«Страсти и борьба с ними» с прот. Андреем Каневым. Гнев-человекоубийца. Часть 16

15 июля 2022 г.

Сегодня у нас необычная беседа – мы поговорим о том, как Священное Писание оценивает страсть гнева. В Библии довольно много говорится о гневе – как человеческом, так и Божием. Но прежде коснемся основных моментов: сегодня 16-я встреча в рамках маленького цикла и 82-я встреча в рамках большого. Напомню, что начинать знакомство с темой «Страсти и борьба с ними» нужно с первых передач – с изучения основ веры. Борьба с грехами невозможна без правильной веры, без принятия истин христианства. Иначе это будет все что угодно, но не христианство. Мы же – христиане, боремся с грехами не своими силами, не своим напряжением воли, а милостью Христа и своими попытками.

Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих (Притч. 27, 3). Человек, который не борется со страстью гнева и распускает себя, характеризуется в Священном Писании не просто как грешник, но и как глупец (именно глупцами в Священном Писании и называют грешников). То есть человек развивает в себе страсть, она его побеждает, затмевает ум, поэтому он делает глупости, а  вовсе не потому, что родился больным, плохо соображает, не имеет образования и не ориентируется в современном мире.

Глупцы это грешники, и гнев глупца тяжелее, чем камни и песок. Но кто же в первую очередь страдает от человека гневливого? Он сам и страдает, потому что из состояния равновесия и мира очень легко переходит в раздраженное состояние. Такой человек портит жизнь себе и близким. И если мы любим близких, то будем стремиться к тому, чтобы в наших семьях были нормальные отношения. А как близкие воспринимают наши грехи? Не видят ли они в нас тех самых глупцов, гнев которых тяжелее, чем камни? Есть о чем подумать.

Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь (его), придется тебе еще больше наказывать его. (Притч. 19, 19). Этот совет адресован и начальникам, и родителям, и тем старшим, которые воспитывают младших. Не надо просто так распускать своих подчиненных и воспитуемых, когда, например, они гневаются, а ты просто все терпишь. Так нельзя. Надо наказывать, но это не про избиение и увечья.

Наказания могут быть совершенно другими: можно поговорить с человеком с сочувствием, и ему станет стыдно, можно ограничить его в чем-то. Ведь если пощадить такого человека, то потом придется наказывать его еще больше, поскольку страсть, оставленная без внимания и борьбы, легко превращается в больший грех. Например, кто-то из подчиненных оказался гневливым и скандальным и, не видя отпора, понимает, что ему все сходит с рук. Что будет дальше? Дальше он будет скандалить еще больше! Потому обязательно должно быть наказание.

Эти слова полезны и нам самим. К тому же они могут обозначать отношения человека и Бога. Если я, допустим, гневаюсь и не борюсь с этой страстью, распускаю себя, то чего мне нужно ждать в ближайшее время? Наказания! Ничего удивительного здесь нет. Если мы кого-то несправедливо вразумляем, давим, якобы воспитываем, то нас тоже начнут наказывать и воспитывать (это все для того, чтобы мы начали вести борьбу с собой), потому что жить и работать с глупцом неприятно. Обратим на это внимание. В Книге Притчей показываются как человеческие отношения, так и отношения Бога и человека. Давайте работать с этой страстью и не допускать ее проявления, чтобы не было впоследствии наказаний.

Не может быть оправдан несправедливый гнев, ибо самое движение гнева есть падение для человека  (Прем. Сир. 1, 22). Мы привыкли думать, что греховное падение это когда кто-то в блуд впал. Но с точки зрения Священного Писания это может быть любая страсть, и само движение гнева в сердце воспринимается как падение. Если только в душе загорелось и ты еще никого не начал воспитывать или наказывать, то и это не норма – это уже проступок, который легко приведет к худшему падению, к большему вреду для себя и другого человека.  

Всегда важно оценивать свои поступки и чувства. Часто бывает, что зарождающийся гнев мы воспринимаем как проявление характера, темперамента или оправдываемся, что нас до этого довели, что мы не виноваты, что это все эмоции – такие вот мы эмоциональные бабочки. Однако Священное Писание говорит о том, что если есть движение гнева, то это уже грех: только рот открой – и польется, только начни вразумлять ближнего – и до драки недалеко.

Что такое несправедливый гнев? Например, когда мы увидели, что наша любимая ваза расколота – и мы сразу начали порядок наводить, ругать детей, устраивать им строевой смотр. А потом оказывается, что это кошка сделала. А Господь через Иисуса, сына Сирахова, говорит нам, что несправедливый гнев ничем не оправдывается. Прежде чем что-то решать или делать, сначала мы должны в этом разобраться. Гнев это уже падение, и если тебя начал захватывать гнев, то успокойся, приведи себя в порядок и только потом разбирайся.  

Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю (Пс. 36, 89).

Здесь нам показан образец, к чему нужно стремиться. Нельзя допускать гнев и тем более ярость. Ярость есть более яркое проявление этой страсти – в ярости люди и убийства совершают.

Нельзя допускать ревность  даже в чувствах ревность есть зло. Потому что делающие зло истребятся. Здесь нам показано отношение Бога к согрешающим, к злящимся, к осуждающим. А мы часто живем в этой помойке гнева, осуждения, злобы.  Надо успокоиться и перестать это делать, поскольку уповающие… на Господа наследуют землю.

Также Господь говорит:  Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5). Что же это за земля – государственная или частная? Нет. Это земля твоего сердца, и Богу важно видеть, владеешь ты собой или нет. Когда ты гневный, ты просто открываешь двери своего сердца – и туда заходит все: и гордыня, и тщеславие, и что угодно. Противоположность гневу добродетель кротости. Если ты борешься с гневом, бьешься за кротость, то становишься хозяином земли своего сердца и ума. Быть хозяином своего сердца и ума – подумайте, какая серьезная тема!  

Делающие зло, истребятся, а уповающие же на Господа (т.е. надеющиеся на Бога) наследуют землю… Мы спросим: а при чем здесь гнев и упование на Бога? Часто бывает так, что мы гневаемся потому, что Господь поставил нас в какую-то ситуацию. Допустим (в прошлый раз мы обсуждали это), ты собираешься на работу, опаздываешь и начинаешь злиться. Все кругом кажутся тебе плохими, противными, потому что это они не дали тебе выйти вовремя из дома.  

Человек, смирись с этим – приедет другой автобус! А ты, опоздав, придешь на работу и скажешь: «Простите, больше не буду». Но наша гордыня говорит не так – мы хотим быть идеальными, хотим, чтобы все у нас получалось. А если что-то не получается, то мы из-за этого злимся, поэтому нам и говорится в Священном Писании: «На Господа уповай – надейся на Него, и все у тебя получится». А сколько бывает злобы, гнева, когда в жизни происходит что-то серьезное: потеря имущества, работы, другие трудности – и тогда человек просто живет в гневе. А Священное Писание говорит нам так: «Уповай на Бога и у тебя все будет».

Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых  (Еккл. 7, 9). Опять мы видим это противопоставление: глупый – умный. Глупость – это клеймо грешника. Не будь духом твоим поспешен на гнев, то есть не позволяй себе гневаться, не выпускай тараканов из своего сердца. Не надо их выпускать на своих близких: словами, делами, какими-то мыслями, осуждением, которое в душе, но проявляется на нашем лице. Не будь поспешен – борись, не давай гневу хода, потому что он гнездится в сердце глупых. И мы должны понимать, что гнев хранится в сердце глупых ­– закоренелых, неисправимых грешников.

Итак, братья мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1, 9). Тоже интересные слова о страсти гнева ­– всякий человек да будет скор на слышание.  То есть это не только способность слышать ухом или слуховым аппаратом, а способность понимать человека – его истинные мотивы, смысл сказанного, понимать то, о чем он нам говорит.

Будь медлен на слова – обдумай прежде, что ты хочешь сказать, чтобы не обидеть человека, чтобы не выразить  осуждение, не наговорить каких-то глупостей. Послушай, что человек тебе говорит, дослушай его до конца, пойми, осознай, продумай свой ответ и тогда скажи, то есть будь медлен на гнев.

Допустим, к нам кто-то прибежал и начал рассказывать какую-то историю. И мы тут же в это поверили, осудили, разгневались, наговорили всего.  А в Священном Писании нам говорится: «Нет, послушай спокойно о том, что кто-то говорит о другом, разберись!» Надо сказать человеку хорошие, добрые слова – мол, успокойся, давай разберемся, подожди, сам не гневайся, и тогда только что-то получится, ибо гнев человека не творит правды Божией.  

В гневе ты натворишь дел: осудишь, словами, делами и чувствами нагрешишь. Но если успокоишься и будешь мирным, то сделаешь правду Божию, потому что трезвый ум и сам заповедь вспомнит, и Господь ему что-то подскажет – как правильно ответить, как правильно поступить в этой ситуации. Но гневливый человек сам себя всего этого лишает.

Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобою да будут удалены от вас  (Еф. 4, 31). Показатель правильности духовного устроения христианина заключается в том, что человек понимает: раздражение, ярость, гнев, крик, злоречие (все, что перечисляется в послании апостола) должны быть удалены из его жизни. Мы с вами много говорили в предыдущих передачах о проявлениях грехов, и все они  со всякой злобой да будут удалены.

Состояние гневливого человека, когда он пребывает в ярости, гневе, крике, злоречии, когда ругается с другими, поливает их бранными словами, – это уже состояние не христианина. Это ненормальное состояние, и нужно не допускать такого и обязательно бороться с подобными проявлениями, потому что это состояние того самого  глупца, гнев которого тяжел как камень (мы уже говорили об этом вначале).  

Так же и в Послании к Ефесянам нам говорится о другом – святом гневе: Гневаясь, не согрешайте, солнце да не зайдет во гневе вашем, и не давайте места дьяволу (Еф. 4, 2627). О  каком гневе здесь идет речь? Если в предыдущей цитате говорится о страсти гнева, то в данной –  гневаясь, не согрешайте – речь идет о ситуации, когда человек начинает защищать веру, ближних, совершать какие-то действия, которые ограничивают зло.

Солнце не зайдет во гневе вашем – о чем здесь речь? Если мы вдруг поссорились, если произошла какая-то размолвка, то согласно заповеди мы не должны тянуть до завтрашнего, или послезавтрашнего дня, или до того момента, когда на исповедь соберемся (бывает, люди поссорились и год ждут Прощеного воскресенья, чтобы помириться). Не надо ждать – солнце не должно сесть во гневе нашем, т.е. мы должны успеть помириться до заката солнца, до вечера, а в идеале это надо делать сразу, чтобы не давать места дьяволу.

Наверняка многим знакома и понятна ситуация, когда  муж и жена поссорились и начали играть в молчанку: ходят по квартире, якобы не замечая друг друга, бывает, что по WhatsApp  пересылают друг другу просьбы. Это смешно со стороны выглядит. Бывает, что месяцами живут как кошка с собакой – это же ужасно! И если они оставят неразрешенным этот конфликт, то что произойдет в такой ситуации? Конечно, они дадут место дьяволу!

Поэтому гнев (если вернуться к началу цитаты) позволителен только как инструмент, и не как инструмент убийства человека (духовного, душевного, физического), а как инструмент исправления. Если мы гневаемся греховно, то нам не надо его применять. В Священном Писании говорится, что Господь гневался на фарисеев, когда выгонял бичом торгующих в храме, и это был святой гнев. У нас такого, конечно, не бывает, мы с вами грешим совершенно по-другому – греховным гневом, страстью.

И, наконец, последняя цитата из Евангелия от Матфея: А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной (Мф. 5, 22). Если кратко, то речь здесь идет о разных состояниях гнева. Что значит гневаться напрасно или не напрасно? Не напрасно человек гневается на брата тогда, когда, допустим, тот его от Бога отводит – пытается каким-то образом склонить ко греху, соблазнить на грех. Гневаться надо на сатану, на грехи, на себя, на страсти. Но напрасно на брата гневаться нельзя, потому что результатом этого будет суд.

Кто же скажет брату своему «рака». «Рака» – это такое слово, которое обозначает презрение.  Некоторые  толкователи Священного Писания говорят, что к уважаемым людям обращаются на «вы», а обращение на «ты» может относиться к презренным людям, и тогда, например, с презрением говорят: «Да зачем ты пришел?»  Вот и получается, что если ты так неуважительно относишься к брату своему, то подлежишь синедриону.

Синедрион – это высшее судилище. Нам показано в Писании, что мы не имеем права так относиться к своим близким – мы не должны судить о них по внешнему виду, по одежде и поведению, считать, что они презренные. Мы не должны никого презирать и осуждать за поступки, грехи.

Кто скажет: "безумный" брату своему…  О чем здесь идет речь? Мы часто обзываем друг друга всякими обидными словами. Помните, мы говорили о том, кто является глупцом согласно Священному Писанию? Закоренелый, неисправимый грешник. И если мы кому-то говорим (не просто как-то обзываем, хотя это тоже нехорошо и неправильно), что он – неисправимый грешник, то сами  подлежим геенне огненной, потому что берем на себя суд Божий. Ведь Сам Господь этого неисправимого (как нам кажется) грешника может исправить, и он еще впереди нас побежит ко Христу.  

На этом будем заканчивать – это был некий эксперимент. Не знаю, понравился он вам или нет, но хотелось с вами поделиться и таким взглядом на страсть гнева.

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать