуй, ад». 

Получается, если мы не следим, что и как в нас проявляется, то это дает полную силу страстям работать в нашем сердце. Раз они там работают, то очень легко и бесконтрольно выходят, с трагедиями и жуткими страданиями. Все начинается с этого. С другой стороны, мы должны понимать, что в раскладке грехов есть физическая измена (трагедия развала семьи) – тяжкий смертный грех. Измена в сердце – это, конечно же, не смертный грех, но его предтеча. То есть оценка исправления их тоже разная. Если физическую 

измену надо очень долго духовно лечить, то эту надо лечить раскаянием и работой над своим сердцем. Обязательно надо работать. 

В другом евангельском чтении, когда говорили о нечистоте (у иудеев много разных ритуалов было и существует по поводу ритуальной чистоты), Господь говорит: нечистота не приходит к человеку с пищей, а исходит от человека, из его сердца. Получается, если мы за своим сердцем не следим, то страсть там растет, набирает силу, ждет момента и может ударить. Причем не надо думать, что я сейчас такой опытный, в церковь хожу несколько лет, мне уже пятьдесят или шестьдесят лет… Это может выстрелить в любом возрасте. Поэтому никогда себе не доверяем, ведем себя крайне осторожно, следим за внутренним состоянием, потому что самый главный изменник сидит у нас в сердце. С этим, я думаю, понятно: следим за своим сердцем и стараемся не смотреть с вожделением, с оценкой, блудным интересом на лица противоположного пола. 

Развращение детей. В каком плане? Существует несколько вариантов ответственности родителей за детей. Свой собственный пример, когда родители, не стесняясь детей, начинают проявлять друг к другу супружеское внимание (пусть не откровенное, но все равно – флирт и так далее). Детям еще рано, но они уже видят, начинают копировать. И в чистую детскую душу заранее закладывается, что вы не просто папа и мама, но еще есть какая-то интересная сторона жизни. Это всегда привлекает, лукавый тут же подкинет этого интереса. Поэтому наш собственный пример очень часто развращает детей, и мы несем ответственность за это. 

Интернет. Я об этом регулярно говорю, не потому, что являюсь открытым врагом Интернета (понятно, что пользуюсь им, работаю), это очень удобно, замечательно. Но мы понимаем, что кроме большой пользы и удобства есть еще темная сторона Интернета, которая предлагает разную доступную информацию из фильмов, текстов, блудные картинки. Представьте подростка, у которого и так в голове компот из гормонов, он себя понять не может, ему все это интересно. Родители купили ему смартфон, потому что у соседа такой же, оплатили Интернет и говорят: «Давай занимайся чем-то полезным, учись». Купили компьютер для учебы, а там, кроме «танчиков», ничего нет. Я шучу, но вы понимаете, что это горькие шутки. 

Получается, если мы с вами оплачиваем Интернет, смартфоны, если не следим за временем, сколько ребенок сидит в Интернете, чем он там занимается, куда лазит бесконтрольно, то не надо думать, что в развращении нашего ребенка виноваты какие-то западные спецслужбы. Ты сам это все сделал, сам оплатил. Я в таких случаях говорю: «Представь, что ты женщину с низкой социальной ответственностью привел к своему сыну-подростку и сказал: давайте пообщайтесь». Человек удивляется: «Ты что такое говоришь!» А в чем разница? Ты оплатил, и они пришли к нему через Интернет домой, а ты говоришь: «Слава Богу, он на улицу не ходит». Лучше бы пошел на улицу, подтягивался там, отжимался, побегал, в футбол поиграл вместе с тобой, чем сидеть дома и непонятно чем заниматься. С тобой уже неинтересно, у него там другие друзья. 

Поэтому не думайте, что не несете ответственность за это; несете прямую ответственность, потому что вы это оплачиваете. Здесь надо еще сказать про одежду. Вы заранее приучаете детей быть блудно модными (об одежде мы говорили в прошлый раз, насколько она важна для правильного душевного устроения). Почему-то хочется одевать (особенно девочек) в какую-то взрослую одежду, приучать к макияжу. Зачем? Мамочка говорит: «Ха-ха, мы с дочкой мало чем отличаемся». Это плохо. Ты делаешь это для того, чтобы самой не выглядеть на свои годы, поэтому подтягиваешь дочь, чтобы она чуть 

постарше выглядела? А выглядят обе как блудницы. Зачем? Дайте детям быть детьми. Зачем их заранее приучать к этому? Сейчас огромный выбор. Выбирай хорошее, приличное, красивое, со вкусом, учи вкусу ребенка. Зачем детей заранее приучать к блудному? Поэтому развращение ложится тяжкой ответственностью на родителей. 

Сквернословие – тоже очень распространенная вещь. Скверна – это нечистота, блуд. Все матерные слова тоже касаются темы «ниже пояса». Когда женщины начинают материться – это вообще жутко выглядит. И дети пишут в Интернете непонятные вещи. Это очень плохо, и нам, христианам, нужно этой скверны не допускать. Это не просто слова. (Господь нам сказал: «За каждое слово свое ответишь».) Любое слово обязательно связано с чувствами. Это не абстрактное понятие. То, что ты сказал, у тебя вылезло из сердца. От избытка сердца говорят уста. Получается, у тебя в сердце избыток блуда, даже если ты физически не блудишь, у тебя нет контактов, но это сидит внутри, как надувшийся пузырь газировки: чуть открываешь, лезет пена, и получается эффект проявления и подпитки блудной страсти. Произнося это все, снова это проживаешь, переживаешь, увеличиваешь то, что в тебе есть. 

Еще одно из проявлений – участие супругов в каких-то праздниках без своей второй половины. Очень важно этого не делать для безопасности. Знаю историю (совершенно дичайшую) – это живая история, знал этого человека. 

У прихода был приписной храм в детской городской больнице. Там регулярно шла служба, огласительные беседы, литургия, исповедь. Там я познакомился с этой женщиной. Она довольно к глубокой пришла вере, ребенок у нее был серьезно болен, что подтолкнуло ее к вере. Мы прошли огласительные беседы, она очень глубоко каялась, причащалась. Ребенок болел тяжело, они лежали долго, поэтому была возможность долго общаться. Когда уехала домой, сообщала, что ходит в храм, все благополучно, мы очень радовались. Приезжает она через год в совершенно разбитом состоянии. Что произошло? У нее муж работал на вахте (вахтовым способом), причем большой срок, три или четыре месяца. 

Примерно посередине этого срока происходит встреча одноклассников. Вроде бы что может быть безобиднее? Они собрались, все друг друга знают, десять лет после окончания школы. Как собираются взрослые дяденьки и тетеньки? Конечно, чрезмерно выпили. Она сначала не собиралась идти, потом позвонили подружки: приходи. Пришла, выпили, весело, воспоминания. И там был дяденька – первая ее романтическая любовь. Она в последних классах мечтала с ним дружить, не получалось: он такой красивый, независимый, все девочки вокруг вьются, а она скромная... А тут она расцвела, стала красавица. Он пришел к ней, говорит: «Ты такая…» 

Взрослые люди понимают, что все это закончилось, к сожалению, блудным падением. Беда. Она христианка, понимает, что произошло. Как жить, что делать? Мир пополам треснул, все в пух и прах. И через месяц она узнает, что беременна от этой связи. Мужа нет. Все понятно, что ребенок не его. Она в шоке. Какой у нее выбор? Мужа можно было бы обмануть, но ребенка же не утаишь. Или его надо убивать. Представляете трагедию этой женщины? 

Но на этом еще не заканчивается. Она плачет, горюет, зовет свою родную сестру. А ее сестра тоже замужем, женщина приличная, хорошая, давно хотела иметь детей, не получалось; и вдруг забеременела, причем очень тяжело, лежала в больнице, ее выхаживали, отпустили домой, чтобы она немного побыла дома. Состояние вроде 

стабилизировалось, она ходит тяжело, страдает, но очень хочет долгожданного ребеночка. Сестра пришла к этой женщине. Та рассказывает, что произошло. Сестра ей говорит: «Как ты такое могла сделать! Муж у тебя такой хороший». Началась ссора, моя знакомая давай сестру выталкивать из дома, та упала – случился выкидыш… 

Приезжает с комком горя: муж скоро приедет, она уже два месяца беременная, у сестры, получается, убила ребенка, с сестрой отношения порваны навсегда. Из-за чего? Из-за того, что человек сходил вроде бы на невинную посиделку одноклассников. Чем закончилось – не знаю, но вряд ли чем-то хорошим. 

Итак, простительные грехи – это те, которые легко проявляются (порой без нашей воли) и которые легко можно исправить. Их не так много. Это случайное похотное чувство. Допустим, человек шел, случайно что-то услышал – и у него взыграло это чувство. Он вроде бы не виноват, но пропустил его легко, оно возникло, тут же покаялся, успокоился – и пошел дальше. 

Смешливость – быстро проявляемое чувство, действие страсти. Когда в какой-то компании собрались мужчины и женщины, очень легко поддаться на юморок, шутливость. Надо за собой следить. Не надо из себя изображать каменную глыбу, но надо за собой следить. 

Мечтательность, мечтания о любви, семье, счастье часто приходят к людям неженатым (или женатым, которые мечтают о свободном времяпрепровождении) – это тоже является способом проявления блудной страсти. Не то что человек залип в эту мечту и ее прокручивает, но что-то мимолетное: раз – отрезвился: «Господи, прости и помилуй». 

Дорогие мои, на этом остановимся. Еще раз скажу – это не все проявления, а основные проявления блудных грехов. Будьте внимательны, следите за собой. Если будет желание написать отзыв, письмо, я очень вас прошу это делать. Это очень интересная форма общения, и видно, что это нужно, приносит вам пользу, поэтому буду очень благодарен и рад вашим отзывам и письмам. 

В следующий раз, если Бог даст, мы с вами приступим к разбору, как бороться с этой сложной, непростой страстью. Бог даст, изучим и попросим Его помощи в борьбе с нашими страстями. Помоги вам Господь, дорогие братья и сестры. 

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​