«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Как появилось зло

14 августа 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Дорогие братья и сестры, я приветствую вас на телеканале «Союз» на передаче «Страсти и борьба с ними». Сегодня у нас с вами уже четырнадцатая беседа из цикла огласительных бесед, который мы ведем в рамках нашей передачи.

Каждый раз я напоминаю, что изучать огласительные вопросы – это необходимость христианина. Даже если вы когда-нибудь посещали огласительные беседы, читали Катехизис, все равно необходимо регулярно повторять эти простые истины. Практика приходской жизни показывает: даже если человек прошел огласительные беседы, потом со временем эти простые истины забываются и человек делает ошибки.

На двух последних встречах мы с вами говорили о свойствах Божиих. Нередко задают такой вопрос: «Если Бог Благ и все у Него хорошо, то откуда появилось зло?» Тема сегодняшней беды: «Как появилось зло?»

Мы изучали с вами свойства Божии и знаем, что наш Господь, в Которого мы верим, Всеблаг, в Нем нет никакого зла (ни крупинки, ни частички), ни потуги ко злу. Господь – абсолютное добро, благо, любовь. Важный тезис: Бог Всеблагой, в Нем нет никакого зла. Откуда тогда это зло появилось?

На наших первых встречах мы говорили о том, что Господь сотворил тварный мир из ничего, по Своему всемогуществу, и этот мир благ, хорош. В Библии говорится: «Сотворил Бог и смотрит, что это хорошо». День первый, второй, третий… Он дает оценку: этот мир благ.

Подумать, что зло появилось вследствие ошибки творения, невозможно. У нас есть ставшая знаменитой фраза: «Хотел как лучше, получилось как всегда». Это про нас. Про Бога так невозможно подумать. Господь все продумывает, у Него все замечательно, по Его всемогуществу хорошо (весь тварный мир тоже).

В Символе веры мы поем: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Невидимый мир – это ангелы. Кто такие ангелы? Это служебные духи, сотворенные Богом. Но они сотворены не потому, что Ему нужны слуги или Ему чего-то не хватает: сил или возможностей. Это у нас так: сами не можем бетон месить – нужно нанять помощников или работников.

Мы изучали с вами, что Бог ни в чем и ни в ком не нуждается. Он Сам Всеблаг, все у Него есть для Его вечного и всегдашнего существования. Мы изучали, что свойство всеблагости включает в себя в том числе любовь и милость. И эта любовь желает, чтобы еще кто-то в этой любви жил. Не нуждается, а желает.  

Об этом нам говорят святые отцы. У святителя Игнатия можно об этом прочитать. Рекомендую вам для чтения такое замечательное его творение, как «Слово о человеке». Оно бывает издано отдельной тонкой книгой, которую можно прочитать за один вечер или пару вечеров. А также бывает в сборнике сочинений. Темы, которые мы изучаем, в этой книге хорошо, глубоко, намного интереснее и более духовно раскрыты. Мы же касаемся их буквально по верхам.

Господь по Своей всеблагости, любви желает, чтобы были разумные существа, которые отвечали бы Ему взаимностью. По Своей премудрости, благости Он сотворяет ангелов. Сотворяет их из ничего, как и весь мир. Ангелы не существуют вечно, они не равны Богу. Это особые Божии творения.

Так же, как и человек, они сотворены по образу и подобию Божию. Святитель Игнатий пишет, что они сотворены разумными, обладают чувствами, памятью. Это не какие-то непонятные нам существа. Они не похожи на нас, но мы можем предположить, как они созданы. То есть ангелы – это служебные духи. Из Священного Писания мы знаем об их различных функциях.

Слово «ангел» переводится как «посланник». И мы знаем из Священного Писания, из Предания Церкви, что есть три иерархии ангелов, а в каждой иерархии три чина. Чтобы было понятнее, можно сравнить с армией. Есть младший командный состав: сержант, старшина, прапорщик. Средний командный состав офицеров: лейтенант, капитан. И старшие офицеры: майор, подполковник, полковник. Они друг другу подчинены и включают группу чинов и званий.

Так же и у ангелов. Ангельский мир устроен не хаотично, что каждый делает что хочет, летает куда хочет. У Бога Царство, а не демократия, и этот ангельский мир устроен очень строго и по порядку. Но не с излишками нашей человеческой иерархии, когда обладающие властью этой властью упиваются, унижают младших. Тут такого нет. Ангелы – это совершенные существа (по сравнению с человеком). Они сотворены благими. Напомню, что у благого Бога все хорошо и благо.

И эта соподчиненность одних чинов другим построена тоже на любви, на совершенно других отношениях: не на страхе, как у нас, а на духовных правильных основах. И соответственно, старшие подчиняются младшим. Мы знаем, что старшие чины (нам это открыто в Священном Писании) называются серафимами (они наиболее близко предстоят к Богу), и самый низший чин – ангелы. Еще раз напомню, что они не обижаются на то, что принадлежат к какой-либо иерархии.

Более того, если в человеческой иерархической системе может быть движение снизу вверх (социальный лифт), то понятно, что у ангелов этого нет. Они обладают любовью и настоящим смирением. Каждый чин доволен тем, что у него есть. Служения ангелов  разные: и молитва Богу, и прославление Бога, и забота о тварном мире, человеке, городах, государствах, континентах.

Бог пожелал, чтобы так было. Как в большой семье старшие заботятся о младших и не видят в этом никакого для себя унижения. Поэтому есть высшие ангелы: серафимы, херувимы. Есть низшие ангельские чины, с которыми мы контактируем ежечасно, ежесекундно, но мы этого не чувствуем, потому что мы существа грубые, а они существа тонкие, духовные. И хорошо, что не чувствуем. Потом коснемся вопроса о том, почему хорошо, что не чувствуем.

Почему контактируем? Потому, что нам при крещении дается ангел-хранитель, который всю человеческую жизнь молится о нас и заботится. И даже после смерти человека ангел  продолжает молиться о нем. Такой вот молитвенник, который не откуда-то издалека молится (для молитвы не важно расстояние), а в буквальном смысле заботится.

Есть примеры, когда реально происходящие чудеса в жизни человека можно отнести к действию ангела-хранителя, когда человек, доверяя ангелу-хранителю, молясь ему, прося через него у Бога помощи, эту помощь получает. Но это отдельная история. Я думаю, об этом можно прочитать, это не так редко встречается.  

Итак, ангелы – служебные духи. Я нарисовал схему. Давайте ее разберем. Быть может, я повторяюсь, но повторение – мать учения.

Господь – это абсолютный Дух, у Него нет тела. На прошлых встречах мы с вами говорили о свойствах Божиих, что Господь везде присутствует, нет такого места в тварном мире, где бы не было Бога. Потому что Он Дух, у Него такое свойство Его Божественной природы: не сливаясь с материальным миром, находиться везде.

Это данность, мы в это верим, и это замечательно. Ангелы немножко другие. Это тоже духи, но у них по отношению к Богу есть духовное тело. Понятно, что когда мы говорим об ангельском мире, мы говорим, что они бестелесные существа. Но в этом случае мы говорим относительно нас. Еще раз напомню, составляющие человека: дух, душа, тело. Или: дух и тело. Мы говорили, что на самом деле это одно и то же.

Нас объединяет с ангелами то, что у нас есть дух. Господь сотворяет ангелов и человека по образу и подобию Своему. Поэтому у нас есть дух. Со всеми свойствами, которые тоже мы проходили, когда говорили об образе Божием в человеке. Мы особые существа. Мы соединяем в себе как духовный мир, так и материальный. Поэтому в нас есть как духовная составляющая (дух, душа), так и материальная (тело).

По отношению к себе об ангелах мы говорим: бестелесные существа. Но не надо путать и делать ошибку, приравнивая ангельскую сотворенную природу к природе Божией. В чем ошибка? Когда мы говорим, что у ангелов вообще нет никакого тела. Такого не может быть. Если я сейчас нахожусь здесь с вами в студии телеканала «Союз», то я на своем приходе быть не могу, потому что я ограниченное существо, как и вы тоже. Вы сейчас сидите у экранов компьютера или телевизора, вы тоже в другом месте находиться не можете.

Так вот и ангелы тоже не могут находиться во многих местах одновременно. Если Бог посылает Архангела Гавриила к Пресвятой Богородице, то он всем своим существом (не просто видимостью, иллюзорным виртуальным представлением, а реально сам)  является Пресвятой Богородице. В этот момент он не находится у Престола Божия, где-то в другом месте. Это говорит об ограниченности, каком-то все-таки теле.

Святитель Игнатий очень хорошо раскрыл тему о том, что ангел имеет особое, духовное тело. Наше тело на нас очень сильно влияет, особенно после грехопадения (о том, как влияет, мы поговорим в следующий раз). Мы духовно-телесные существа и связаны с нашим телом. Если у нас болит какой-то орган, то нам становится грустно, печально, у нас теряется настроение, силы.

Духовное тело на дух ангелов никак не влияет, и оно очень просто устроено. Это важно, мы об этом тоже позже поговорим. Если мы говорим о духе (у ангелов и человека есть дух), то обязательно должны снова повторить эту очень важную, необходимую для нас тему. Дух обязательно должен иметь разум. Разум – это свойство духа. А разум обязательно предполагает свободу. Если мы свободу как свойство духовной природы (Бога, ангелов, человека) уберем, то просто разум без свободы существовать никак не может.

Сколько бы мы животных ни тренировали, они все равно не действуют по свободе. Бывают послушные породы собак. Они могут выучить несколько команд, кажутся очень умными. Некоторые люди их очеловечивают. Я служу в храме на окраине города. Недалеко от храма, в нескольких километрах, находится кладбище домашних животных, куда можно пойти и посмотреть, насколько мы люди – странные существа: ставим из мрамора памятники собакам с эпитафиями, фотографиями.

Это мы их очеловечили, но они по своей природе не стали разумными. У них есть начатки интеллекта, но это не настоящий разум в полноценном понимании. И понятно, что животное, даже самое обученное, самое нами любимое, не может действовать по свободе. Оно действует по инстинкту, выучке, команде.

А разум все-таки предполагает свободу. Почему? Потому, что Сам Господь свободен, поэтому Он Своим любимым существам (ангелам и людям) передает важное качество. А раз это свобода, то она всегда предполагает возможность выбора. Адам был разумным, идеальным (по сравнению с нами), совершенным существом и все равно упал. Ангелы тоже свободны, и у них тоже есть возможность выбирать.

Помните, я на прошлых встречах предлагал для размышления картинку: горную дорогу. У каждого такого горного серпантина есть отбойники, которые показывают, что за них заезжать не надо, там обрыв. Ты разумом понимаешь, что надо ехать по этой дороге, по правилам. Если ты это нарушаешь, то падаешь в пропасть и гибнешь.

Получается, что у разумных существ, ангелов, тоже была возможность выбора, поскольку они разумны и свободны. Из Предания Церкви мы знаем, что произошла трагедия: разумные существа отвергли любовь Бога, служение Ему и восстали против Него. Почему это получилось? Потому, что они духи: разумны, свободны.

Есть такая пословица: «невольник – не богомольник». Богу невольные богомольники не нужны. Он создает ангелов и людей разумными, чтобы мы разумно обращались к Нему, разумно пользовались теми благами, которые Он как любящий Отец нам дает.

Ангел – дух с особым телом. Обладая более глубокими познаниями Бога, чем мы, видя духовный мир, поклоняясь Богу, купаясь в Его славе, любви и благости, он тоже, оказывается, имел возможность выбора.

Что произошло? Я вам говорил об иерархии чинов. Священное Писание и Предание Церкви говорят нам, что один из херувимов (не самый главный, а один из старших ангелов) вдруг стал допускать мысль, что он сам как Бог. Представляете? Это все равно что ребенок, которому любящие родители все в жизни обеспечили, сидит на горшке и думает: я достиг всего этого материального благополучия, уважения. Да ничего ты сам не сделал, это тебе все дали.

У этого ангела произошла ошибка из-за неправильно используемого дара свободы. Он впустил в себя гордыню, которая является противоположностью любви. Как только ты уклоняешься от света, ты попадаешь во тьму. Как только ты уклоняешься от добра, ты его лишаешься. Что такое зло? Это отсутствие добра. И это отсутствие добра произошло, потому что разумный дух родил в себе эту самую мысль.

И как только он родил мысль, что он сам как Бог, сам может быть Богом, он соблазняет этой мыслью тех ангелов, которые находятся в его подчинении. И приняв эту греховную мысль, впустив в себя гордыню, из-за неправильно используемого дара свободы часть ангельского мира попадает в эту зону зла, когда, отвернувшись от света, Бога, благости, благодати, они тут же превращаются в ангелов злобы и греха, становятся носителями этого греха.  

Откуда появилось зло? Не потому, что Бог чего-то не рассчитал, не просчитал. Он действовал по любви, создавая свободных существ, но эти существа оказались неблагодарными. Будучи всеблагими, имея все необходимое, пользуясь даром свободы, они сами себя толкнули в пропасть предательства Бога, и с ними произошли очень важные изменения.

Какие изменения? Все, что противоположно свету, это тьма. Все, что противоположно добру, это зло. Вот как только уходишь от света, то попадаешь в тьму. Как только уходишь от добра, становишься злом. Те огромные духовные силы, возможности, дарования, которые были у ангелов, претворились с плюса на минус, стали источниками страстей в них самих. Если у них была огромная любовь к Богу, то  после предательства у них огромная гордыня. Если были одни положительные качества, то они все стали отрицательными.

Я не случайно нарисовал эту схему и снова к ней вернусь. Если наше тело сильно на нас влияет, мы изменчивы, можем огорчиться и впасть в грех, но подняться и снова исправиться много раз в день, то ангелы из-за своей простой природы и духовной силы выбирают один раз. И этот пунктик я прошу вас, братья и сестры, прочитать и запомнить: изменений у них нет. Выбрав один раз, они не могут и не хотят больше меняться.

Падшие духи (ангелы, ставшие бесами, источниками зла в этом мире) во главе с херувимом, который пал, которого мы называем «дьявол», «сатана», никогда не изменятся. Нет такого времени, когда они скажут: «Ой, Господи, прости, мы столько натворили, виноваты».

Это свойство зла, оно таково, что если у человека еще есть шанс на покаяние, то у  ангелов его нет, они не будут каяться, они не хотят. Добрые ангелы свергли падших ангелов с небес. Куда свергли? Сюда, в материальный мир, в космос. Здесь их место обиталища. Как добрые ангелы не предадут никогда Бога, так падшие ангелы никогда не смогут восстановить свою природу.

Это я к тому, что существуют, к сожалению, и в наше время православные христиане, которые мечтают, что все восстановится, Господь все восстановит: и падшие ангелы станут хорошими ангелами, и падшие грешники будут просто так прощены, потому что всех жалко.

Это неправильная мысль. Потому что природа зла такова, что если по своей свободе разумное существо выбрало зло и не хочет по своей свободе действовать ко благу и идти к покаянию, то оно не покается и не исправится. А раз не исправится, то существование рядом с Всеблагим Богом для такого существа будет настоящим адом и мукой. В Евангелии можно прочитать о том, как Христос приходил к бесноватым и бесы трепетали и вопили: «Что Ты прежде времени мучаешь нас?» Благодать мучает этих существ.

Подведем итог нашей беседе. Зло появилось как неправильное действие свободы ангелов, которые потом превратились в бесов, и это зло они транслируют уже на нас. Да, падшие ангелы сильные. У них есть сила, мощь, кипучая злоба, которой они друг у друга учатся, которая приводит их к вражде друг на друга.

Но какой бы ни была их мощь, злоба и сила, они все равно подчиняются Богу, потому что Господь Вседержитель. Но подчиняются они не добровольно, а находятся как будто в оковах, как говорит святитель Игнатий, и не могут делать то, что Господь им не попустит. Они вынуждены подчиняться, потому что мир по-другому не устроен. Бог всем управляет. И Господь до времени дает этим духам существовать и испытывать нас.  

Сегодня мы разобрали тему «Как появилось зло». Братья и сестры, я благодарю вас за терпение, за то, что вы смотрите нашу передачу, присылаете отзывы, вопросы. Еще раз напомню, мне это важно. Если у кого-то есть желание, присылайте ваши вопросы на электронный адрес: kanev@tv-soyuz.ru

Я постараюсь вам ответить или в частном порядке, или мы коснемся ваших вопросов, если они будут по теме, на передаче. Сегодняшняя тема тоже появилась благодаря вашему вопросу: «Откуда появилось зло?» Спаси вас Господи, братья и сестры. До новых встреч.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​