Православный взгляд. На вопросы отвечает епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан

7 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Владыка, 25 декабря бо́льшая часть христианского мира празднует Рождество, но Русская Православная Церковь придерживается иного календаря – юлианского. Почему мы не разделяем эту радость с большинством христиан?

– Главное – чтобы мы разделили эту радость с Богом, со святыми, со своими братьями и сестрами по вере и с другими Православными Церквами, которые не придерживаются григорианского календаря.

– Но Японская Православная Церковь придерживается.

– А Грузинская, Сербская Церкви придерживаются календаря юлианского. Кстати, и Иерусалимский Патриархат, где Господь воскрес, и даже «сердце» Константинопольского Патриархата, Афон.

Почему? Да потому, что этот календарь освящен церковной традицией. Именно по юлианскому календарю пришел в этот мир Спаситель, в рамках этого календаря произошли все наиболее значимые события христианской истории – и Вселенские Соборы, и эпоха гонений, и жизнь большинства святых. Он освящен и библейской, и церковной традицией – это с одной стороны. С другой стороны, календарь для Церкви –это не самый принципиальный вопрос. Он важен, но не стоит на первом месте, не затмевает собой вопросы веры. Тогда почему же не отказаться от него? Но зачем?

– Чтобы было христианское единство.

– Единства с западным миром у нас нет не по причине календаря, а по причине его отступления от чистоты веры, которой он придерживался на протяжении первой тысячи лет общей христианской истории. Эти страны внесли искажения в наше общее вероисповедание и остались с ними, а мы не пошли по этому пути. Нам дорога наша вера, и поэтому объединяться с ними в части календаря, оставаясь разделенными в более важном, существенном, это иллюзия единства, фикция. В православном мире он был принят в значительной степени под давлением. Это произошло лишь в ХХ веке. Был один персонаж – Патриарх Константинопольский Мелетий Метаксакис…

– Опять Константинопольский...

– Да. Который после русской революции многого натворил в православном мире. В частности, он признал обновленцев, а патриарха Тихона законным предстоятелем Русской Церкви не признавал. То есть вместо того чтобы поддержать Русскую Церковь в самую трудную для нее годину, он еще и усугублял ее раны. Его преемники пытались отщипнуть от Русской Церкви то Польскую Церковь, то Финляндскую. Именно этот человек и ввел григорианский календарь.

Кстати, я сам слышал, что многие греки тоже без особого энтузиазма относятся к этому переходу на григорианский стиль, кто-то об этом и жалеет. Проблема в том, что люди уже привыкли к этому календарю, и переходить обратно достаточно проблематично.

Никакого духовного единства с западным миром это не породило, а – только трещину в православном. Она разрослась сейчас почти в раскол, когда нет евхаристического общения между Русской Церковью и некоторыми Греческими Церквами. Так что я бы сказал, что календарная реформа явилась одним из актов этой трагедии.

Поэтому то, что мы отмечаем Рождество по юлианскому календарю, никоим образом не окрадывает радость праздника, наоборот, подчеркивает преемственность традиции. Мы совершаем этот праздник именно тогда, когда его совершала и Древняя Церковь.

– Хорошо. Тогда такой вопрос: какие бы разногласия у нас ни возникали с западным миром, в любом случае мы знаем, что «солнце восходит над праведными и неправедными», над католиками и православными. Если в основе лежит любовь, может ли православный верующий 25 декабря разделить радость с теми христианами, которые в этот день отмечают Рождество?

– Конечно. Если по соседству живет католик или протестант, который отмечает Рождество 25 декабря, и для него это значимый праздник, почему бы его не поздравить? У меня есть знакомые, которые живут в Греции, они празднуют 25 декабря. Я их поздравляю, пишу им по-гречески.

– Мы поняли, что календарь – это, по сути, всего лишь возможность совершать летоисчисление. Но нельзя ли рассматривать переход на какой-то единый календарь, либо юлианский, либо григорианский, как некий шажок к единству? Или оно уже в принципе невозможно?

– В любом случае начинать нужно не с календаря, а с веры. Когда стараются главное подменить второстепенным, то получается не единство, а унификация. Это единство иллюзорно, и мы знаем такие примеры в истории. Они были инициированы в основном именно западными христианами, Римом в первую очередь, и известны под названием «уний», причем не только на Западной Украине, но были и другие униатские проекты. Это всегда нечто болезненное, мы хорошо это видим как раз по Западной Украине.

Что порождает это иллюзорное объединение? Оно приводит к таким явлениям, как Степан Бандера, который во имя веры в том числе, совершал ужасные преступления. Вот к чему приводит такой религиозный надрыв, когда форма, которой ты дорожишь, сохраняется, а содержание полностью подменяется. Форма должна соответствовать содержанию. А несоответствие порождает в народе психологический надрыв, подобный эксперимент – монстров. Не всегда, но так бывает. Поэтому этот «шаг к единству» может привести к утрате подлинной религиозности, подлинной веры и благочестия, нравственности как следствия веры.

– Я думаю, что на бытовом уровне это обсуждается по понятным причинам: когда идут новогодние праздники, гулянья, у православных – время строгого поста.

– Знаете, ничего случайного нет. Мы как-то обсуждали эту проблему с моими знакомыми, верующими церковными людьми, и пришли к выводу, что здесь, как говорится, нет худа без добра. Может быть, и хорошо, что Новый год приходится на наиболее строгие дни поста в преддверие Рождества, чтобы не смещался акцент. Верующие люди тоже отмечают Новый год, но они его отмечают, как правило, молитвой. Во многих храмах ночью совершаются литургии, и у нас в Колпашево в частности. Мы много лет так делаем, и это на самом деле самая лучшая встреча наступающего года. После литургии можно отметить ее и за столом, но в рамках поста, не нарушая его. Это очень доброе семейное торжество, которое все-таки находится в тени Рождества и не перекрывает его.

– Хорошо, а с канонической точки зрения есть значение, что наступает раньше – Рождество или Новый год?

– Нет. Если говорить о Новом годе, то эта дата вообще достаточно условная.

– Да, мы и 1 сентября отмечаем.

– Хоть по юлианскому, хоть по григорианскому календарю 1 января – это светский Новый год, а не церковный. А в Церкви существовали две традиции. В ветхозаветный период новый год начинался с месяца нисан, и это было весной. Так же – в христианской Церкви и на Руси первое время. Затем в Древней Руси, когда весь народ стал церковным, стали отмечать с сентября, и это увязывалось с чередой церковных праздников, потому что в сентябре – Рождество Божьей Матери. Хронологически оно раньше, чем Рождество Христово, а в рамках года, если его начинать с 1 января, оно ближе к концу.

Церковный новый год и вообще церковный год являются символическим указанием на всю историю мира – от момента творения до торжества Божия, Царства Небесного, пришедшего в силе после Страшного суда. Поэтому церковный год и начинается с Рождества Божьей Матери, а заканчивается Успением Пресвятой Богородицы, а уже между этими праздниками – и Рождество Христово, и Пасха. Мы до сих пор отмечаем церковное новолетие 1 сентября, по юлианскому календарю. Соответственно, по григорианскому календарю это 14 сентября. Бывает особая служба, которая как раз осмысливает начало бытия мира, Промысл Божий о Своем творении. Так что светский Новый год роли особой не играет.

– Для меня всегда было загадкой, почему, если мы говорим «2020 год от Рождества Христова», нельзя отмечать в один день Рождество и Новый год?

– Это вопрос к правителям, мыслителям, властителям дум. В России этот переход был осуществлен в 1700 году Петром I, когда начали отмечать Новый год 1 января по юлианскому календарю, до этого он отмечался в сентябре. И вообще Новый год не был каким-то значимым праздником, потому что Русь была христианским миром, и даже православные люди, приезжавшие из-за границы, удивлялись благочестию наших предков.

Известный путешественник диакон Павел Алеппский из Сирии, который в XVII веке при Алексее Михайловиче посетил Россию и бывал на службах, сидел за одним столом с царем, удивлялся религиозности русского народа. После того как он увидел русских, от малых детей до стариков, выстаивавших чуть ли не ежедневно многочасовые службы, то в сердцах, как свойственно южанам, написал в своей книге: «Все русские святые, потому что так невозможно жить». В этой жизни участвовали и царь, и бояре. Настолько исполнена служения Богу, христианской идее история нашего Отечества.

История Руси не была лишена и трагических эпизодов, и драматических событий, и междоусобиц, и заговоров, и интриг. Все это было, потому что человек остается человеком. В нем, как известно, Бог борется с дьяволом. И не всегда удается до конца сохранить верность Богу. Но большинство людей, даже если падали, вставали и вновь вступали на путь служения абсолютной истине. Может быть, поэтому в сознании русских людей укоренилось выражение «Русь Святая». Только у Руси, наверное, святость является главным моментом самоидентификации, тем мерилом, которым русский человек оценивал свою жизнь, историю, прошлое и будущее. Вот это важно. Я глубоко убежден в том, что Россия не была бы сейчас великой и могущественной страной, несмотря на все потрясения ХХ века, если бы не было Руси Святой.

– Владыка, мы сегодня, по сути дела, говорим с Вами о двух календарях – юлианском и григорианском, и одним из самых весомых аргументов того, почему юлианский календарь является основополагающим для нашей Церкви, является то, что именно по юлианскому календарю в преддверие Пасхи сходит Благодатный огонь. А в последнее время стали появляться вбросы информации, что все это ненастоящее. Как Вы думаете, эти сомнения имеют место или все-таки схождение Благодатного огня – действительно Божественный знак?

– Наверное, это то, что иногда в негативном ключе называют конспирологией. Чем мотивированы эти вбросы, на чем они основаны, на что опираются? На какие-то сомнительные свидетельства, домыслы, рассуждения, не очень убедительные исторические экскурсы.

Схождение Благодатного огня – это традиция, которая насчитывает много столетий, и тому есть масса свидетельств. Мы верой принимаем это и признаем. Более того, здесь нет ничего, выходящего за рамки христианского сознания. Что такое Благодатный огонь? Это явление Божественного нетварного Света, то есть Самого Бога.

– Но это же чудо.

– Бог являет Себя, в том числе и посредством чудес, и не только в Иерусалиме, не только на Гробе Господнем, но и во всем мире многажды. Просто сейчас внимание привлечено к Иерусалиму. На самом деле нечто подобное уже происходило. Об этом мы можем читать в истории, например, в житии преподобного Сергия Радонежского. Некоторые из монахов были очевидцами того, как во время литургии, когда служил преподобный, в Чашу Крови Христовой с неба сходил огонь. Это тот же Благодатный огонь, но он сходил не в Иерусалиме, а в радонежской чащобе. И это не единственный случай.

Что здесь подвергается оспариванию и почему это вызывает сомнения, особенно у людей верующих, мне непонятно. Мне кажется, это дух нашего времени, когда человек находит удовольствие, что ли, в том, чтобы все подвергать сомнению, а еще хуже – осмеянию, критике, и ничему не доверять. Да, надо хранить трезвомыслие, не всему следует верить, но все-таки есть вещи, которые очевидны и с которыми нет смысла бороться. В этом нет ничего положительного ни для интеллекта, ни для души.

– Продолжая тему чудес, давайте перейдем ко второй части нашей программы: 25 декабря – память святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца.

– Это как раз святой, житие которого наполнено множеством различных чудес: и в отстаивании веры, и в помощи ближним. Однажды он спешил избавить от казни одного несправедливо оклеветанного человека, и на его пути оказалась быстрая река без моста. Он жил на Кипре, в гористой местности. Прошли дожди, и ручей, который раньше перейти было легко, стал полноводным. Поскольку цель его была правой и благой, он дерзновенно помолился, и река расступилась. Как некогда израильтяне в Ветхом Завете, он со своими спутниками посуху перешел на противоположный берег и успел остановить руку палача. А чиновник, который осудил оклеветанного, успел узнать об этом чуде и уже был готов простить его, потому что знал, зачем идет святитель.

Спиридон Тримифунтский был очень простым человеком. Он стал епископом, будучи пастухом, но и затем продолжал пасти стада. Когда он исцелил от недуга императора Констанция, сына Константина Великого, прекратившего гонения на христианскую Церковь и положившего начало христианизации империи, тот предлагал ему то, что у него было. А что есть у царей? – Золото. Спиридон ответил: «Зачем же ты за добро отвечаешь мне злом?» Золото – это большое искушение. Его могут украсть, за него могут убить, кроме того, оно провоцирует в нас недобрые движения души. Как правило, более жадными являются более состоятельные люди. Святитель Спиридон, будучи глубоко духовным человеком, осознал угрозу и отказался от этого золота. Правда, его все-таки удалось убедить, но при условии, что император не будет настаивать на том, чтобы он держал это золото у себя. Святой вышел из дворца и сразу же раздал его.

– Наверняка существуют какие-то церковные традиции. В каких нуждах принято молиться этому святому?

– Наверное, во всех, потому что святитель Спиридон очень похож на святителя Николая. Он воскрешал мертвых, исцелял больных, помогал оклеветанным, нуждающимся, тем, у кого не было хлеба или денег. То есть не было такой нужды, в которой он не мог бы помочь.

Мне кажется, что Господь дал ему такую силу чудотворений за его простоту, ведь простота является эталоном духовной жизни. Не случайно Сын Божий поставил в пример Своим ученикам, апостолам, детей: Если… не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Но простота бывает разной. Апостол Павел говорит об истинной и ложной простоте, призывая христиан умом быть совершеннолетними, то есть взрослыми, а сердцем – младенцами. То есть мы должны иметь здравый смысл, но в сердце – детское незлобие: забывать обиды, прощать врагов, быть готовыми отдать все, что у нас есть, нуждающимся. Вот к этому надо стремиться. Святитель Спиридон был именно таким человеком – воплощенным Евангелием. Наверное, поэтому он и стал чудотворцем.

– Когда речь идет о простоте, мне вспоминается высказывание человека, которого Вы знали лично, и, наверное, по мнению большинства верующих, святого современности, Николая Гурьянова. Он говорил, что над глупыми есть умные, над умными – мудрые, над мудрыми – премудрые, а над премудрыми – святая простота.

– Абсолютно верно. Отец Николай был именно таким человеком. У меня был опыт общения с ним, правда, один раз, но я запомнил его на всю жизнь, потому что для меня он был очень назидательным.

– Я думаю, это заслуживает отдельной программы. А пока у нас еще есть вопросы телезрителей. Надо ли православным родителям наряжаться в Деда Мороза и других сказочных персонажей?

– Да, наверное, можно. А почему нет? Это же делается для детей, а мир детей – это мир сказки. Может быть, они еще не всегда готовы к миру Евангелия, духовной реальности. Они чувствуют ее сердцем, но ум их еще недостаточно зрел, чтобы все воспринимать правильно. А в мире сказки душа ребенка воспитывается в игровой форме. В игровых ситуациях она приобретает навыки, которые пригодятся ей уже во взрослой, неигровой жизни. Дед Мороз – тоже часть этой игры, и мне кажется, что для детей это очень важно, поэтому ничего плохого я здесь не вижу. Но я знаю многих верующих родителей, которые с младенчества приучают своих детей не к Деду Морозу, а к святителю Николаю, и в их сознании Рождество и Новый год связаны именно со святителем Николаем. Так что здесь все во многом зависит от мировоззренческих установок. Дед Мороз тоже добрый персонаж.

– Главное, чтобы добро всегда побеждало зло.

– Конечно.

– Владыка Ростислав рассказывал, что любит домашние растения. А у Вас есть какие-то увлечения?

– В одной из наших передач я уже говорил про свои увлечения. В основном они интеллектуального характера. Я люблю растения, люблю животных, но особого стремления и склонности заниматься ими у меня нет. А если я не чувствую, что это мое, зачем же мне это делать? Растения и животные – это все-таки живые существа. Они требуют ухода, любви, и к этому должна быть расположена душа. Каждый из нас уникален, все люди – неповторимые личности.

Мне нравится эта увлеченность владыки Ростислава. Он с таким энтузиазмом рассказывает о растениях, что его можно часами слушать. А когда ты все это еще и видишь, а иногда и вкушаешь от плодов его рук, скажем, какой-нибудь зрелый лимон, то это всё…

– То есть это имеет даже практическое значение?

– Конечно. Он склонялся к возделыванию именно плодоносящих растений, приносящих не только цвет и листья, но и плод, усматривая в этом духовный смысл.

– Позволю себе ремарку. Думаю, что не ошибусь, если назову Вас своеобразным духовным плодом владыки Ростислава.

– Да, это так.

– Если вдруг отменят массовые крещенские купанья, стоит ли искать возможность самому погрузиться в купель или нужно погружаться только в освященную?

– Я думаю, что особого беспокойства по этому поводу проявлять не следует. Погружение в прорубь, даже освященную, не является смыслом праздника и даже каким-то необходимым его элементом. Это добрая народная традиция. И если в какой-то год не удастся погрузиться, ничего страшного в этом нет.

Плохо, если весь праздник сводится только к погружению в прорубь. Вот это печально. Праздник – это, прежде всего, служба или, по крайней мере, посещение храма в этот день. Если прийти на службу – проблема (может быть, кто-то опасается многолюдства, хотя сейчас в храмах мы его не наблюдаем), можно прийти днем, когда людей почти нет. Можно дома прочитать какую-то молитву, сходить за святой водой, которая будет освящаться в храмах, что-то почитать или посмотреть в Интернете о Крещении Господнем, о событии, которое лежит в его основе. Это более верный путь отметить этот праздник.

– Практикуют ли онлайн-трансляции богослужений в Колпашевской епархии?

– Пожалуй, нет. У нас сложнее с этим. И людей не хватает, и средств. Нужно купить технику, поставить кого-то, кто мог бы грамотно всем этим заниматься, а у нас скромные масштабы. Да и кто будет смотреть? В этом большой необходимости нет, тем более что такая трансляция, по крайней мере, на Пасху, была организована, по-моему, из Богоявленского собора.

– Из Петропавловского.

– Из Петропавловского собора. Поскольку она велась на всю область, то те, кто не пошел к нам в храм, могли посмотреть ее в реальном времени, как говорится.

– Отдельные томские храмы каждое свое богослужение транслируют в соцсетях.

– Томские храмы многолюднее, у них больше прихожан. У нас же – только те, кто здесь живет.

– Да и Интернет есть не везде, насколько я знаю.

– Интернет, особенно скоростной, есть далеко не везде.

– На одном из центральных каналов ведущий часто спрашивает у гостей: «Что бы Вы сказали, представ перед Богом?»

– Знаете, я тоже часто этот вопрос слышу и думаю, как бы я на него ответил. А я бы ничего не сказал. При таком вопросе мне всегда приходит на ум фраза из Псалтири: Придите… и восплачемся пред Господем, сотворшим нас. Господь говорит Своим ученикам:  Я увижу вас опять… и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Тогда слова будут не нужны. Мы восплачемся, с одной стороны, вспоминая скорбный путь, который прошли к этой долгожданной встрече в лежащем во зле мире, а с другой стороны – от радости, что наконец-то он завершился и мы уже перед Тем, Кого более всего любит наше сердце. Иногда люди приходят в храм и плачут и не могут этого объяснить. Что-то подобное, наверное, может произойти и там. Я себе это так представляю.

– Я бы, наверное, первым делом сказал: «Господи, прости меня, грешного».

– В плаче и это есть.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30
  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать