Православный взгляд. Информатика и современные цифровые технологии

17 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Томский и Асиновский Ростислав.  

– Владыка, 4 декабря – День российской информатики. Я хочу обсудить проблему современных цифровых технологий. Как Церковь к ним относится? Есть ли в них какая-то опасность?

– Наука идет вперед. Информационные технологии предлагают много удобств современному человеку. Но, как очень часто бывает в современной жизни, во всем положительном одновременно есть то, что должно нас насторожить. Не единожды мы упоминали отца Павла Флоренского, говорившего, что нет вещи, которую не испортит слово «много». Так вот, относительно информатики можно сказать, что ее не просто бывает слишком много, но иногда ее присутствие в нашей жизни становится весьма и весьма опасным. Настораживает не она сама по себе, а ее непомерное использование.

Например, до недавнего времени личная жизнь человека была более защищенной, в том числе законодательно, не только в нашей стране, но и в других цивилизованных странах: в Западной Европе, в Соединенных Штатах Америки. Сейчас под натиском информационных технологий частная жизнь человека становится все более открытой.

Да что говорить о странах Западной Европы! Возьмем нашу с вами реальность. Весь окружающий нас мир напичкан камерами, и это уже мало кого может удивить. Если не так давно о наличии камер, отслеживающих передвижение человека, его действия, еще были какие-то предупреждения, то в настоящее время эти камеры на каждом шагу. И будь ты водитель, движущийся по трассе, либо пешеход, идущий по улице, особенно в больших городах, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, буквально каждый твой шаг фиксируется камерами.

Более того, эти технологии проникают и в наши дома, хотя раньше говорили: мой дом – моя крепость. Во-первых, все мы уже не можем жить без телефона, который позволяет не только отслеживать перемещение человека, но и осуществлять контроль за ним, если это вдруг кому-то понадобится.

Пользуясь современными цифровыми технологиями и уже не мысля свое существование без них, мы не предполагаем злоумышленников, способных обратить их против нас самих. Как будто весь мир доброжелателен. На самом деле так бывает не всегда. Если у власти того или иного государства окажутся силы, не столь заботливо относящиеся к своим гражданам и их убеждениям, эти современные цифровые системы станут мощным оружием против каждого отдельно взятого человека.

Помимо этого цифровые технологии продолжают развиваться. В настоящее время все больше и больше входит в употребление понятие «умный дом», который напичкан «умной» техникой, функционирующей при подключении к сети Интернет. Одного слова или движения руки достаточно, чтобы включилось электричество, заработал холодильник, открылась или закрылась дверь. С одной стороны, абсолютный комфорт, а с другой, этот дом настолько прозрачный, что жизнь в нем становится открытой для всех. Человек может размышлять: «А что мне скрывать, если я не преступник?» Но ведь редко кто согласится жить в стеклянном доме.

– Был эксперимент: одного молодого человека поселили под прозрачным куполом в центре города, и он три дня там жил за какое-то вознаграждение.

– Не знаю, насколько комфортно чувствовал себя этот человек. Допускаю, что три дня за хорошую плату можно в таком доме пожить. Можно какое-то время, например, постоять на цыпочках, но это неестественная поза – рано или поздно опустишься на полную ступню. Какой бы идеальный образ жизни ни вел человек, он не хотел бы всю свою жизнь провести в помещении с прозрачными стенами.

В настоящее время цифровизации подвергнуты наши денежные средства. Все больше и больше людей во всем мире, в том числе и в России, пользуются не теми денежными знаками, которые были в ходу на протяжении столетий, а банковскими карточками, при этом каждый платеж отслеживается. С одной стороны, хорошо…

– Количество карманных краж сократилось.

– Это во-первых. Во-вторых, не нужно таскать с собой большие кошельки, особенно как это было пару десятилетий назад. Молодежь уже, наверно, не помнит, когда в связи с инфляцией деньги у нас в стране исчислялись миллионами, и все эти купюры нужно было носить с собой. Удобства много, вне сомнения. Но, с другой стороны, каждая твоя плата отслеживается. И легко понять, чем человек питается, какую одежду носит, чему отдает предпочтение. Таким образом, изучив человека, определенные властные структуры при желании могут с большей легкостью им манипулировать.

Сейчас на цифровые технологии переходят медицина и образование, предлагают электронные трудовые книжки и медицинские карты. Поэтому не только мне и тем, с кем я захочу поделиться, станет доступной эта информация, но и достаточно широкому кругу лиц. Никто не застрахован от взломов, которые в настоящее время нередки. Злоумышленники находят доступ не только к банковским картам граждан, но и к другой информации, в том числе медицинской. Это тоже представляет опасность.

Вместе с развитием технологий, к сожалению, мир, в котором мы живем, превращается в глобальный концентрационный лагерь, где каждый человек как бы находится под увеличительным стеклом, под пристальным наблюдением. По сути, личная свобода оказывается под серьезной угрозой.

В некоторых странах Западной Европы еще сохранились ограничения, в частности, на использование видеокамер, которых там значительно меньше, чем у нас.

Во время пандемии, которую в настоящее время переживает весь мир, мы увидели и положительные стороны цифровизации. Когда был объявлен режим всеобщей самоизоляции и человек мог выйти за пределы своего дома только в случае крайней, оправданной необходимости, ему присваивался особый QR-код. Вроде бы добро. Но также это говорит о том, что все мы находимся под присмотром некоего всевидящего ока.

Верующие люди видят в цифровизации еще одну угрозу, так как знают, чем закончится земное бытие человечества: не торжеством добра, правды и истины, а приходом и воцарением антихриста, который будет носителем зла, служителем дьявола. И, конечно, когда это время наступит, все, о чем мы говорим, станет удобным оружием в руках зла.

– Вы как раз предварили мой вопрос, касающийся QR-кодов и штрих-кодов. Многие люди, в том числе часто посещающие церковь, говорят, что они могут содержать «число зверя»,  упомянутое в Священном Писании. На Ваш взгляд, такие опасения имеют реальное основание?

– С моей точки зрения, они имеют основание в том смысле, что это система, которой потом легко воспользуется антихрист. В настоящее время вряд ли в штрих-коде содержится печать антихриста, которую человек может принять помимо своего желания. Ведь, как мы знаем, ее принятие будет сопряжено с отречением от своих убеждений – от Христа, Церкви, истины, правды. В настоящих условиях такого отречения не требуется. Хотя действительно, даже в тех штрих-кодах, которые уже используются, присутствуют три шестерки. Три разделительные линии делят штрих-код на две части, каждая из них соответствует цифре «6», то есть получается «666». Скорее всего, это злая издевка разработчиков над христианами, которая, вероятно, рано или поздно станет знамением антихриста. Когда вводились эти штрих-коды, верующие люди активно выступали против, но, к сожалению, они настолько прочно входят в нашу жизнь, что вопрос выбора уже не стоит. Действительно, без цифровых технологий обойтись уже невозможно.

– На кассе уже не рассчитают.

– Да. Отказаться от мобильного телефона в настоящее время еще возможно, но это создаст огромное количество трудностей. Ведь даже когда я ходил заказывать очки в обычный магазин «Оптика», и то при оформлении заказа просили: «Укажите Ваш мобильный телефон». То есть предполагается, что он непременно должен быть.

И правильно Вы сказали: в любом магазине продукция оцифрована, поэтому невозможно приобрести даже пакет молока без этого штрих-кода. Что говорить! Даже в церковных магазинах на многих изданиях духовной литературы штрих-коды, потому что издатели работают по этой системе. Пока это не реальная, а потенциальная угроза, однако настораживает.

– Один из видных церковных деятелей, заместитель председателя Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе сказал: «Сейчас активно муссируется идея о QR-кодах для доступа в те или иные публичные учреждения. Храм не может, и, надеюсь, никогда не станет тем местом, для посещения которого нужно какое-то уведомление государства. Это неэтично, аморально и просто напоминает нам о тех временах, когда религиозная жизнь находилась под запретом». И вообще он говорит о цифровом тоталитаризме и просит оградить людей от него. А как, на Ваш взгляд, можно сейчас это сделать?

– Прежде всего, использование каких-то таких вещей должно носить исключительно добровольный характер. Хотя бы так. Человеку не должно что-либо навязываться. Например, когда речь идет о цифровых документах, замене обычных паспортов паспортами с биометрическими данными, человек должен иметь возможность выбора. Если же они будут навязываться как нечто неотъемлемое и не будет никакой альтернативы, ему придется брать эти документы, потому что в настоящее время – есть такая поговорка – без бумажки мы букашки. Если в старые добрые советские времена паспорт хранили в каком-то дальнем-дальнем ящике стола, то в настоящее время без него не выйдешь из дома. Поэтому, если жизнь станет невозможной без цифровых документов, человек будет поставлен в условия необходимости их иметь.

Несколько лет назад вводились индивидуальные налоговые коды, так называемый ИНН. Вроде бы удобно: упорядочение финансовой или налоговой систем. Но верующих людей возмутило, что номер присваивался не документу (как на паспортах, пропусках), а человеку: «Вот Ваш номер, Вас пронумеровали». Это даже как-то не очень красиво, как в концлагере. Человек уже не Иван или Анна, а номер 389 или 2686. Это, конечно, унижает его достоинство и не является чем-то необходимым. Было все-таки принято решение, если кто-то не желает принимать индивидуальный налоговый номер, может не писать заявление»… Церковь тогда выступила категорически против этого номера. Ныне покойный старец отец Иоанн (Крестьянкин) на возмущение и страх многих верующих отвечал: «Бояться не нужно, но просить мы ни у кого этот номер не будем. А если без нашего ведома кто-то что-то пронумерует, это, как говорится, дело не нашей совести».

– Но при этом он призывал не пугаться этого, потому что Бог все равно все видит и знает.

– Да. То, что в настоящее время было озвучено одним из сотрудников Московской Патриархии, аналогично решению, принятому на одном из заседаний Священного Синода ранее, по-моему, в 2000 году. Церковь выразила озабоченность непомерным использованием цифровых технологий и обратилась к правительству с просьбой о предоставлении желающим альтернативной формы ведения документации. До последнего времени пожелания Церкви чаще всего учитывались, но мы видим, что современные технологии, как ползучий спрут, постепенно охватывают все большую и большую часть жизни человека. Боюсь, что рано или поздно опротестовывание этой системы будет уже совершенно бессмысленным.

Недавно митрополит Онуфрий, глава Украинской Православной Церкви, в своем интервью сказал, что, к сожалению, мир вступает в апокалиптическую эпоху. Это видно не только по неумеренному использованию цифровых технологий, но и по другим аспектам жизни. Мы видим, как зло поднимает голос, разрушает единство православия. Орудием в руках антицерковных сил становятся предстоятели Поместных Церквей, в частности, Патриарх Константинопольский, который, казалось бы, должен быть координатором православных людей, всех Поместных Православных Церквей в мире. Признав украинских раскольников за некую легитимную Церковь, он тем самым посеял зерна раскола, разделения в самом православном сообществе.

Мы видим, как в мире разрушаются веками сложившиеся традиционные институты семьи, брака, общества, что силы мировой закулисы направлены на разрушение национальных государств, как политики, которые становятся на защиту традиционных ценностей, убираются с политической арены самыми грязными методами. Тому есть множество примеров. Помнится ситуация во Франции и в некоторых других странах, когда, видимо, с помощью тех же цифровых технологий узнав что-то из жизни таких политиков, компрометировали их, полностью разрушая их политическую карьеру. В результате при видимости демократии, волеизъявления народа у власти становился тот человек, которого народ, может быть, и не очень хотел. Мы видим, что в этих, казалось бы, демократических государствах жесткая тоталитарная система: определенных людей приводит к власти не само население, а мировая закулиса, которая преследует свои цели и когда-нибудь станет на службу злу, или антихристу.

– Давайте теперь поговорим о добром и вечном: 4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы, большой церковный праздник. Расскажите о нем подробнее.

– Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из самых больших так называемых двунадесятых христианских православных праздников. «Дванадесять» – славянское слово, которое означает «двенадцать». Введение – один из двенадцати самых важных праздников. В этот день мы чтим Пресвятую Богородицу, молитвенно воспоминая Ее торжественное введение во храм.

Господь избрал Божью Матерь священным орудием Своего прихода в этот мир, божественной лестницей, по которой Он сходит с небес на землю еще прежде Ее рождения.

Мы знаем, что Пресвятая Дева Мария родилась от благочестивых родителей Иоакима и Анны, которые, прожив долгую счастливую супружескую жизнь, до преклонных лет не имели детей, о чем всегда молились Богу. Наконец уже на закате жизни у них рождается ребенок как результат их молитвы, надежды на Бога и обета посвятить его служению Господу, но не сын, а дочь. При Иерусалимском храме были специальные школы, где обучались не только мальчики, но и девочки. Иоаким и Анна во исполнение своего обета приводят в него Марию и отдают на воспитание.

В день Благовещения Она примет в свои ложесна Бога, чтобы бесплотный Дух вочеловечился, воплотился через Нее. Церковь обращает внимание на то, что в храм входит Та, Которой Самой надлежало стать одушевленным храмом Божиим, то есть вместилищем Бога.

В этот день, помимо того что мы чтим Пресвятую Богородицу, мы говорим о важности и значимости храма Божия. Каждый человек должен духовно возрастать, и он имеет возможность духовного роста только тогда, когда его жизнь проходит в храме, соединена, крепко связана с ним. В храме Божьем мы освящаемся через таинства, собираемся на общую молитву, и среди нас, в силу Своего обетования: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них, – таинственно пребывает Господь. Поэтому любому верующему человеку храм должен помочь самому стать храмом Божиим, как он помог Деве Марии, когда Она готовилась стать Матерью Самого Господа.

О каждом верующем человеке, который принял Духа Святого, апостол Павел говорит: разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Поэтому в этот день мы акцентируем внимание на важности храма в деле нашего духовного возрастания.

– Владыка, мир сейчас  настолько суетный, что иногда кажется, Господь его оставил. Как можно почувствовать Божье присутствие?

– Если бы Господь оставил этот мир, последний перестал бы существовать, потому что он живет, движется, даже на уровне атомов и молекул, и существует, потому что его поддерживает сила Божия. Если бы Господь покинул этот мир, то уже не светили бы солнце и луна, мы не могли бы дышать, ходить. Все в этом мире, в том числе красота, – это знаки Божьего присутствия. Если мы видим цветущие луга, журчащие ручьи, значит, Господь все-таки созиждет этот мир. Если мы еще существуем, двигаемся, способны к мышлению, значит, Господь пребывает с нами.

Другое дело, что каждый человек в своей жизни может удаляться от Бога. Иногда это удаление бывает настолько существенным, что человек перестает ощущать присутствие Бога. Это не потому, что Бог покинул его или этот мир. Человек сам, в силу своей греховности, иногда отходит от Бога так далеко, что ему кажется, что его жизнь погружается во мрак, что Бога в ней нет. Это проблема не мира в целом, и это не Бог вдруг ушел. Это деяние самого человека, который удаляется от Бога.

Часто я вспоминаю аналогию преподобного аввы Дорофея, который говорил о том, что Бог – это свет, и, как сказано в Священном Писании, если человек заходит в комнату, лишенную источника света, и не видит абсолютно ничего, это признак удаленности от Бога.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записали Игорь Лунёв и Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30
  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать