«Страсти и борьба с ними» с прот. Андреем Каневым. Гнев-человекоубийца. Часть 5

12 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

Наш цикл передач посвящен не только гневу, но и основам веры, потому что это необходимо изучать для борьбы со страстями. Мы разбираемся с распространенными проявлениями страстей. Мы изучили чревоугодие, блудную страсть и сребролюбие. Сейчас приступили к разбору страсти гнева. У нас 5-я часть, 71-я встреча в рамках цикла. 

Если мы хотим полностью разобраться со страстью, попробовать ее в себе увидеть, покаяться, нам нужно изучить сначала основы веры. Это самое главное условие. Если мы не будем изучать веру; не будем знать, как Церковь верит в Спасителя, как правильно жить по-христиански, по заповедям, то ничего не получится. Можно только фиксировать: у меня есть падения, грехи; вроде я пытаюсь что-то делать, но ничего не получается. Часто не получается именно потому, что у нас в самой основе трещина − мы неправильно верим. Обязательно надо начать с изучения основ веры, чтобы четко знать, как верить. Можно не смотреть столько передач, читайте классические произведения по догматическому богословию, классический Катехизис. Это нужно делать. 

Мы продолжаем разбирать смертные грехи страсти гнева. Напомню, что смертные грехи – это те проступки человека, которые отрывают его от Бога. Если такой человек не покается, то, к сожалению, кроме ада, ему ничего не светит за порогом смерти. Мы внимательно должны за этим следить и не допускать в своей жизни таких проступков и такого отношения к своим делам. 

Был вопрос в предыдущей передаче про обращение к бабкам, колдунам: относится ли к страсти гнева то, что человек лечился у травника, остеопата? Народы, живущие столетия, тысячелетия на одной территории, знают опытно, сохраняют и передают знания о целебных свойствах тех или иных растений этой территории. Есть ли тут какой-то оккультизм, шаманизм, колдовство? Нет. Бог дал растениям вещества, которые положительно влияют на организм человека, помогают в той или иной болезни. Растения приносят пользу. Использование знаний о свойствах трав, растений – это не оккультизм, а элементарное знание природы и даров Божиих. Если нам нужен массаж, вправление костей, суставов, то это тоже относится не к оккультизму: здесь нет призывания нечистой силы, мистицизма. Это просто воздействие на тело человека. Это нетрадиционная медицина, но она не оккультная. Она основана на знании тела человека, растений или веществ, которые могут принести ту или иную пользу при наличии тех или иных болезней. 

Угроза убийства. Сама страсть гнева называется «человекоубийца». Человека можно убить, необязательно взяв в руки оружие. Грех этот не связан с непосредственным пролитием крови и лишением жизни. Это состояние ненависти, когда один человек угрожает убить другого. Это даже в шутку нельзя допускать в нашей речи. Постепенно эта мысль входит в человека, и он с ней соглашается. Это неправильно. А если это реальное чувство? Еще ничего не сделано, поступка еще нет, но уже есть чувство (ненависть) и слово (угроза). 

Более того, даже с точки зрения светского законодательства это уголовно преследуемое преступление, когда один человек угрожает лишить жизни другого. Почему? Потому, что от слов к делу бывает очень маленький промежуток времени. Состояние на сердце, когда страсть гнева захватывает ум человека, когда он накопил ненависть, выразил ее, 

практически согласился, является смертным грехом. Нужно очень сильно поработать человеку над собой, чтобы этого не было. 

Это очень серьезное повреждение носителя этого греха. Дело даже не в том, что человек, которому угрожают, испугался. Тот, кто носит в себе ненависть, вредит себе. Гнев – это сила, данная Богом изначально еще в раю, которая после повреждения (грехопадения Адама) стала оружием против нас самих, когда мы сами себя уничтожаем. Мы еще будем изучать очень много проявлений этой силы, направленной против самого человека. 

Многие внутренние грехи выражаются не в драке, ругани, а сидят внутри. Мы должны быть внимательны к своему сердцу. Угроза лишения жизни – это уже смертный грех. Надо человеку одуматься и прийти в себя, раскаяться, взять епитимью, и только потом ему можно приступать к таинствам. Не надо думать, что ничего не случилось. Не просто же так ты угрожал: ты показал, что в сердце у тебя находится гнев. 

Проклятие личных врагов. Это тоже смертный грех, который не связан с непосредственным уничтожением своего врага. Господь говорит: от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Это настроение сердца, как и благословение родителями своих детей, благословение священника или крестного. Как добрые отношения помогают человеку, так проклятие наносит духовный вред. 

Давайте вспомним, как действует такое проклятие в Священном Писании. Хам посмеялся над своим отцом. Приговор Ноя своему сыну Хаму является, по сути, словами проклятия: «За твой грех, за совершенную насмешку над отцом все твои потомки будут служить потомкам других братьев». Так и произошло. Получается, что эти слова имеют силу. Это не оккультная сила вредит, а сила греха влияет на человека. Твоим личным врагам ничего не будет, но если ты ненавидишь их так, что проклинаешь, то тем самым себе наносишь огромный вред. 

В Евангелии заповедано совсем другое отношение к врагам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас. Если нас кто-то проклинает как христиан, нам от этого хуже не станет, особенно если человек не заслужил такого отношения к себе. Но нам заповедано не проклинать в ответ, не посылать нехорошие пожелания человеку, а благословлять его, добром отвечать на зло. Если, будучи христианами, мы проклинаем всех, кто нам не понравился, то это в первую очередь наша беда. Мы сами себе приносим страшное повреждение. Мы на христиан мало будем похожи, если будем так делать. 

Следующий грех – это проклятие своих детей. Это, к сожалению, встречается. Такое отношение родителей очень сильно влияет на жизнь детей, которые связаны с родителями духовной родственной связью. Дети зависят от родителей не только в том, что являются носителями их генов, биологической стороны жизни, но и духовно тоже. Часто бывает, что кто-то из детей наследует какие-то душевные качества по отцовской или по материнской линии. Если родители так относятся к своим детям, забыли про Евангелие, про борьбу со страстями, проклинают своих детей, то это сильно влияет на жизнь детей. 

Я помню такую историю: одна молодая мама проклинала своего маленького ребенка, потому что он не давал ей спать и заниматься своими делами. Потом ребенок умер. Она задавалась вопросом: почему? Если ребенок не нужен тебе, то его заберут у тебя. Это же не твоя собственность. В нашем народе очень внимательно к этому относились. 

То, что я говорю, очень поверхностно. На самом деле существует глубокое понимание: слова благословения оживляют, а слова проклятия убивают (порой в буквальном смысле). 

Мы должны быть крайне внимательными к словам: «да чтоб тебя…», «да чтоб ты…» Это злое пожелание и есть проклятие, а не какой-то оккультный обряд: проклинаю такого-то человека. 

Слово имеет силу: оно может возрождать, укреплять. Мы все это чувствуем на себе. Так проявляется сила словесности. Вспомните: когда вам было плохо, кто-то из друзей сказал простые, но теплые слова, и вы взбодрились, стало на душе теплее, легче, появились силы. Если нас ругать, проклинать, тут же настроение становится плохое. Никогда нельзя желать зла: ни врагам, ни друзьям, ни детям. Желаешь другим – это же зло потом вернется к тебе. Если ты произносишь проклятия, то делаешь это в состоянии гнева (самого глубокого повреждения). Поэтому будем внимательны. 

Пожелание беды, смерти, болезни, трагедии своим врагам или тем людям, которые тебе досадили, – это тоже признак смертного греха, потому что, по Евангелию, мы не должны так относиться к врагам. Не важно, кто и что нам сделал, нужно понимать, что случайного ничего нет. Если какой-то человек досадил нам, напал на нас, поругал и мы потеряли или что-то материальное, или мирное настроение, это не означает, что в ответ мы будем желать беды. 

Если проклятие – это чувство, которое выросло в слово, то желание – это невысказанные чувства и мысли. Допустим, когда начальник ругает, редко кто ответит ему: «Желаю Вам беды». А в сердце легко это сказать. Мы должны быть внимательными к себе: нельзя ничего плохого желать нашим врагам. Надо их благословлять, добром отвечать на зло, любить. Но любить надо правильно. Даст Бог, мы разберемся, что любить – это не обниматься и целоваться, а прощать, терпеть, делать добро, независимо от того, что враги тебе его не делают. 

Возможно, это неполный список смертных грехов, но мы должны понять их общие признаки: лишение жизни, ненависть, причинение вреда (в том числе духовного), соучастие в смерти других людей, духовное влияние на своих врагов через угрозы, проклятия, желание беды. Это очень страшное состояние, поэтому его нельзя допускать. Чтобы не допускать проявления смертных грехов, нужно знать, как проявляются тяжкие грехи страсти гнева. 

В святоотеческих трудах (допустим, у святителя Игнатия (Брянчанинова)) происходит условное деление: смертные, тяжкие и условно простительные грехи. Условно простительные грехи не означают, что их можно делать и тебе ничего за это не будет. Есть поступки, которые легко исправляются, а есть те, которые исправляются очень тяжело. Одно дело − рассердился на кого-то в сердце; и другое дело − убил человека. Понятно, что за первое человек никак не наказывается, потому что никто этого не видел. А за второе и духовно нужно долго нести епитимью, и с точки зрения светского закона нужно ответить за свой проступок и понести наказание. 

Приступим к разбору тяжких грехов. Не помогли погибающему. При чем здесь гнев? Ведь мы не забили его до смерти. Кто может быть погибающим? Человек тонет, а другой ничего не предпринял, чтобы его спасти. Понятно, что не все умеют плавать, но можно привлечь внимание других, попытаться хоть что-то сделать. 

Допустим, лежит на дороге человек. Мы думаем: «Наверное, это пьяница, бомж». А оказывается, человеку было плохо, у него был сердечный приступ. Можно было вызвать скорую помощь, а мы не вызвали, потому что осудили этого человека, записали его в пьяницы, бомжи. Человек погиб. У нас такое общество: каждый за себя, мы невнимательны друг к другу, не заботимся друг о друге, не сочувствуем, сердце у нас каменное. 

Помню историю, которая произошла несколько лет назад. Между Екатеринбургом и Челябинском на большой, оживленной трассе (где днем и ночью ездят сотни машин) погиб человек − замерз в машине, хотя зима тогда была не очень холодная. У него машина заглохла, он пытался остановить другие машины, но никто не остановился. Не знаю, по какой причине этот человек не стал предпринимать какие-то действия по выживанию, но он замерз. 

Бывают более жесткие истории, когда мы становимся свидетелями драки (особенно мужчин это касается). Один зритель задал вопрос: «Что делать, когда при тебе унижают твою жену?» Я абсолютно уверен, что ты обязан заступиться за честь своей жены. Не надо прятаться за якобы духовность, когда при тебе обижают жену, а ты отходишь в сторонку. Нередко в художественных фильмах показывают противного религиозного человека, который так поступает: когда надо защищать, он всем мешает, громко читает молитву. Я не считаю, что так надо поступать. Возможно, я когда-то буду думать по-другому, но сейчас уверен, что надо защищать и заступаться за своих женщин, потому что это долг воина, мужчины, христианина. 

Когда мы видим, что кто-то при нас обижает слабых (даже если ты сам слабый), надо пробовать их защитить. Потому что победа – это когда заступился, не уронил свою христианскую и мужскую честь, попытался защитить. Ты духовно победил, как побеждали мученики. Вспомните, сколько мучеников (особенно в раннехристианскую эпоху), будучи воинами, могли себя физически защитить, но не стали это делать, потому что пошли за Христом. Мы считаем их победителями: они не сдались и победили своих врагов не физически, а духовно. 

Когда мы видим, что кого-то избивают, кому-то причиняют вред, позвони в полицию, привлеки внимание других людей (необязательно лезть с кулаками). У нас новости пестрят тем, что четверо напали на одного или кто-то избил человека, заступившегося за девушку. Кто эти люди? Их трудно назвать мужчинами. Понятно, что о христианстве тут речи не идет. Но это есть. А когда весь вагон метро видит, как избивают одного человека, и все мужчины сидят, отвернувшись, это как раз грех. Они не помогли погибающему человеку. 

Оставление своих детей, когда родители бросают их. Бывают такие истории: родители, занимаясь собой, желая устроить свою жизнь, новую любовь, карьеру или еще что-нибудь, отдают детей в интернаты, детские дома. Это, конечно, тяжкий грех, потому что тебе дали ребенка для того, чтобы ты его воспитывал, а ты ради своего собственного спокойствия оставил ребенка; и как он там страдает, тебя не касается. 

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать