«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Сотворение мира

12 июня 2020 г.

 (В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

Я рад приветствовать вас на передаче «Страсти и борьба с ними». У нас с вами шестая беседа в рамках небольшого цикла «Оглашение». Напомню, что изучать основы веры – важно. Важно их знать, верить согласно им. Я уже много раз приводил святоотеческие слова о том, что правильная жизнь христианина зависит от правильной веры. Как правильная езда автомобилиста зависит от знания правил дорожного движения.

В предыдущей нашей беседе мы разбирали очень популярную сейчас и встречающуюся в разных формах фразу о том, что Бог в сердце, Церковь не нужна, посредники не нужны. Мы с вами выяснили такой важный вопрос: если у человека нет точного понимания, во что и как он верит, то это высказывание вообще никак не связано с религией.

Сегодня у нас следующая тема. Мы начнем подходить к вопросам сотворения мира, человека, что с нами, людьми, такое получилось, почему мы оказались в состоянии, в котором находимся сейчас. Давайте приступим.

Давайте коснемся вопросов сотворения мира. Мы читаем православный Символ веры на богослужении или в частной молитве (в традиционных молитвословах Символ веры стоит у нас в утреннем правиле). И там говорится так: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Мы задаемся таким вопросом: а кто сотворил видимый и невидимый мир?

Это ведь важный вопрос? Если мы возьмем любую религию мира, даже самую примитивную языческую религиозную систему, то увидим, что даже какой-то самый неразвитый народ все равно пытается ответить на этот вопрос – пускай неловко, наивно с нашей точки зрения: с помощью мифов, легенд. Этот вопрос очень задевал даже первобытного человека, и ему было важно объяснить, откуда появился мир. С помощью мифов человек пытался так или иначе ответить на этот вопрос.

Мы знаем, что Господь Сам открывает эту завесу тайны через пророка Моисея и говорит о том, как все происходило. Это можно прочитать в первых главах Библии. Я вам даю домашнее задание, чтобы вы открыли и почитали, как Господь сотворил мир. Господь Сам открывает человеку, что Он является Творцом. 

В Символе веры мы говорим о видимом и невидимом мире. Что это такое? Видимый мир – это все, что мы можем своими глазами увидеть, руками пощупать, каким-то образом изучить. Это наш материальный мир. А какой тогда невидимый мир? Невидимый мир в нашей вере – ангельский. То есть мы понимаем, что кроме нашего мира, который мы можем пощупать, как-то попробовать, есть еще мир, который мы не можем увидеть глазами, осязать руками, – мир ангельский.

Господь хочет, чтобы было разнообразие живых существ. Кроме животных, людей был создан еще и мир ангелов – служебных духов. Из Библии, творений святых отцов мы знаем, что ангелы – это бесплотные разумные духи, которых Господь сотворил как Своих слуг, если сказать простыми словами. Ангел переводится как «посланник».

Господь так хочет. Не то что Он нуждается в ангелах. Конечно, нет. Мы верим в Бога, Который самодостаточен. Если говорить по-простому, Он ни в ком не нуждается, но Он хочет, чтобы были ангельские силы, у которых есть своя иерархия: архангелы, ангелы. Есть другие ангельские чины: серафимы, херувимы. О них говорится в Библии. Может, их еще больше, но нам это не открыто, и значит, не надо знать.

Так вот, ангельский мир, мир бесплотных духов тоже существует. Где он существует? Где-то отдельно, независимо от нас? Действительно, от нас он не зависит: ангельский мир подчиняется Богу. Но он существует параллельно нашему миру, насквозь пронизывает наш мир. То есть не где-то там далеко-далеко, а именно тут. Мы живем в окружении этого самого ангельского мира, не видя его, не ощущая по своей грубости.

Об ощущениях ангельского мира, о том, как он на нас влияет, мы поговорим позже, когда будем говорить о проявлении страстей. Ангельский мир не одинаковый. Есть ангелы падшие, есть ангелы светлые (добрые, служащие Богу). Почему так получилось, мы поговорим позже. А сейчас мы поговорим о том, что Бог сотворил то, что мы сейчас видим (разнообразие тварного, сотворенного, материального мира), и то, что мы не видим (но верим, что существует, потому что нам так открыто, что Господь сотворил невидимый мир). Это простая истина, мы ее должны знать.

  1. Бог сотворил все.

Бог сотворил нетварный и тварный миры: ангельский мир и мир материи. Я не буду сейчас полностью это расписывать.

Мы можем сказать, что это несовременно, у нас так развита наука, человек углубился в микромир, изучает молекулы, вирусы, мельчайшие частицы естества: из чего состоят атомы. Я гуманитарий, туда (в микромир) не проникал, но предполагаю, что это есть, доверяю сообщениям ученых, изучающих материю. На самом деле с научной точки зрения мы не знаем, как мир появился.

Как бы ни развивались наши технологии, как бы высоко ни становился человек в познании мира, это все равно ограниченное познание, потому что наш ум таков, что мы не можем многое познать. А раз у нас такой ум, то и инструменты, которые мы создаем, такие же. Они не могут дать нам ответ на многие важные вопросы.

Так вот, с естественнонаучной точки зрения у нас есть только гипотезы о том, как мир появился. Допустим, есть теория большого взрыва: произошел некий взрыв, Вселенная начала увеличиваться – появляются частицы вещества, галактики, планеты. На планетах постепенно зарождается жизнь (на нашей планете). То, что мы сейчас видим, является следствием большого взрыва и глобального события. Но тогда зададимся вопросом: а что взорвалось?

Мы понимаем: если что-то в соседнем дворе взорвалось, то это не просто так: кто-то что-то не так сделал или еще что-то случилось. Ответ на вопрос «Что случилось?», наверно, нам никогда наука не даст. Обратно же не отмотаешь. Есть другие теории, гипотезы. Одна из них вообще наивная: инопланетяне прилетели и все сделали.

Есть гипотезы. Можно спорить, копья ломать. Но мне хотелось бы вас сразу настроить, что Библия – это не книга по естественнонаучной истории. Говорить, что в Библии так, а на самом деле все не так – это совсем не про то. Библия – это Книга про то, как Бог сотворил человека и спасает этого человека, а не про естественнонаучную историю, развитие динозавров.

Про динозавров не написано в Библии, потому что это неважно для спасения. Это не книга по истории человечества, по истории развития животного мира. Конечно же, никто не спорит, что динозавры были, но для нас это вообще неважно. Об этом мы договорились.

Мы понимаем, что среди ученых есть верующие люди, христиане. Вера в то, что Бог сотворил мир, им вовсе не мешает заниматься наукой. Еще раз повторю, что нет точного научного ответа на то, как появился мир. Поэтому если смотреть со стороны, наша вера в то, что Бог сотворил мир, равнозначна научной теории. Но для нас она, конечно, главная, а не равнозначная.

Мы верим, что Господь сотворил все. Можно сказать: а почему сейчас это важно для нас, для меня? Ну да, это когда-то было. Для нас важно, как мы верим в Господа. Каждая такая простая истина обязательно будет влиять на нашу жизнь, качество нашей веры и, соответственно, на качество нашей жизни.

Возможно, я об этом уже говорил, но напомню. Я продолжаю проводить беседы, заниматься с людьми, хоть сейчас и меньше из-за суеты. Очень интересно, когда общаешься с человеком, который уже давно ходит в храм, и начинаешь обсуждать такие простые вещи, выяснять, какие ходят мифы и легенды. 

Однажды я проверял основы веры у одной благочестивой женщины, которая давно ходит в храм, и задал такой простой вопрос: «Где находится Господь?» И человек отвечает, что Господь находится где-то там на Венере. Я спрашиваю: «А как Господь узнает, что мы делаем?» Ответ: «Ангелы доставляют информацию».

Как в этом случае верит человек? Бог где-то там, далеко. Можно жить так, как получится, как попало, а Бог там, отдельно, с Ним можно как-то договориться. А если мы понимаем, что Бог сотворил весь этот мир, продолжает его содержать независимо от того, что человек ведет себя отвратительно, то мы верим в Бога, не живущего где-то далеко от нас, а верим в Бога, Который нас содержит, дарует нам жизнь. Мы верим в Бога Творца. Это очень важно.

Если рассмотреть языческую религию, не очень похожую, но схематическую, то там тоже есть вера в то, что некий бог творец сотворил мир, но он забыл человечество, поэтому появились разные божества, духи ветра, реки, земли. С ними можно договариваться, а тому, самому главному, мощному, сильному – не до нас.

И вот приходили христиане и говорили: «Мы в Него верим, мы Его дети». С точки зрения язычника, это было очень дерзко. Вот мы сейчас спотыкаемся о фразу: «раб Божий». И некоторые христиане стесняются, говорят, что неудобно, у нас не рабовладельческий строй.

Надо в любое понятие глубже входить. Откуда появилось понятие «раб Божий»? Ты не раб какого-то человека, какой-то управленческой системы, сигаретки, желудка, а ты раб  Божий. Это настолько дерзко! Когда язычники это слышали и понимали, о чем речь, это звучало для них очень-очень смело. Когда человек говорит, что он не чей-то раб, а раб Божий – это признак внутренней полной свободы, несмотря на то, что человек мог находиться, например, в рабстве (в древние времена, когда был рабовладельческий строй).

Если мы говорим, что Бог сотворил все, что Он Хозяин этого мира, то мы верим в Хозяина, в Того, Кто все может. Если Он может все, то насколько важно в нашей конкретной жизни верить в то, что если будешь каяться, то будешь прощен. А сколько людей спотыкается о то, что они что-то сотворили (лукавый их обманул), упали... И вот они говорят: «Бог меня не простит».

Как можно такое говорить? Он все сотворил, Он Всемогущий Бог. А кто-то говорит: мне пару козявок Он простить не сможет. Это говорит о том, что человек верит не в нашего Бога Творца, Который Всемогущ и желает принимать кающихся людей. Вроде бы простая истина: Бог сотворил все. Но если мы искренне осознаем и принимаем эту истину, она очень влияет на нашу жизнь. Почему мы рабы Божии? Потому, что мы принадлежим только Творцу. Это очень дерзко и очень смело.

Другой интересный вопрос: какова причина сотворения мира? Я вам покажу картинки. Найти такие картинки, чтобы вам было интереснее, оказалось не так просто. Давайте рассмотрим разные варианты, которые встречаются в предположениях людей о том, зачем Бог сотворил мир. Какова причина?

Первая картинка – это нужда. Мы предполагаем, что Бог сотворил человека по нужде. 

На картинке человек с лопатой.

Знакомая картинка: лето, все на даче. Почему это происходит? Потому, что мы нуждаемся в огороде, продуктах, нам нужно запасти овощи, сделать заготовки, мы живем в Северном полушарии, без этого не проживем, так устроен мир в нашем регионе. Нам нужно этим заниматься. Не будешь заниматься, никто тебя кормить не будет.

Правильно ли будет христианину считать, что Бог сотворил мир по нужде? То есть Он нуждается в земле, звездах, планетах, в нас. Правда это или нет? Мы скажем, что это неправильно. Наш Бог самодостаточный. Ему не нужны никакие грядки. Это нам нужны деньги, чтобы купить эти грядки, тяпки, лопаты. Дома нужны, чтобы жить в холодную зиму. Одеваться нужно, лекарства нужны, люди вокруг нужны, машины, техника и так далее. Почему? Потому, что мы слабые, немощные и ограниченные.

Нам нужна куча вещей, шмотья самого разного – для того, чтобы выживать. Без этого мы не сможем. Господь наш не такой. Мы на Него совершенно не похожи. Мы ограниченные существа, Он неограниченный. Он Всемогущий, самодостаточный, Он ни в чем не нуждается. Вот это истина: Бог ни в чем не нуждается.

Почему это важно? Это также влияет на духовную жизнь человека. Если мы верим в Господа, Который не нуждается ни в чем вообще, а мы для Него не грядка с морковкой, а что-то другое. Тогда какие взаимоотношения религиозного человека и Бога? Если я верю, что поставил свечку и мы типа договорились с Богом, тогда я верю, что Он нуждается в этом. Если я думаю, что вычитал конкретное количество молитв и потом могу спокойно идти, о Боге забыв, опять окажется, что я верю в некого огородника-грядочника.

Если читаю молитвенное правило и что-то мне помешало (поздно встал, будильник не сработал, близкие что-то начинают, начальник рано позвонил), я не успел вычитать и потом хожу с ощущением, что что-то не сделал и теперь у меня обязательно что-то плохое случится, то получается, что я верю криво, неправильно, верю, что Бог нуждается в каком-то моем деле и потом даст мне что-то взамен.

Как земля: ты ее обработал, посадил семечко, полил – морковку получил. Вот это отношение нужды «ты мне – я тебе» в общении с Богом вообще не работает. Еще в Ветхом Завете Господь обличал древних иудеев, которые говорили: «Господи, мы Тебе принесли жертвы, что Тебе еще от нас надо?» Он говорил: «То, что вы мне приносите, – Мое. Вы Мне Мое принесли. В чем ваш труд, жертва, духовная жизнь?» Мы должны понимать, что Бог сотворил мир и человечество не по нужде, Он в нас не нуждается.

На другой картинке дяденька, который скучает. Я подписал картинку: скука.

Мы не можем предположить, что Богу было скучно. У нас не какая-то языческая  мировоззренческая система, что жили-были дед да баба, им стало скучно – и они сотворили Снегурочку.

Это совсем не про нашего Бога. Наш Бог не такой, Ему не скучно. Если мы предположим, что Богу скучно, мы очень сильно Его унизим, потому что скука сама по себе – состояние греховное. Мы не можем приписать Богу такое: якобы Он решил создать человечество и на нас посмотреть из-за того, что Ему было скучно.

Бывает такое развлечение: в небольшой стеклянной колбе заводится муравейник. Можно купить и посмотреть, называется «Муравьиная ферма». И вот человек сидит и через стеклянную стеночку наблюдает, как муравьи там бегают, общаются, размножаются, плодятся, выживают. Так вот, Господь не такой, Ему не скучно.

Следующий вариант: случай. Это игральные кости.

Мир получился случайно. Бог тут ни при чем, так вышло. Конечно, эта теория совсем неподходящая. Она вовсе не библейская, к нашей вере никакого отношения не имеет. Господь творит мир обязательно по плану. То, что Он делает, Он обязательно продумывает. Наш Господь – Творец. Он  Премудрый Господь, ничего случайного у Него не бывает.

Единственный правильный ответ на этот вопрос: Господь творит все по любви. Какая причина творения? Причина творения – любовь.

Некоторые наши прихожане, мои знакомые говорят: «Бог нуждался в том, чтобы на кого-то изливать любовь». Тоже неверное выражение. Когда мы говорим, что Господь нуждался, мы говорим, что Он ограничен. Он не ограничен. Он захотел, чтобы появились разумные существа: невидимые (ангельский мир), видимые (люди), животный мир – чтобы эти живые существа жили в Его любви.

Любовь – одно из качеств Господа. У Него много разных качеств, они все в преизбытке. Но это не нужда. Господь хочет, чтобы были существа, которые обитали бы в Его любви.

Насколько это важно понимать, если мы переведем это на практику церковной жизни… То есть мы Богу на самом деле не нужны. Не нужны наши посты, жертвы, молитвы, храмы, богослужения. Это все кому нужно? Это нужно нам. Он нас любит просто так, не за что-то, не потому, что мы приносим Ему плоды, как-то развлекаем. Знаете, посмотреть на нас: какие развлечения? Это же ужас, как мы живем.

На картинке изображен папа, который обнимает своего ребенка.

Это эмоциональная иллюстрация, но подытожим: мы должны понимать, что нужны Богу, потому что мы Его дети, а не грядки, развлечения, чужие пасынки. Он сотворил нас только по любви. Любовь – это единственная причина, по которой все есть и все живо. 

Спасибо, братья и сестры, за внимание, отзывы. Если у вас есть какие-то вопросы, присылайте: kanev@tv-soyuz.ru  Постараюсь ваши вопросы включать в нашу передачу и дальше; Бог даст, пойдем вместе.

Подытоживаем: любовь – причина всему. Поэтому и наши отношения с Богом должны строиться соответственно. Этому надо учиться, как надо учиться всему. Но важно понимать, что Бог принимает каждого идущего к  Нему.

Желаю вам Божией помощи. До новых встреч на телеканале «Союз».

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать