Слово пастыря. Беседа с юношей. Протоиерей Сергий Косых

8 апреля 2023 г.

В студии протоиерей Сергий Косых, настоятель храма прп. Сергия Радонежского г. Липецка.

Как-то после богослужения подошла ко мне женщина с извечным вопросом: «Что делать?» В процессе разговора выяснилось, что, как ей кажется, она теряет контакт с взрослеющим сыном. Способный юноша, 18 лет, живет и учится вдалеке от дома. Учится хорошо, он математик, и мама гордится его успехами, гордится сыном. А вот его личная жизнь маму настораживает. Поскольку его личная жизнь, так скажем, не соответствует христианской морали. И мама переживает за сына. Сын сам устанавливает себе правила, сам устанавливает себе законы, сам решает, что такое хорошо и что такое плохо. Понятно, что он не враг себе, но наверняка ему неизвестны слова из Священного Писания, где сказано: Путь же беззаконных как тьма; они не знают, обо что споткнутся. А в другом месте другое предостережение: Смотрите, како опасно ходите

Мама нашего юного друга эту опасность чувствует, но не знает, как объяснить сыну, как донести до него, что опасность такой жизни существует. Молодой человек достаточно грамотный уже, многое знает, многое понимает, сам планирует стратегию и тактику своей будущей жизни. Но, к сожалению, я думаю, он не утруждает себя, чтобы найти ответ на вопрос: мир, в котором мы живем, сотворен или возник сам по себе? Ведь в этом мире происходит множество событий, множество процессов, но наука, и в том числе математика, говорит нам о том, что эти процессы закономерны. Даже те события или процессы, которые сложны и не могут сейчас вписаться в какие-то алгоритмы и называются случайными… Но в то же время мы знаем, что случайность это непознанная закономерность.

Ученые говорят, что мир, в котором мы живем, возник 14 миллиардов лет назад. Так это или не так, вопрос окончательно не решен. Как он возник, что происходило, теорий десятки. Но ни одна из них не выдерживает критики. Недавно в новостях я услышал, что ученые, которые наблюдают за движением галактик, за скоплением галактик, почувствовали, что есть какая-то среда, в которой эти галактики перемещаются. Но что это за среда, что за материя,  они не знают. И поэтому назвали ее темной. Темная материя в том плане, что, как они говорят, мы не можем ее пощупать, что это такое, что это за частицы, что за элементы, они не знают, но знают, что она есть. А вот что это такое? Это в настоящий момент неизвестно.

И вот здесь бы вспомнить слова нашего великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова, который писал, что Творец оставил для людей две книги. В одной книге Он описал Свое всемогущество, а в другой книге Свою волю. Первая книга, где Господь показал Свое всемогущество, есть тот мир, в котором мы живем. Мир бесконечный, бесконечно сложный, бесконечно многообразный, в большом и малом. От планет до галактик, скоплений галактик. Подойти сложно к этому вопросу, но ясно, что они существуют. Как они существуют, откуда  взялись вопросов очень много. Мы даже не можем сосчитать, сколько галактик, скоплений галактик существует, не говоря уже о том, что не можем объяснить, как они движутся и как возникли. Но это что касается просто материи. А если говорить о живых существах? Как вообще возникли разумные существа?

Жан Жак Руссо писал: «Я не в силах верить, чтобы слепая случайность могла произвести разумные существа, чтобы немыслящее могло произвести существа, одаренные мышлением».

Так вот, вторая книга, которая как раз все это и объясняет, и есть богодухновенное Священное Писание. Там бездна премудрости. Если в мире бездна могущества, то здесь – бездна премудрости. Нашему молодому математику, конечно, было бы полезно полистать эту книгу, где  Господь говорит о Своей воле. И там есть такие слова: Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.

Вот интересно, наш молодой человек, конечно, общается с кем-то, какие-то советы слушает. А кто ему советует, кто у него в советниках? Кого слушать? А может, кого-то и слушать не надо? Они вообще не то говорят, уводят в сторону от истины. А как это пощупать? Так вот, в Священном Писании есть такие слова, которые помогают нам разобраться в этом: Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу. Если хотим слышать Господа, Он советует. Вот один из советов как раз для строителей жизни. Господь говорит: Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

О каком доме говорит Господь? От чего предостерегает? Вот недавнее событие в Керчи, когда сильными потоками воды были снесены дома, мосты, машины, когда часть Крыма пострадала серьезно, и я помню в одной из передач лицо человека достаточно пожилого, за 70, он весь в слезах, говорил о том, что не сможет ничего сделать, не сможет построить тот дом, который разрушен. Дома, похоже, нет, но человек жив, а раз он жив, то все возможно. Нам кажется, что невозможно, но есть такие слова: Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает. Это еще не трагедия. О другом говорит Господь в Своей притче. Святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал, обращаясь ко всем: «Изгнанники рая! не для увеселений, не для торжества, не для играний мы находимся на земле, но для того, чтобы верою, покаянием и Крестом убить убившую нас смерть и возвратить себе утраченный рай».

Вот цель. Вот главное. Вот строительство. Здесь, на земле, мы его не построим. Господь уже построил мир для любящих Его, этот мир существует. Нам главное туда попасть. И те люди, которые не утруждают себя размышлениями о Боге, о смысле жизни, мне напоминают ветвь. Эта ветвь видит саму себя, видит листья, видит цветы, видит плоды и думает, что она такая плодовитая. А ведь нам Господь открывает глаза и говорит: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

Так что мы все ветви, и дай Бог нам не потерять эту связь с лозой, это самое главное, самое важное понять, что мы не сами по себе, а мы на лозе, мы только ветви. Что ты имеешь, чего бы не получил? говорит апостол. А если получил, что хвалишься, как будто не получил? Мы рассуждаем и пытаемся что-то объяснить этому молодому человеку, а слушает он нас или не слушает, мы не знаем. Или, может быть, другим молодым людям, которым эти слова могли бы помочь найти правильный путь в жизни. Казалось бы, сизифов труд. Так вот, Господь говорит: …ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Это значит, когда нас двое или трое, нам Бог помогает. Мы подключаемся к Его энергии, к Его способностям.

И в заключение притча. Она называется «Следы Бога». Один француз путешествовал по пустыне и взял с собой местного жителя, проводника, араба. Тот был христианином. И часто во время путешествия преклонял колена свои, молился Богу. Француз немного посмеивался над ним и спрашивал: «Кому ты молишься, откуда ты знаешь, что Бог есть?» На что ему проводник сказал: «А вот откуда Вы знаете, что сегодня ночью мимо нашей палатки прошел верблюд, а не человек?» Тот говорит: «Так это же просто – по следам». А проводник говорит: «Ну, вот посмотрите на этот мир это следы Бога, а не человека». И в Послании апостола Павла к Римлянам есть такие слова: Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. (Рим. 1, 20)

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 02:45
  • Воскресенье, 28 апреля: 07:45
  • Суббота, 04 мая: 02:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать