Православный взгляд. О Конституции

24 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Двенадцатого декабря – День Конституции Российской Федерации. Все мы, верующие и неверующие, живем по главному Закону нашей страны. Как Вы относитесь к тому, что во многих странах конституция не меняется столетиями, а в нашей стране она меняется постоянно? Вот и в уходящем году Конституцию снова правили. Какое Ваше отношение к тому, что у нас нет стабильности в главном документе страны?

– Мне кажется, что конституция не является гарантом стабильности. Даже в тех странах, где, как Вы говорите, конституция на протяжении многих столетий не меняется, она не является неподвижной. Когда говорят о такой стабильности, имеют в виду Соединенные Штаты Америки. На самом деле там конституция содержит такое количество поправок, в нее вносится столько новых нюансов, что, по сути, на сегодня это уже не та конституция, которая была сто или сто пятьдесят лет назад. Хотя действительно костяк ее остается неизменным.

И все-таки, мне кажется, конституция должна отражать современные реалии. Жизнь непрестанно развивается в любой стране. И в США сто пятьдесят – двести лет назад она была совершенно другой, нежели сейчас. Да что говорить! Иногда за десять лет очень многое меняется. Возникают новые трудности, угрозы. И главный закон страны должен защищать ее народ и само государство.

– Тогда позвольте провокационный вопрос: сколько уже лет не менялись десять заповедей Божьих?

– Заповеди Божьи носят универсальный духовный характер. Опираясь на них, мы можем делать выводы из сиюминутных ситуаций. В Церкви тоже рассматриваются документы, в которых не было необходимости в предыдущие эпохи. Если во времена апостолов Церковь обходилась Священным Писанием Ветхого Завета, Евангелиями и Посланиями апостолов, то уже спустя сто лет стали появляться канонические нормы, которые озвучивались святыми отцами на Вселенских Соборах, чтобы соотнести Священное Писание с историческим временем.

В 2000 году Русская Православная Церковь подготовила, например, документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Это было сделано не потому, что она изменила Священное Писание или каноны, а потому, что в нашей жизни появилось много таких реалий, которых не было в предыдущие эпохи. Церковь часто спрашивают об отношении к появляющимся биотехнологиям, к Интернету и так далее. И вот, опираясь на Священное Писание, на традицию, святоотеческое наследие, она отвечает на вопросы, которые стоят перед обществом сегодня.

Так же и с конституцией. Думаю, ценность любой конституции определяется тем, насколько она соотносится или не соотносится с Божественным универсальным законом, который дал Господь миру. Ведь что такое закон Божий? Это закон, который соответствует тому, что мы называем законами природы в физическом мире. Ведь они существуют объективно, Бог вложил их в сотворенный Им материальный мир, по ним существует Вселенная, движутся молекулы, атомы, небесные светила, галактики. Они определяют нормы и человеческой жизни. Если она им не соответствует, то человек неизбежно терпит ущерб. В понятиях нравственности тоже руководствуются объективными Божьими законами. Любые юридические нормы, в том числе и нормы конституции, должны соотноситься с Божественными заповедями. Если какие-то положения попирают высокие духовно-нравственные идеалы, провозглашенные Богом, такая конституция будет нести только разрушение и тлен.

Даже в древнем мире последователи не только истинной Богооткровенной религии, но и языческих культов понимали, что законы, издаваемые правителями, должны соотноситься с высшей правдой. До нас дошел древний юридический кодекс – Законы вавилонского царя Хаммурапи. Это XVIII век до Рождества Христова. Они были настолько популярны, что их цитировали не одно столетие различные писатели. В полном объеме этот Кодекс считался утраченным до начала ХХ века, когда в древнем городе Сузы на территории современного Ирана при раскопках была обнаружена стела, на которой сохранилась бо́льшая часть Законов. К чему я это говорю? В верхней части этой стелы изображен Хаммурапи, который получает повеление дать законы подданным своей страны от языческого бога солнца Шамаша. Даже язычники осознавали, что законы, которые принимаются здесь, должны соотноситься с высшим Божественным законом. Так же и с конституцией.

Поэтому я думаю, что вполне оправданно, логично, если конституция корректируется в связи с какими-то вызовами современности. С другой стороны, в любом государстве она всегда должна соотноситься с Божественными заповедями, которые неизменно сохраняются человечеством. Ведь даже неверующие люди знают про десять заповедей. Не все их могут перечислить, но все о них знают, потому что это универсальные духовно-нравственные нормы, без которых не может жить человечество.

– Владыка, думаю, Вы в курсе, что наибольший резонанс вызвало то, что в поправках к Конституции, которые мы принимали этим летом, было внесено слово «Бог». Люди задаются вопросом: ведь это не духовная книга, не Библия – для чего в главном документе светского государства должно присутствовать это слово? На Ваш взгляд, имеет это на самом деле смысл?

– Из Конституции много чего можно было бы убрать, но тогда документ утратит свои исторические корни. Ведь наше государство, общество формировались, возрастали в контексте заповедей, о которых Вы сказали, без которых немыслима высшая мораль. Понятие о Боге было составной его частью.

– При этом Россия называется светским государством.

– Одно другому не противоречит. Почему-то в наше время многие считают, что светскость тождественна атеизму. Если конституция провозглашает атеистические нормы, говорит, что каждый гражданин страны должен быть безбожником, она перестает быть светской. Но даже советская конституция оговаривала свободу совести для любого человека. Это значит, что светскость и безбожие – не одно и то же.

В Конституции этот пункт сформулирован так, что не ущемляет прав не только верующего, но и неверующего человека. А духовно-нравственный потенциал, заложенный, может быть, даже на генетическом уровне нашего народа, то, что мы называем культурным кодом, обозначен этой статьей Конституции.

У каждого народа есть что-то такое, к чему он с благоговением и трепетом относится. Такой важной составляющей для нашего народа является вера, понятие о Боге. Даже неверующий человек растет в обществе, сформированном духовной культурой. Поэтому, думаю, эта норма вполне оправданна. Во многих светских государствах на уровне конституции или других законов проявляется уважительное отношение к вере. Даже в США, где, казалось бы, от серьезной духовной жизни мало что осталось, на денежных знаках мы видим известную фразу In God we trust – «На Бога уповаем». Вместе с тем доллар стал универсальным символом бездуховности. Говорят, что кто-то душу отдал доллару, а кто-то – Богу. Принимая такую денежную купюру, никто не протестует против надписи, в том числе и безбожники, их это не смущает. Поэтому те, кого почему-либо тревожит упоминание Бога в Конституции, могут успокоиться. Или сначала пусть категорически откажутся от использования иностранных денежных знаков, тогда можно будет с ними поговорить на эту тему.

– Конституция – это еще и атрибут, символ. Кладя на нее руку, президент приносит присягу. Мы говорим о Конституции как о главном документе страны, при этом там присутствует слово «Бог». Вы уже упомянули об Америке – там президент приносит присягу, кладя руку на Библию. На Ваш взгляд, наш президент должен приносить присягу на Конституции или на Библии?

– Это церковная традиция – произносить клятву, держа руку на Библии, на Евангелии, на кресте. Она имеет смысл только тогда, когда и президент, и общество – церковные люди. Ведь человек, кладя руку на Священное Писание, как бы говорит: «Я даю это обещание не только перед людьми». Человека, в силу его ограниченности, можно обмануть, Бога –нельзя. Традиция присягать на Евангелии или перед крестом (как воины российской армии до революции) придает клятве нерушимый, глубинный, сакральный характер.

Но когда тот, кто возлагает руку на Библию, не является верующим человеком и для него это только дань традиции, сама эта традиция теряет изначальный смысл. Поэтому, если в настоящее время в России нет такого обычая, вводить его искусственно, думаю, не нужно. Если наш народ будет переживать духовное возрождение, вера снова станет не просто религией, помогающей человеку в жизни и являющейся его частным делом, а движущей, вдохновляющей силой, то возвращение к этой традиции будет иметь смысл.

– Давайте перейдем ко второй части нашей программы: 13 декабря – память апостола Андрея Первозванного. Мы знаем, что Андреевский флаг – один из атрибутов нашего государства, в частности Военно-морского флота. А когда-то он был символом всего российского общества. Почему именно апостол Андрей так почитаем на Руси?

– Апостол Андрей из числа двенадцати апостолов наиболее близок русскому человеку, поскольку, согласно Церковному Преданию, евангельскую весть славянским народам принес не кто иной, как он.

Мы связываем просвещение нашей страны светом христианства с князем Владимиром, который в 988 году крестил Русь, но христианство жило среди русских людей и в более раннюю эпоху. Бабушка князя Владимира уже была христианкой. За столетие до княгини Ольги князья Аскольд и Дир осуществили военный поход на Константинополь, в котором приняли крещение. Уже в 944 году при князе Игоре упоминается «Русь крещеная», которая присягала на верность союзническим договорам с Византией в соборном храме пророка Божия Илии, в то время как язычники приносили клятву в капище Перуна. То есть христианство распространялось на Руси задолго до ее крещения. Я уже не говорю о Северном Причерноморье, где оно отмечалось буквально с апостольских времен.

Андрей Первозванный пронес весть о христианстве сначала по Северному Причерноморью, где жили наши предки, потом по Днепру до Киева, по известному пути «из варяг в греки», а в его случае – «из греков в варяги». В Киеве он благословил киевские горы, водрузил Крест Христов и предсказал, что там воссияет благодать Божия. Потом он поднялся севернее, дошел до новгородских пределов и даже до острова Валаам. Вот поэтому русский народ всегда считал и считает Андрея Первозванного своим апостолом.

Поскольку святой подвижник пришел к нам по воде, то и стал покровителем флота нашей страны. На флаге изображен крест, но не обычный, а в виде буквы «Х», который называется Андреевским, потому что апостол был распят римлянами на таком кресте. Кстати, он до сих пор бережно хранится христианами в греческом городе Патры. На всех военно-морских флагах России изображен так называемый Андреевский крест.

– Владыка, но мы знаем, что этот своеобразный символ апостола Андрея есть и на флагах Шотландии, Великобритании и страны басков. И у нас во Владивостоке он есть, ведь это морской порт. Получается, апостол Андрей своим служением охватил весь мир.

– Как мы говорили, апостол Андрей шел из римских земель в русские по Днепру. А ведь путь «из варяг в греки» проходил через северные страны. Поэтому в них апостола тоже почитают, и на их флагах тоже есть Андреевский крест как воспоминание древней христианской истории, которая объединяет северные народы.

– Что делать, если долгое время одолевает плохое самочувствие, страх и уныние?

– Нужно знать об их причинах. Если это вопрос медицинский, физиологический, то что делает человек, который подвержен болезни? Он обращается к врачу и получает квалифицированную помощь. Верующий человек, наряду с применением медикаментов, всегда обращается с молитвой к Господу.

Но бывает, что причины скорбей, печалей носят исключительно духовный характер. Тогда нужно прибегать к более внимательному чтению Священного Писания, усердной молитве, с которой необходимо начинать свой день, тем самым призывая благословение Божие. Есть еще благочестивая традиция (к которой, к сожалению, люди старшего поколения уже не приучают молодежь, видимо, сами оторвавшись от нее) – утром встать, помолиться и испить небольшое количество святой воды, вкусить кусочек просфоры. Эти, казалось бы, внешние обряды укрепляют духовные силы человека и являются для него источником бодрости, радости, энергии.

– Добавлю для тех, кто не знает, что и святая вода, и святые просфоры раздаются в храме безвозмездно.

Существуют ли мытарства? Если да, то почему ангел-хранитель не может защитить от них, помочь миновать?

– Во-первых, ничего не существует помимо воли Божией,  поэтому ангел не может защищать от того, что установлено Господом. Когда душа разлучается с телом, конечно же, она проходит испытание на «пригодность» для Царства Небесного. Царство Божие – это не столько место, сколько состояние. Если человек был благочестивым, верующим, то вся его жизнь – это приведение своих духовных сил в состояние готовности к встрече с Богом. В противном случае посмертные испытания души, которые называются мытарствами, – необходимый путь. Ангел-хранитель, конечно же, сопровождает человека, если тот молился ему, и защищает от темных сил, которые пытаются задержать его на мытарствах, но человек должен пройти через это.

– По ходу Вашего ответа возник вопрос. Иногда в западных фантастических фильмах можно увидеть чистилище. Есть ли что-то общее между мытарствами и чистилищем?

– Нет, конечно. Чистилище – это одно из заблуждений западной религиозной мысли, которое заключается в том, что человек, умирая грешником, на какое-то время помещается в ад, но страданиями искупает свои грехи. Это сродни тому, как преступник, которого сажают в тюрьму, мучается там и через это как бы искупает свою вину. Потом его выпускают, то есть выводят из ада, и он попадает в Царство Небесное.

На самом деле, это юридический подход к спасению, который был свойствен римскому праву и развился именно в недрах Западной Римской Церкви. У Православной Церкви такого взгляда никогда не было. Это не соответствует ее вероучению, Преданию. Проходя мытарства, человек не очищается. Душа после разлучения с телом уже не может страданиями изменить свое состояние. Более того, когда человек оказывается в аду, мучения становятся вечными. Ничего подобного учению о чистилище в Православной Церкви нет.

– Может у человека быть любимый святой или это недопустимо?

– Здесь, пожалуй, слово «любимый» не совсем верное, но тот или иной святой может быть ближе нам в силу разных причин. Возможно, мы тщательно изучили его житие, он нам хорошо известен, мы чаще обращаемся к нему с молитвой, выделяя из сонма других святых, и он становится нам чуть ближе, чем другие святые. В этом ничего зазорного нет.

– Признаюсь, было время, когда Спаситель представлялся мне суровым отцом, который может и ремня дать. Поэтому, если возникала потребность, я старался обращаться к Божьей Матери. Всегда казалось, что Она может приласкать и утешить.

– Отчасти так и есть. Но, если в семье строгий отец, это не значит, что он попадает в разряд нелюбимых или менее любимых. Отец есть отец, а мать есть мать. Наверное, полноценной может считаться та семья, где ребенок воспитывается при наличии обоих родителей. Многие, не дерзая обратиться непосредственно к Богу, осознавая свое недостоинство, греховность, ищут поддержки у духовных друзей, которых мы предлагаем Богу как сомолитвенников. Таковыми являются святые угодники Божии, которых мы просим о помощи. То есть в молитве Богу мы не одиноки.

– Как Вы относитесь к «неканонической Библии»?

– Я не знаю, что такое «неканоническая Библия». Вообще Библия – это Священное Писание, Божественное Откровение. Что же тогда каноническое, если не Библия?

Другое дело, что в Библии, наряду с каноническими книгами, есть одиннадцать книг, которые названы неканоническими. Вот они по уровню богооткровенности уступают другим библейским книгам. Но Церковь признала их такими же назидательными в духовно-нравственном отношении, как, например, и святоотеческие творения. Они включены в контекст Священного Писания и являются неотъемлемой его частью.

– Добавлю, что такие Библии продаются в православных храмах.

– Это и есть, собственно говоря, полноценная Библия. Я считаю, что Священное Писание, состоящее только из канонических книг, неполное, ущербное. В советские времена Библия была недоступна большинству людей, и из-за границы подпольно провозили маленького формата карманные Библии, но в них печатались только канонические книги. Многие люди читали такую Библию, и у них сложилось неполное представление о ней. И в настоящее время многие пользуются Библиями, изданными нашим Библейским Обществом без этих одиннадцати книг. Я думаю, это неверно. Когда мы говорим «Библия неканоническая», сразу создается впечатление, что она какая-то неправильная. О Священном Писании так говорить нельзя. В Библию включены и неканонические книги. Был создан канон богооткровенных книг и выделен ряд других, неканонических, но очень назидательных, полезных, написанных людьми в Духе Святом. Все они составляют кодекс Священного Писания.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записали Игорь Лунёв и Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30
  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать