Православный взгляд. Социальный лифт, планирование жизни

29 октября 2020 г.

На вопросы отвечает митрополит Томский и Асиновский Ростислав.

– Напоминаю, мы ищем ответы на самые трудные из актуальных вопросов. Владыка, с одной стороны, тема кажется не очень сложной. С другой, в ней кроется много проблем. Предлагаю поговорить о так называемых социальных лифтах, карьере и планировании жизни. В последнее время много учат тому, как правильно строить свою жизнь. А Церковь призывает нас жить одним днем (не знаю, может быть, я ошибаюсь). Где золотая середина и есть ли она в этом вопросе?

– Отчасти Вы правы, хотя все не так просто. Ведь что значит жить одним днем? Церковь всегда живет настоящим моментом, готовясь к завтрашнему дню, а в перспективе – и к жизни будущего века. Мы живем и работаем для вечности, зная, что никогда не умрем, даже если наш земной путь закончится. И то, какой будет эта вечность, – в наших руках. Не только наша карьера и судьба, но и вечная жизнь зависят от того, как мы проведем жизнь земную, дарованную как подготовку к вечности.

С моей точки зрения, понятие «карьерный рост» относительно. Что значит быть успешным человеком? Есть люди, которые взлетели по карьерной лестнице, достигли очень высоких постов (например, были министрами), но исполняли свои обязанности бездарно, а иногда – нанося вред государству, обществу. В лучшем случае таких министров после их увольнения забывают, хуже, когда поминают недобрым словом. Можно ли назвать такую карьеру успешной? Я так не считаю. Куда более успешен может быть рядовой рабочий у станка. Если вспомнить советскую историю, то, например, Алексей Стаханов кто такой? Обычный рабочий. Но кто сейчас не знает этого человека? Он не приобрел несусветных богатств, но заработал доброе имя благодаря своему труду.

Возьмем город Томск или Томскую область. Сколько там было до революции, еще при царе-батюшке, губернаторов? Многих ли помнят современные томичи? Зато хорошо помнят постового дядю Колю, которому сейчас поставлен памятник. Но и ранее от кого я только не слышал рассказы о нем! Для меня он в какой-то степени эталон человека, сделавшего карьеру и потрудившегося на пользу общества. Оставить  добрую память – это то, к чему человек должен стремиться. Кто гонится за звездочками на погонах, за высокой зарплатой, высокими кабинетами, а не стремится принести пользу народу, государству, ближним, тот думает не о благе, а о себе любимом и о должностных выгодах. Это не человек с большой буквы, а мелочный, меркантильный, с гниловатой душой. Сколько таких случаев, когда ради достижения меркантильных целей, ради продвижения по служебной лестнице люди готовы были подсидеть сослуживца, товарища, с которым, как говорится, из одного котла щи хлебали! А человек, работающий на благо общества, всегда в выигрыше. Даже если он не построит палат каменных, как сказано в пословице, он останется в доброй памяти людей, по крайней мере – в памяти Божьей. Ведь когда мы провожаем человека в последний путь, то над гробом усопшего звучит «Вечная память».

Многие задаются вопросом: а может ли кто-то рассчитывать на вечную память? Помним ли мы хотя бы кого-то из своих родственников в десятом или даже в пятом поколении? По большому счету нет. Редко кто занимается восстановлением своей родословной, и то мы узнаем ее по сохранившимся документам. Нет вечной памяти человеческой, но есть память Божия. У Господа не забыто ни одно доброе дело, если оно истинно доброе, не ради карьерного роста или похвалы, награды, а именно ради блага, ради Бога, общества, страны, ради ближнего.

– Владыка, позвольте прямой вопрос. А в церкви есть карьеристы?

– Стремление к карьерному росту – это проявление падшей природы, которую все мы унаследовали от первозданного человека. Когда Адам нарушил первую заповедь и отпал от Бога, он лишился Божественной силы, благодати Духа Святого, которая его покрывала. Преподобный Ефрем Сирин, древний святой, говорит, что как с гор сбегает вода, нигде не задерживаясь, так с согрешившего человека – благодать Духа Святого. Был человек, наполненный светом. А после грехопадения свет ушел, и в его душе, как змеи, стали плодиться грехи, страсти, дурные наклонности, с которыми надо бороться. Они присущи всем людям, верующим и неверующим, церковным и нецерковным. Преимущество лишь в том, что у Церкви богатый арсенал методов борьбы с ними, наподобие медицины, где имеется множество профилактических мер и средств противодействия заболеваниям.

Если человек живет духовной жизнью, он старается при каждом проявлении страсти в своей душе приступать к исповеди. Когда мы приходим на свой приусадебный участок и видим сорняк среди посеянной моркови или редиса, мы же спешим его вырвать с корнем, чтобы он не разросся и не уничтожил весь урожай. Так и со страстями. Как только они появляются, надо их сразу искоренять.

Иногда мы утрачиваем бдительность, и тогда страсти действуют в нас, возникает желание наград, повышения в должности, особенно если это сопряжено с материальным достатком. Однако в духовном отношении простолюдин иногда куда выше высокопоставленного чиновника. Скажем, я митрополит Томский, но я  менее известен верующим, чем обычный монах Троице-Сергиевой лавры старец отец Кирилл (Павлов). Он не был архиереем и практически всю свою жизнь после войны провел в стенах лавры, но его знала не только вся Россия, он был духовным авторитетом далеко за ее пределами.

– Владыка, с одной стороны, есть притча о богаче, который говорит: «душа моя, пей, веселись, много ты накопила», и Господь называет его безумцем, предвещая близкую смерть. С другой стороны, Александр Суворов, будучи верующим человеком, в свое время сказал: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Где золотая середина? Есть ли она?

– Если человек хочет стать генералом, чтобы повысить свою значимость, лить воду на мельницу своей гордыни, чтобы все говорили «о, генерал!» и прыгали вокруг него, это нехорошо. Мне сразу вспоминается известный мультфильм «Как мужик двух генералов прокормил». Если кто-то стремится к такому генеральству, то это ничтожно и даже мерзко. А если человек хочет стать генералом, чтобы помочь армии, чувствует призвание к военному делу, считает себя специалистом, способен принести пользу, то почему бы ему не послужить не только в маленькой конторке, но и в целом ведомстве, министерстве, в стране? Это касается любой профессии. Если человек способен быть президентом страны, зачем ему быть идеальным дворником, когда он может содержать в чистоте и порядке целые государства?

– Владыка, давайте посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. Представьте, молодые недавно поженились и, допустим, одна из мам семейства говорит: «Подождите пока детей заводить, вначале добейтесь чего-нибудь, квартиру купите, обеспечьте себя». Как к этому относиться?

– Вообще эти рассуждения достаточно «молодые», так рассуждают только мамы, воспитанные в советское время. В современном мире молодым людям уже иногда за 30 лет, а они все еще обустраивают свою жизнь, и неизвестно, когда будут думать о семье. В результате, когда они вроде бы становятся на ноги, то уже не способны родить ребенка, дать ему должное воспитание и так далее. Всему свое время.

Я уже не говорю про старые, царские, времена, когда люди руководствовались в большей степени законом Божиим, чем размышлениями плотского характера. Да даже в советские времена сколько молодых людей заключали браки, будучи работниками комсомольских строек, молодыми студентами, и многие из них достигли преклонного возраста. В интервью они рассказывают, как жили в семейном общежитии, как делили один кусочек хлеба на двоих, как у них появились первые дети, как непросто было их в этих обстоятельствах воспитывать, но зато насколько содержательна, красива, полна жизнь этих людей! Действительно, под конец жизни они могут сказать, что счастливы. А кто думает, как бы лучше устроиться, слишком много и тщательно планирует, тот часто оказывается неустроенным. Браки, которые такие люди заключают, основаны не на заповедях Божиих, а на чистом прагматизме и рассуждении человеческом, они недолговечны.  По статистике разводов сейчас чуть ли не больше, чем браков. Подливают масло в огонь и медийные личности, потому что по телевизору постоянно говорят о том, как  кто-то в очередной, пятый или седьмой, раз развелся или женился. Формируется ложный стереотип поведения. На самом деле так жить неправильно.

– То есть планировать будущее не стоит?

– Нужно планировать и реализовывать план уже сегодня. А не так, что когда-то в будущем со временем чего-то мы достигнем. Надо жить сегодня. Поэтому если вы хотите семью и встретился человек, с которым вы готовы до гробовой доски идти рука об руку, зачем откладывать детей до 40-летнего возраста? Даже если у вас нет «Мерседеса» и трехэтажного особняка, а лишь коммунальная квартира или комната в коммуналке – почему бы не начать с нее? Все остальное приложится. Если человек идет к цели, он знает, что сегодня он создаст семью, завтра заработает на отдельную квартиру и переедет из коммуналки, а потом возьмет ипотеку или вступит в кооператив, построит себе дом или купит другую квартиру.

Человек может планировать, и в то же время он должен понимать, что не всегда все планы будет в силах реализовать. Надо полагаться на волю Божию. Прося что-то у Бога, мы должны, по Евангелию, прибавлять: но не моя воля, а Твоя да будет. Когда человек только на свои усилия полагается, очень редко все счастливо складывается, даже если внешне так кажется. Вроде и карьера, про которую мы сегодня говорили, и материальная обеспеченность на высоте, но когда начинаешь общаться с такими людьми (мне как священнослужителю часто приходится), понимаешь, какие на самом деле это несчастные люди. Их стоит пожалеть, они мучаются и страдают, несмотря на внешний комфорт.

Совсем другая ситуация, когда человек не может похвастаться особыми достижениями, но при этом счастлив. Когда человек строит свою жизнь, счастье, будущее, опираясь только на самого себя, он не имеет Божия благословения, а следовательно, успеха. Не случайно на Руси, да и во всех христианских странах, перед каждым предприятием служили молебен на начало доброго дела, призывая Божие благословение. У нас в Томске, например, была традиция при начале важного мероприятия из Иверской часовни на центральной площади выносить Иверскую икону Божией Матери, Которая почиталась томичами как градодержательница, и просить об успехе дела. Многие учреждения в Томске, построенные еще в XIX веке и освященные Иверской иконой, благополучно существуют по сей день. И мы, если хотим успеха в делах, должны не забывать просить Божия благословения, вместе с ним наши усилия дадут больший результат.

– Владыка, давайте поговорим о человеке, который молиться любил, наверное, больше всего на свете. Это Антоний Великий (память его празднуется 30 января). Скажите, совпадение ли, что вслед за Антонием Церковь празднует память Афанасия Великого (31 января), а еще через день – 1 февраля – преподобного Макария Великого? Все – святые угодники, память совершается с разницей в один день.

– На самом деле это получилось чисто технически. Все эти святые трудились в пределах Александрийской Православной Церкви, на территории Северной Африки, нынешнего Египта. Преподобный Антоний Великий, действительно великий угодник Божий, считается первоначальником монашества.

Дело в том, что проповеданное апостолами христианство распространялось по Римской империи и в начале IV века при Константине Великом стало государственной религией. Люди уже не подвергались гонениям, насилиям за исповедание веры Христовой, поэтому ревность по Богу, стойкость в вере ослабевали. Уровень духовной жизни упал. Стали появляться люди, стремившиеся исполнять евангельские заповеди во всей их полноте, как это было изначально. В условиях города это не всегда удавалось, поэтому многие уходили на периферию, в пустынных местах трудились над своей душой, над устроением духовной жизни, но и этого не всем было достаточно.

Основоположником пустынного монашества стал преподобный Антоний. Он подвизался в суровых условиях египетской пустыни и так духовно преуспел, что, еще живя на земле, производил впечатление ангела, творящего удивительные чудеса именем Божиим. Преподобный явил пример ревностной подвижнической жизни и оставил своим последователям духовные поучения. Упомянутый Вами Афанасий Великий, патриарх Александрийский, был первым автором жития преподобного Антония и собирал его изречения, которые актуальны и в настоящее время.

Есть книга в пяти томах – «Добротолюбие». Можно подумать, что это сборник святоотеческих творений о доброте, а на самом деле имеется в виду не доброта́, а добрóта, что по-церковнославянски означает «красота». О какой же красоте идет речь? О красоте человека, освободившегося от греха и соединившегося с Богом – абсолютной красотой и источником красоты. Чтобы достигнуть такого совершенства, необходимо пройти путь духовного очищения. В качестве руководства был собран опыт святых отцов, опубликованный в «Добротолюбии».

Пятитомник составлен таким образом, что начальные поучения рассчитаны на менее искушенных в духовной жизни. Первый том открывают изречения преподобного Антония Великого. Например, одно из них: «Будь готов при всяком слове (обличительном), которое слышишь, говорить: прости мне».

Нам может казаться, когда нас будут ругать, осуждать, озлоблять, мы будем смиренно говорить «прости». Позвольте, но когда нас обзывают дураком, само собой вырывается: «сам дурак». Трудно ответить «прости» на оскорбление, а вот Антоний Великий советует так поступать. И действительно, подобный ответ обезоруживает врага, более того, творит из него друга. Вот какие великие поучения преподобного Антония можно найти в «Добротолюбии».

– У нас еще есть вопросы телезрителей. «Спасителя предал не только Иуда, но и апостол Петр. Оба раскаялись. Почему один – святой апостол, а другой – сын погибели?»

– Потому что раскаяние раскаянию рознь. Раскаяние Иуды было связано с отчаянием, не с возвращением к Богу, а с отпадением от Него. В Третьяковской галерее есть удивительная картина Николая Ге «Совесть». На ней – темный ночной Гефсиманский сад, в свете луны – одинокая фигура, и где-то вдалеке – удаляющаяся толпа воинов с арестованным Христом. Это остается один-оденешенек, наедине со своей совестью предатель Иуда. Он лишился Учителя, друзей (других учеников Христовых), лишился благорасположения даже фарисеев и первосвященников, на глазах которых  низко пал, предав своего Учителя. Он остался один на один со своей совестью. Эту боль можно было бы уврачевать, если бы он глубоко раскаялся и примирился с Богом через покаяние. Но нет. Хотя он и бросил первосвященникам их 30 сребреников, сказав: «Предал я кровь неповинную», но вместо примирения с Богом покончил самоубийством. Это говорит не о покаянии, а об отчаянии.

Совершенно другое умонастроение было у апостола Петра. Он не просто мимолетно осознал свой грех и сказал: «да, я неправильно поступил», но своей жизнью и смертью искупил его. В день своей казни, будучи уже всеми чтимым апостолом, но чувствуя себя недостойным быть распятым как Учитель, Которого предал, просил распять себя вниз головой. Вот глубина раскаяния!

– Почему Церковь отрицает гипотезу о том, что все мы уже когда-то жили?

– Церковь утверждает, что каждый человек призван к вечности, поэтому говорить о том, что мы уже жили, неоправданно. Если мы призваны к вечности, то жизни нашей не будет конца. Если мы сейчас не помним никакой прошлой жизни, значит, мы не жили, потому что сознание никогда не покидает призванного из небытия к бытию человека. Мы пришли в этот мир, появившись благодаря Господу через своих родителей, и теперь будем жить вечно. И после смерти мы сохраним самосознание и не забудем о нынешней земной жизни.

– Куда после смерти попадают животные?

– В Священном Писании нет однозначного ответа на этот вопрос. Некоторые говорят, что животные не обладают бессмертной душой, поэтому в той степени, как люди, не наследуют жизнь вечную. Другие предполагают, что когда будет всеобщее воскресение и Суд Божий, то восстановится весь Богом созданный мир, в том числе и животные, без которых мир был бы блеклым и однотонным. Мнения разные, сформулированного учения Церкви по этому вопросу нет.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30
  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать